Демилитаризации Аландских островов было положено начало после Крымской войны 1850 года. Нынешнее положение архипелага выгодно Финляндии

Демилитаризации Аландских островов было положено начало после Крымской войны 1850 года. Нынешнее положение архипелага выгодно ФинляндииФинляндия: 100 лет в разводе с Россией

Сиа Спилиопулу Окермарк (Sia Spiliopoulou Åkermark)

Всю свою столетнюю историю Финляндия выступала за мирное сотрудничество и сдерживание политики применения силы. Демилитаризация Аландских островов играет большую роль в традиционной многосторонней стратегии Финляндии.

Демилитаризация Аландских островов является частью мировой системы коллективной безопасности. Система признает возможность конфронтации интересов различных государств и увеличивает территориальную безопасность путем создания зон, в которых военные противостояния запрещены.

Начало демилитаризации Аландских островов было положено после Крымской войны 1850 года. Вслед за получением Финляндией независимости и по решению Лиги Наций статус демилитаризованной территории был дополнен статусом нейтралитета в период ведения военных действий. Позже статус Аландских островов был подтвержден — одновременно с принятием Финляндии в члены ЕС.

Демилитаризация Аландских островов − хороший пример того, как небольшими шагами можно решать сложные проблемы. Чем дольше действуют договоры и чем больше сторон к ним присоединяется, тем важнее они становятся.

Некоторые исследователи считают, что нарушения договора, которые произошли во время мировых войн, ослабили статус демилитаризованной территории. Чаще всего в пример приводится высадка шведских войск на острова в 1918 году и советские бомбы, падавшие во время Второй мировой войны в Архипелаговое море и на Мариехамн.

Во время войны каждое государство стремится защитить свою территориальную неприкосновенность и свои интересы. Именно для этого существует демилитаризация: чтобы избежать витка применения насилия и создать возможность для диалога.

Современный порядок разрешает проводить оборонительные действия из практических соображений. Например, Финляндия может в чрезвычайной ситуации временно ввести на Аландские острова вооруженные силы для поддержания порядка, а во время войны Финляндия может заминировать воды вокруг Аландских островов для обеспечения статуса нейтральности островов. Однако этим правом на оборону архипелага обладает только Финляндия.

Вместо того, чтобы выбрать хлопотное и дорогое военное присутствие, Финляндия могла бы вкладывать средства в эффективный контроль за своими внешними границами.

Военная готовность − главный вопрос обороны. Аландские острова получили статус демилитаризованной зоны именно из-за своего важного стратегического значения. Военная готовность касается по понятным причинам также и Аландских островов, но она не нарушает международного права и с ее помощью нельзя обосновать изменение правовых норм.

Финляндия строит свою внешнеполитическую линию и политику безопасности на принципах мирного сотрудничества. Такой линии она продолжает придерживаться, несмотря на препятствия, которые исходят в основном от восточного соседа.

Сотрудничество с ООН, которое способствует соблюдению коллективной безопасности, всегда было особенно важным для Финляндии. Сотрудничество Северных стран, ОБСЕ, ЕС и Арктический Совет также являются примерами стремления сосредоточиться на многосторонних не военных вопросах.

Дисбаланс в международной политике, при котором с одной стороны находится сверхдержава, а с другой — маленькая страна, пагубен для более слабой стороны. Многостороннее сотрудничество компенсирует такой дисбаланс. В этом состоит предназначение ООН и международного права: война исключена из Устава ООН, и этот принцип следует соблюдать безусловно.

Дисбаланс сил присутствует всегда, независимо от того, какие страны в данный момент являются сверхдержавами. Международная система вмешивается в недостатки, вызванные дисбалансом власти, и обеспечивает право на самоопределение небольших государств.

Подобная дальновидная, миролюбивая и прагматичная многосторонность обеспечивает Финляндии надежную законность и право голоса в международных вопросах, несмотря на небольшие размеры страны.

Сейчас речь идет о том, будет ли Финляндия продолжать свою традиционную оборонительную линию в духе Устава ООН или же выберет систему, поддерживающую принцип поляризованной милитаризации, в которой на первом месте стоит логика устрашения.

Сиа Спилиопулу Окермарк (Sia Spiliopoulou Åkermark), Институт мира Аландских островов

Источник: inosmi.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *