Кабмин взялся за Пенсионный фонд: утвержден план модернизации до 2020 года/Основные задачи: перевод пенсионных дел в электронную форму и снижение уровня «тенизации» бизнеса

Одними из основных задач модернизации Пенсионного фонда в Украине являются улучшение качества обслуживания граждан и сокращение сроков оформления пенсии

Фото: УНИАН

Кабинет министров одобрил предложенную председателем правления Пенсионного фонда Алексеем Зарудным «Стратегию модернизации и развития ПФУ». Документ был разработан Министерством соцполитики совместно со специалистами ПФ в соответствии с основными положениями договора об ассоциации между Украиной и ЕС, стратегией стабильного развития «Украина — 2020», программой деятельности Кабмина и рассчитан для выполнения до 2020 г. Среди основных задач и целей стратегии — упрощение процесса обслуживания граждан путем перевода пенсионных дел в электронную форму и снижение уровня «тенизации» бизнеса. Однако эксперты утверждают, что на создание электронного реестра документом отводится слишком много времени, а детенизация зарплат — вообще не сфера деятельности ПФ.

Правительство запускает процесс модернизации Пенсионного фонда до 2020 года. С этой целью была разработана соответствующая Стратегия. Среди основных задач модернизации можно выделить улучшение обслуживания граждан. Одним из главных недостатков сам премьер-министр считает длительный срок оформления пенсии. «Зачем делать это десять дней, с привлечением огромного количества людей, если это может занимать 15 минут», — отметил Владимир Гройсман на заседании Кабмина.

Для усовершенствования этого процесса Стратегией предусмотрено внедрение формата обслуживания граждан вне зависимости от их фактического места проживания. Другими словами, человек сможет оформить или получить пенсию в отделении ПФ в любой точке Украины. Также чиновники планируют внедрить технологию «единого окна» во фронт-офисах ПФ на уровне территориальной общины — места, куда человек смог бы подать всю необходимую документацию для получения пенсии. Далее эти документы будут передаваться в бэк-офисы ПФ для окончательной обработки.

Помимо этого облегчить жизнь пенсионерам, по мнению чиновников, должно внедрение электронных пенсионных дел и системы централизованного назначения (пересчета) либо выплаты пенсий на их основании. Этот процесс чиновники планируют завершить к 2020 г.

Также планируется проводить пенсионное обслуживание с использованием агентских пунктов, созданных на базе Укрпочты, банков и других юрлиц. Ну, и апогеем оптимизации должно стать внедрение модернизованного пенсионного удостоверения, которое по совместительству будет выполнять функции банковской карты. На ней будет зафиксирована вся необходимая информация о получателе этой карты: о льготах, участии в различных адресных программах и др.

Эксперты приветствуют перевод пенсионных дел в электронный формат, так как это ускорит и упростит доступ граждан к информации, а также снизит уровень умышленных и случайных нарушений в процессе выдачи пенсии. Однако, как отмечает председатель общественного совета ПФУ Галина Третьякова, чиновникам необходимо более оперативно воплотить эти планы в реальность.

«Перевод пенсионных дел пенсионеров в электронный вид до 2020 г. — это очень долго. Как мы сможем проконтролировать этот процесс, если к 2017 году будут оцифрованы лишь 20%, а все 100% только к 2020 году? В Стратегии говорится о том, что для ее выполнения не нужны бюджетные деньги, хотя было бы логичнее вложить к примеру 1 млрд грн в этот процесс, ускорить его и сэкономить в результате намного большую сумму», — говорит Третьякова. К примеру, сейчас часть денег может теряться из-за несовершенства ведения реестров ЗАГСами. Бывает так, что человек умер, а пенсию ему начисляют еще несколько лет. «Подобного рода ситуаций достаточно много. Пенсионные дела должны быть оцифрованы максимум до 2018 г.», — считает Третьякова.

Еще одним важным направлением модернизации и развития ПФУ разработчики Стратегии считают усовершенствование управления финансовыми ресурсами Фонда. С этой целью до 2020 г. должен быть внедрен ежемесячный мониторинг персонифицированных данных на базе Госреестра общеобязательного государственного соцстрахования о заработной плате. Эта информация будет сопоставляться с индикативными показателями и данными о финансово-экономической деятельности работодателей. Кроме того, чиновники хотят обеспечить своевременное реагирование на факты тенезации заработной платы. С этой целью планируется усилить взаимодействие ПФ с органами ГНС, Госслужбы по вопросам труда и другими контролирующими и правоохранительными органами.

При этом, как отмечают эксперты, у ПФ недостаточно полномочий для выявления таких нарушителей. «То, что ПФ поможет вывести компании из «тени», — очередная иллюзия правительства. Для этого есть соответствующие органы. Кроме того, очень сложно понять, как будут определяться эти индикаторы для различных отраслей. Да и никто не сможет проверить добросовестность бухгалтеров — 99% предприятий указывают как официальный минимальный уровень зарплат своих сотрудников», — подчеркнула Третьякова.

С ней соглашается и исполнительный директор центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Дмитрий Боярчук, отмечая, что экономическая разница при работе предприятия «в тени» и легально настолько велика, что недобросовестные компании предпочтут первый вариант. «При этом все предприятия-минимизаторы у налоговой и так как на ладони, и для их перевода в легальную плоскость модернизировать ничего не нужно, кроме налоговой системы», — резюмирует эксперт.

Источник: apostrophe.ua

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *