Где прячутся корабли прошлого: кладбища на дне морей

Ученые случайно обнаружили в Черном море более 40 судов времен Византии и Османской империи, что стало одной из крупнейших находок такого рода в истории.  

Кладбище древних кораблей времен Византии и Османской империи случайно обнаружила на дне Черного моря международная команда археологов. Находка не была целью экспедиции, однако, возможно, станет главным ее результатом, пишет Daily Mail.

В рамках проекта Центра морской археологии Университета Саутгемптона (Великобритания) ученые занимались геофизическими исследованиями: изучали дно на уровне ниже 1,8 км, пытались установить, когда поднялся уровень Черного моря, как быстро это произошло, и какое влияние оказал этот процесс на поселения у берегов современной Болгарии.

Для работы использовались две подводные лодки с дистанционным управлением и специальным оборудованием. Они позволяли снимать на большой глубине, фиксировать геофизические показатели и сканировать дно в радиусе нескольких километров.

Во время работы ученые натолкнулись на обломки кораблей, прекрасно сохранившиеся в условиях полного отсутствия солнечного света и кислорода — в так называемой «мертвой зоне». При обследовании выяснилось, что суда принадлежат различным историческим эпохам. Технологии 3D-моделирования позволили воссоздать облик некоторых из них.

«В условиях отсутствия кислорода на глубине более 150 метров они удивительно хорошо сохранились, — подчеркнул руководитель Черноморского проекта подводной археологии профессор Джон Адамс. — С помощью 3D-технологий для подводных образований мы смогли получить несколько удивительных изображений, даже не потревожив дно».

Explorers find more than 40 ancient shipwrecks in the Black Sea https://t.co/Okm0xIPVW2

— Rodrigo Pacheco-Ruiz (@RPachecoRuizSea) 25 октября 2016 г.

Отмечается, что среди этих 40 кораблей было найдено немало такого типа, о котором не было никаких сведений ранее. Помимо всего прочего, находка позволит лучше понять, как взаимодействовали между собой народы, проживавшие на берегу Черного моря.

А между тем 2016 год оказался богат на такого рода находки затонувших кораблей. Портал «МИР 24» собрал наиболее значимые эпизоды.

Архипелаг Фурни

Исследования у берегов архипелага Фурни на востоке Эгейского моря началось еще в 2015 году, когда местный рыбак связался с археологами и рассказал, что не раз замечал на дне скопления глиняных амфор. Ученые заинтересовались сообщением и снарядили экспедицию.

Результаты работ стали сенсацией в научном мире. За пару недель были найдены останки 22 кораблей, что уже стало мировым рекордом. Но в июне этого года «улов» оказался еще значительнее — 23 судна. При этом обследована всего лишь треть прибрежных вод архипелага.

Затонувшие корабли находили практически у каждого средиземноморского острова или группы островов. Но обычно речь шла о трех или четырех судах, а не о почти полусотне.

Американский морской археолог Питер Кэмпбелл, непосредственный участник работ, объясняет такое скопление расположением Фурни, наличием в нем удобных бухт и тем, что мимо него, по всей видимости, пролегали торговые маршруты прошлого.

«Вообще-то Фурни — безопасное место. Количество крушений скорее обусловлены высоким «трафиком» судов в здешних водах в определенные исторические период», — уверен он.

По словам ученого, корабли, проходившие Фурни, нередко прятались в многочисленных бухтах от северо-западных ветров, обычных для этой местности. Однако если шторм шел с юга, то суда оказывались в ловушке — их несло на скалы и разбивало. Именно такая картина, отмечает он, соответствует груде разбитой керамики, которую поднимают со дна моря.

Пятая планета от Солнца «Юнона» раскрыла тайны Юпитера

Разнообразие затонувших кораблей также поразило исследователей. Самый древний из них относится к 525 году до н.э, последний — к началу XIX века. Есть также суда классического периода (480-323 гг. до н.э), эллинистического периода (323 год до н.э — 31 год), позднего римского периода (300-600 годы), Средневековья (500-1500 годы). География и характер грузов самые разнообразные — это амфоры, горшки, миски, светильники со всех берегов Средиземного моря.

При этом, по сути, работы пока в самом начале. Найдены только лежащие на небольших — менее 65 метров — глубинах обломки, причем на большую часть из них указали местные жители. В дальнейшем ученые хотят задействовать дистанционно управляемый подводный аппарат. А сами острова Фурни могут стать центром подводной археологии Средиземноморья.

#Greece:Breaking the silence over #Fournoi’s underwater antiquities between #Ikaria & #Samos https://t.co/7MELie42F5 pic.twitter.com/zMiqPQCubr

— Christos G Failadis (@xfailadis) 13 июля 2016 г.

Остров Делос

Еще одно открытие в Эгейском море сделано во время подводных исследований пролива между островами Делос и Риния. Там обнаружены семь древних торговых судов. В этом случае корабли искали целенаправленно, но на столь богатый результат никто не рассчитывал.

Вместе с ними удалось обнаружить и подводные развалины, в том числе здание на мощном фундаменте, которое могло быть частью портовых сооружений. Для подтверждения этой гипотезы в будущем здесь организуют подводные раскопки. Сами суда датируются поздним эллинистическим периодом — это первый век до н.э., кроме одного римского. Хотя именно римский корабль вызвал наибольший интерес, поскольку он меняет представление об истории острова — ранее считалось, что в это время Делос был практически заброшен.

Корабль Кука

В мае этого года о сенсационной находке сообщили из другой части земного шара. У берегов американского Ньюпорта сотрудники некоммерческой организации Rhode Island Marine Archeology Project (RIMP) обнаружили обломки 13 судов, а среди них, уверены они, есть части корабля «Индевор», на котором Джеймс Кук в 1770 году достиг берегов Австралии.

По мнению исследователей, корабль, которому после экспедиции Кука дали другое название — «Лорд Сэндвич», был затоплен британцами на мелководье в 1778 году вместе с 12-ю другими судами. Это произошло во время блокады залива Наррагансетт и штурма Род-Айленда.

Исполнительный директор RIMP Кэти Аббасс подчеркнула, что для истории США значение имеют все затонувшие корабли, поэтому в ходе детального изучения местности и сбора всех обломков они идентифицируют части каждого, в том числе те, что принадлежали «Индевору».

Fascinating. Captain Cook's #HMSEndeavor may have been found off the coast of #Newport #RhodeIsland. https://t.co/lQs4TFTasr

— Allison Rogers (@Alli_Rogers) 3 мая 2016 г.

«Террор»

В августе недалеко от острова Бичи в арктическом регионе Нунавут научная экспедиция обнаружила второй корабль из легендарной экспедиции британского полярника сэра Джона Франклина, который 170 лет назад пытался обнаружить так называемый Северо-Западный проход, то есть пройти из Атлантического океана в Тихий вдоль берега Канады.

Обломки первого корабля «Эребус», флагмана экспедиции, специалисты исследовательской организации Arctic Research Foundation нашли еще в 2014 году. А два месяца назад с помощью небольшой, управляемой дистанционно субмарины, они подошли к неизвестному судну, лежащему на дне, и убедились, что оно и является целью поисков. Внутри «Террора» найден склад с тарелками и банкой консервов, бутылки вина, столы и пустые полки, стол с выдвинутыми ящиками, внутри которых что-то находится.

Искать пропавшую экспедицию Франклина начали в 1848 году. В поиски отправились 11 британских и два американских корабля. Но все, что удалось обнаружить до недавнего времени — это несколько захоронений и личные вещи экипажа.

Parks Canada forced to play catch up on HMS Terror find /via @globeandmail https://t.co/zESsPA65CG

— Dr Fiona T Chandler (@FTerryChandler) 22 октября 2016 г.

Остров Сейбл

Этот небольшой — 42 км в длину и 1,5 км в ширину — кусок суши в Атлантическом океане в 180 км к юго-востоку от Новой Шотландии обнаружили не в этом году и даже не в этом столетии. Однако именно он с полным правом может считаться крупнейшим кладбищем кораблей в мире. Сколько судов потерпело крушение у его берегов, вряд ли возможно установить. По приблизительным подсчетам, только известных случаев зарегистрировано около 350-ти.

Дело в том, что недалеко от него сталкиваются два течения — теплый Гольфстрим и холодное Лабрадорское, которые порождают бурные водовороты. Но и это не все: остров, состоящий в основном из песка, движется со скоростью около 230 метров в год, то есть навигация в этом районе до появления авиаснимков и спутников была исключительна сложной. При этом высота острова невелика (самая высокая точка — холм Риггин-Хилл, 34 метра), с моря он едва различим, а почти все сезоны, за исключением июля,в этом районе бушуют штормы.

Вокруг острова находятся зыбучие пески, намываемые течениями. Корабль, угодивший в них, обречен. Через некоторое время от него почти не остается следов. Так, американский ученый Александр Грэхэм Белл, однажды организовавший спасательную экспедицию на Сейбл (он полагал, что там находятся люди, спасшиеся с парохода), засвидетельствовал, что барк «Крафтон Холл» сел на мель в апреле 1898 года, но уже в июле полностью исчез.

Время от времени дюны и отмели острова Сейбл открывают останки древних кораблей. Сейчас он является заповедником, попасть туда можно только по специальному разрешению. Постоянно на острове живут пять человек — персонал метеорологической станции.

Фото: NASA

Мыс Хаттерас

Вторым самым страшным районом восточного североамериканского побережья считается район напротив мыса Хаттерас вдоль Внешних отмелей Северной Каролины. С 1526 года, когда начали вести записи, в этом месте потерпели крушение более тысячи кораблей, среди них, например, броненосец USS Monitor, утонувший в 1862 году. Виной тому сложные погодные условия, сильные переменчивые течения — южная ветвь Лабрадорского течения здесь встречается с Гольфстримом — и, как следствие, трудности навигации.

Lest we forget… @MonitorNMS preserves NC coast underwater battlefields. #honor #sacrifice https://t.co/cfr6o8pnFn pic.twitter.com/deBAtMg01P

— Cape Hatteras NS (@CapeHatterasNPS) 28 августа 2016 г.

Подробнее в
сюжете Кораблекрушения
В Баренцевом море спасли севшее на мель судно
Замерзшие на мели: на середине Оби застрял теплоход
Источник: mir24.tv

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *