Долги за «коммуналку»: будут ли у украинцев отбирать жилье/Проблемы могут начаться у тех граждан, которые должны более 14,5 тыс грн

В преддверии отопительного сезона украинцы подсчитывают свои финансовые возможности оплачивать коммунальные услуги по новым тарифам

Фото: УНИАН

Очередь за коммунальными субсидиями выстраивается все длиннее с приближением отопительного сезона. Чиновники, понимая, что льгот на всех не хватит, предсказывают рост долгов за услуги ЖКХ. В свою очередь в Минрегионразвития признают, что выбивать долги со злостных неплательщиков в судах предприятиям становится все труднее и дороже. При этом судебные тяжбы вовсе не гарантируют возмещения долгов.

Чем меньше остается времени до старта отопительного сезона, тем стремительнее растут опасений у граждан относительно новых тарифов на коммунальные услуги. С установлением рыночной цены на газ правительство отменило льготный тариф для населения на время отопительного сезона в размере 50%. Начиная с октября, украинцам придется платить за 1 тыс куб. м газа почти 6,9 тыс грн, тогда как в прошлый отопительный сезон цена цена была на уровне 3,6 тыс грн. Следом за этим решением Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, повысила тарифы на отопление и горячую воду. В Кабмине, чтобы компенсировать удорожание «коммуналки», увеличили расходы на субсидии — с 18 до более 40 млрд грн.

В январе-июне этого года за субсидиями обратилось свыше 3,2 млн домохозяйств, что на 61,3% больше, чем за такой же период годом ранее, сообщила в среду, 20 июля, Государственная служба статистики. Общая сумма начисленных субсидий превысила 2,4 млрд грн, тогда как в 2015 году она была немногим боле 0,3 млрд грн.

На сегодняшний день расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, согласно официальной статистике, занимают 16,4% в структуре трат домохозяйств. С повышением тарифов эта доля вырастит еще больше. Количество домохозяйств, которые будут получать жилищные субсидии, вырастет до 8-9 млн, прогнозирует министр социальной политики Андрей Рева. Но, в любом случае, многим гражданам придется платить по-новому. В связи с этим в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства прогнозируют сокращение уровня расчетов населением за коммунальные услуги на 30%. «Вероятность того, что неплатежи со стороны населения вырастут – высокая», — заявил в июне замминистра Эдуард Кругляк.

Платить по счетам

Описание имущества — это крайняя мера, которую могут применить к должникам из-за просроченной оплаты коммунальных услуг. Прежде поставщики услуг предложат договориться. Кроме того, согласно действующему законодательству, опоздав с оплатой квитанций, потребитель обязан заплатить пеню. Другой вопрос, что сегодня законодательно не определен размер пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги и механизм ее начисления и взыскания, говорит директор департамента экономики систем жизнеобеспечения Минрегиона Наталья Хоцяновская.

Едва ли не единственный выход для поставщика услуг вернуть долг — обратиться в суд. Но, опять-таки, если договориться с должником не удалось. «Сейчас обращение предприятия в суд является единственным средством воздействия на должников», — уточнила Хоцяновская. Правда, по ее словам, после повышение ставок судебного сбора предприятия не всегда решаются обращаться в суд с исками, так как, во-первых, это дорого, во-вторых, не всегда эффективно, поскольку есть еще одна проблема — низкая результативность исполнительной службы. «По информации предприятий жилищно-коммунальной сферы, во многих случаях наблюдается неэффективная работа исполнительной службы по выполнению судебных решений», — говорит директор департамента Минрегиона.

Наиболее злостных должников «коммунальщики» могут припугнуть арестом жилья. Но разрешить это может только суд, приняв соответствующее решение. И то при условии, если сумма долга превышает десять минимальных зарплат, что на сегодняшний день составляет 14,5 тыс грн. «В таком случае государственный исполнитель обязан принять все меры для исполнения решения за счет другого имущества должника», — следует из закона об исполнительном производстве. Причем новая редакция закона, которая вступит в силу с октября нынешнего года, увеличит порог долга, до которого запрещен арест жилья, с 10 до 20 минимальных зарплат — с 14,5 тыс. грн до 29 тыс грн.

Учитывая, что, по данным Госстата, средний размер платежки за коммунальные услуги в начале года составлял 1250 грн, потребуется как минимум два года на то, чтобы накопить просроченных квитанций на более чем 29 тыс грн. Правда, для каждой семьи этот срок будет отличаться в зависимости от объема потребляемых услуг и размера жилой площади.

В Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства на запрос «Апостроф. Экономика» не предоставили данные относительно количества случаев выселения за коммунальные долги. Но, как объяснила Наталья Хоцяновская, согласно постановлению Верховной рады от марта 1999 года, местным органам власти и предприятиям независимо от их форм собственности запрещено отключать жилищные помещения от электричества, тепла, воды и газа, а также выселять граждан из их жилья в случае неуплаты за услуги ЖКХ по причине не выплаченной зарплаты, пенсии или в связи с неполучением субсидии.

Игра на публику

Коммунальными проблемами граждан, как правило, больше остальных обеспокоены оппозиционные политики и партии. Причем этот интерес пропадает, как только политическая сила становится ближе к власти. Едва ли не каждый год в парламенте появляются законопроекты о моратории на выселение граждан за коммунальные долги, запрете начисления пени. В начале 2012 года, когда правительство возглавлял Николай Азаров, лидер «Фронта змин» Арсений Яценюк внес в Раду проект закона, которым предлагал запретить начисление и взимание пени предприятиями ЖКХ за несвоевременные расчеты граждан до полного погашения государством задолженности по оплате труда и пенсиям. Парламентарии эту инициативу Яценюка не поддержали.

Через несколько лет этот вопрос с подобной формулировкой подняли уже депутаты «Оппозиционного блока», чьи предшественники из «Партии регионов» в свое время отказались голосовать за мораторий, предложенный Яценюком.

В марте 2015 года Наталья Королевская из «Оппоблока» вместе с коллегами по фракции зарегистрировала законопроект, который, среди прочего, предусматривал установление моратория на выселение, взыскание жилья, начисление и взимание пени и других штрафных санкций за услуги ЖКХ и прекращение их предоставления. Необходимость таких изменений, как и Арсений Яценюк за три года до этого, Королевская аргументировала низким социально-экономическим положением, а также большой задолженностью государства по зарплатам перед гражданами. Впрочем, документ до сих пор на рассмотрение в зал не выносили.

В Главном научно-экспертном управлении парламента указали, что проблема не настолько масштабная, как об этом говорят нардепы. По данным экспертов ВР, в настоящее время отсутствует информация о случаях вынесения судебных решений о взыскании жилья за неуплату жилищно-коммунальных услуг, потому, введение моратория не имеет смысла.

Власти на местах в свою очередь предприняли попытку остановить рост тарифов. Несколько горсоветов уже ввели мораторий на удорожание «коммуналки». Премьер-министр Владимир Гройсман назвал такие решения «политическим выбором», причем «бесперспективным». «Вы можете оставить цены, которые считаете необходимыми, а разницу цены газа вы можете компенсировать из своих собственных бюджетов, но через несколько лет вы будете на грани банкротства, потому что нельзя продавать за 20 копеек то, что стоит 1 грн», – заявил Гройсман на встрече с мэрами городов в понедельник 19 июля.

При этом премьер заверил, что действующая система субсидий должна справиться со своей задачей, оградив действительно нуждающихся украинцев от высоких тарифов. Насколько это сработает станет известно уже осенью, когда количество просителей субсидий будет на пике.

Источник: apostrophe.com.ua

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *