Спринт или марафон: какие обещания успел выполнить мэр Кличко/Виталий Кличко официально вступил в свою должность год назад

Виталий Кличко отмечает годовщину на посту мэра Киева

Фото: EPA/UPG

Прошел год с тех пор, как Виталий Кличко официально вступил в должность мэра Киева после местных выборов 2015 года. Правда, уже во второй раз. До этого он стал городским головой столицы 27 июня 2014 года. Жители Киева сделали неплохой выбор: за это время Кличко как минимум заставил их улыбнуться. И не раз. Вот поводов для радости за город было чуть меньше.

Мэр Кличко. Мэр-чемпион, мэр-спортсмен. Мэр, бегающий марафоны. Мэр, падающий с велосипеда. Мэр, мокнущий под дождем во время открытия фонтанов. Мэр, возненавидевший снег. Мэр… ну, не оратор. Мэр – свой парень. Такой визуальный образ киевского градоначальника можно извлечь из масс-медиа. Однако мэр определяется не образом, а поступками. И год работы (а по факту – уже больше двух) уже может кое о чем рассказать.

Виталий Кличко обещал сделать из Киева настоящий европейский город. «Апостроф» проанализировал успехи в самых амбициозных и интересных проектах городского головы.

Велосипеды

Виталий Кличко известен своей любовью к двухколесному транспорту. В своей электронной декларации мэр указал владение семью велосипедами разных марок. Продвижение велотранспорта стало одной из неотъемлемых частей его мэрства.

«Я уверен, что мы придем к тому, что велосипед станет в Киеве самым популярным видом транспорта», — подчеркнул Кличко и стал сам добираться до киевской мэрии на электробайке. А позже он решил посвятить в свою «религию» и патрульную полицию — летом мэр передал столичным копам 100 велосипедов, приобретенных за счет спонсоров.

Также Кличко пообещал в течение нескольких лет открыть в городе 600 км велодорожек, в том числе несколько маршрутов – в 2016 году. «До конца года планируем открыть еще несколько велодорожек. Одна из них – от Оболони до центра города. Рассчитываю, что вскоре будут открыты дорожки и на Подоле», — говорил Кличко еще в апреле этого года.

Однако вышеупомянутую дорожку с Оболони на Подол делать даже не начинали. Директор КП «Киевский центр развития городской среды» Денис Пивнев сказал «Апострофу», что ее строительство отложили до следующего года.

Сейчас городские власти совместно с активистами занимаются разработкой концепции развития велоинфраструктуры Киева, которую должны закончить уже до 20 декабря. В документе будет прописана стратегия развития велосипедного транспорта в городе, без которой дальнейшие действия предпринимать не целесообразно. Главной загвоздкой стали недостатки украинского законодательства в этой сфере и даже правил дорожного движения.

«Для того, чтобы строить дорожки, нужно, во-первых, понимать, откуда и куда, и нужно ли это. Потом определить очередность, потом определить, как именно они должны проходить, внести изменения в определенные законодательные акты, потому что у нас не урегулирован вопрос велодорожек и велосипедных трасс», — пояснил Пивнев.

В концепции развития велоинфраструктуры будет заложена и карта будущих маршрутов. Это, по словам Пивнева, порядка 50-70 км велосипедных дорожек. Киевсовет будет голосовать за документ уже в следующем году.

Один важный велосипедный маршрут при Кличко все же открыли – хотя еще в первую недолгую каденцию мэра. В сентябре 2015 года он лично испытал велодорожку с Троещины на Европейскую площадь. В этом году работы по ее устройству продолжались.

Мэр Киева Виталий Кличко на велопрогулке в центре столицы

Фото: УНИАН

«Из всего того, чтобы было раньше в Киеве сделано по велосипедной теме, на мой взгляд, это лучший вариант, — прокомментировала открытие дорожки координатор Ассоциации велосипедистов Киева Ксения Семенова, которую назначили советником городского головы по вопросам развития велоинфраструктуры. – Да, там все еще есть определенные недостатки, и они очень часто вызваны законодательством или нормативной базой. То есть даже не все зависит от города. Но, в общем, я вижу, что определенный прогресс есть».

По словам активистки, мешают развитию велотранспорта в украинской столице не только недостатки законодательной базы, но еще и устаревшие технологии ремонта дорог.

«По моему мнению, если город тратит деньги на ремонт дорог, то должны быть максимально учтены потребности пешеходов, маломобильных групп и велосипедистов. Это в том числе и мое задание, чтобы в следующем году такого не было», — отметила Семенова.

Другим важным событием для киевских велосипедистов должно было стать открытие обновленного киевского велотрека. В начале августа, инспектируя работы по реконструкции, мэр Киева заявил, что они завершены на 90% и до окончания остались считанные недели. Однако велотрек не открыли до сих пор. Спустя несколько дней после инспекции мэра покрытие тестировали сами велосипедисты. Проехавшись по велотреку, они заявили о плачевном состоянии поверхности, неровностях, опасных для езды.

«Причем это было опасно даже на невысокой скорости. Плюс в темноте подсветили фонарями, и при определенном угле освещения очень хорошо было видно, какие там неровности», — рассказал нашему изданию координатор общественной инициативы «Новый киевский велотрек» Владимир Мельник. Однако, в конце концов, активистам удалось добиться смены подрядчика.

«По рекомендации велосипедистов выбрали другую компанию, которая предложила нормальную технологию и начала делать по ней полотно. Те места, которые были сделаны на тот момент, были сделаны хорошо, но погодные условия изменились, пришла зима. При такой погоде, как сейчас, нельзя работать со строительными смесями, поэтому работы остановлены, пока не наступит более или менее стабильная теплая погода», — сказал Мельник, отметив, что объем работ все еще остается достаточно большой.

Тем временем Денис Пивнев уже уверено озвучил «Апострофу» новую дату открытия киевского велотрека — 22 апреля. Однако активист Владимир Мельник призывает не ориентироваться на конкретные даты, поскольку уже неоднократно надежды велолюбителей не сбывались. Напомним, что до этого Кличко обещал открыть столичный велотрек в конце мая – ко Дню Киева, позже открытие перенесли на июль, а затем отложили на неопределенный срок.

«Честно говоря, пока не станет тепло, пока не начнутся работы по полотну, нельзя будет просчитать график. Еще нужно посмотреть, как уже сделанные участки переживут зиму, перепады температур, снег. И тогда станет ясно, готовы ли все ориентироваться на эту дату», — отметил он.

Подольско-Воскресенский мост и метро

Вторым важным и, пожалуй, самым амбициозным обещанием Кличко стало завершение строительства Подольско-Воскресенского моста, который не сумели закончить его предшественники. Подольский мост, который должен соединить Троещину с правым берегом Днепра, начали строить еще в 1993 году, однако из-за недостатка финансирования работы несколько раз прекращались и возобновлялись. Нынешний мэр обязался открыть мост уже через три года – в 2019 году.

«Я взял перед киевлянами задачу – открыть мост через три года. Сначала откроем автомобильное сообщение. Для строительства линии метро через мост на Троещину необходима значительная сумма средств, но постепенно мы полностью запустим удобное сообщение между Троещиной и центром города», — подчеркнул мэр Киева.

Для этого Кличко обещал подключить свои зарубежные связи. По словам мэра, немецкие инвесторы уже выделили 200 тысяч евро на экспертизу проекта, а весной 2017 года в Киев приедет министр транспорта и цифровой инфраструктуры Германии Райнер Бомба для продолжения переговоров.

Экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава считает, что достроить Подольский мост за этот срок вполне реально.

«Оставшийся объем работ такой, что автомобильную часть запустить, конечно, до 2019 года можно. Времени достаточно даже для строительства моста с нуля», — сказал он в комментарии «Апострофу», добавив, что главный вопрос упирается в то, найдутся ли средства для такого строительства.

«Тут два варианта финансирования – либо внутренний ресурс: городской или государственный (но государственный вряд ли), либо привлечение городскими властями кредита. Найти инвесторов на этот проект бесперспективно», — сказал он.

Вопрос, найдутся ли такие деньги в городском бюджете, Кава предложил переадресовать мэру. «Это вопрос к мэру, готов ли он это делать или нет. Это вопрос сугубо политический», — отметил он.

Поскольку с Подольским мостом напрямую связано еще одно вечное обещание городских властей – метро на Троещину, то его снова отложили в долгий ящик. Вместо этого решили заняться более реальным проектом метро – на жилмассив Виноградарь.

Мэр Киева Виталий Кличко (справа) во время инспекции Подольско-Воскресенского моста в Киеве

Фото: УНИАН

Виталий Кличко сообщил, что в ближайшее время в столице презентуют проект продления Сырецко-Печерской ветки метро до Виноградаря. «Уверен, за мою каденцию на посту мэра Киева в столице должна быть открыта не одна станция метро», — сказал мэр в ноябре.

Однако это утверждение представляется несколько сомнительным, поскольку полномочия мэра истекут в 2020 году, а к этому времени будет готов только проект метро на Виноградарь (а не само строительство, как ошибочно писали некоторые СМИ). Хотя такую уверенность Кличко можно объяснить тем, что он ожидает быть избранным и на следующий срок. На данный момент метрополитен уже подписал договор с компанией «Киевметропроект», выигравшей тендер на проектирование строительства.

«Должно быть разработано три варианта трассирования метро на Виноградарь. По итогам общественного обсуждения будет выбран один вариант», — сказала «Апострофу» советник начальника киевского метрополитена Наталья Макогон. — После завершения проектирования город будет рассматривать варианты, и Киевсовет примет решение о темпах строительства, которые будут зависеть от возможностей бюджета и социально-экономического уровня города».

Макогон отметила, что продление зеленой ветки киевского метро будет финансироваться из бюджетных средств. Один лишь проект метро обойдется в почти 141 миллион гривен.

Решение отдать приоритет Виноградарю, куда метро можно провести быстрее и дешевле, Александр Кава назвал прагматичным.

«Это действительно прагматичное решение, поскольку метро на Троещину с электоральной точки зрения – сделать очень тяжело, потому что от начала строительства первого пускового участка до запуска первого участка новой линии пройдет не менее 7 лет. А учитывая каденции, электоральные циклы, понимаете, ленточку перерезать тяжело», — сказал экс-замминистра инфраструктуры.

По его словам, денег, за которые можно построить метро на Виноградарь, не хватит и на четверть линии на Троещину. Все дело в том, что продлевать существующую линию гораздо быстрее, проще и дешевле, чем строить новую.

«Но будут ли выделены на это деньги из городского бюджета – это уже вопрос политический, который зависит от искренности намерения руководства города это сделать», — подытожил Кава.

Украинский «Диснейленд»

Еще одним любопытным проектом Виталия Кличко является строительство парка развлечений в столичном Гидропарке. В частности, мэр хочет, чтобы там появилось огромное колесо обозрения, не меньше лондонского (колесо London Eye — 135 метров в высоту).

«Я хотел бы сделать из Гидропарка украинский «Диснейленд», — уже неоднократно повторял мэр Виталий Кличко.

Этот проект также находится в зачаточной стадии, столичная власть собирается только в скором времени представить концепцию развития Гидропарка.

«Киевские власти работают с международными корпорациями, которые известны созданием концепций таких зон. Есть, например, в Германии «Европа-парк», есть другие известные парки в той же Испании, возле Барселоны, есть парижский «Диснейленд». Соответственно, был изучен опыт всех этих направлений», — сказал «Апострофу» советник мэра Киева, нардеп Дмитрий Белоцерковец.

О сроках реализации такого проекта говорить преждевременно. Неизвестна пока и тематика будущего парка развлечений в Гидропарке.

Мэр Киева Виталий Кличко осматривает душ во время инспекции в Гидропарке

Фото: УНИАН

«Во всем мире, как нам объяснили эксперты, не мы определяем тематику, ее определяют исключительно концептологи. Исходя из объективных факторов – пассажиропотоков, структуры населения, привлекательности для туристов, они предлагают различные тематики», — пояснил Белоцерковец.

Он отметил, что городу предложат несколько тематик. И на основании общественных слушаний киевляне выберут ту, которая им более по душе.

Сокоординатор Совета по урбанистике Киева Григорий Мельничук отмечает, что идея мэра в общем-то не нова, ведь Гидропарк изначально проектировался как парк развлечений.

«Там были аттракционы, целый ряд спортивных сооружений. Но, к сожалению, уже в период 1990-х – начала 2000-х там открывались различные развлекательные и питейные заведения; аттракционы напоминают Чернобыльскую зону», — сказал он.

Борьба с МАФами

Очистка столицы от стихийной торговли и от малых архитектурных форм была одним из пунктов программы Кличко перед выборами 2015 года. Немаловажной частью противостояния городских властей и владельцев ларьков стала борьба из-за запрета на реализацию алкоголя. Киевский городской совет запретил продавать спиртное в МАФах с 12 апреля. Такое решение вызвало недовольство предпринимателей, которые тогда устроили митинг под зданием мэрии и даже пошли на штурм здания КГГА.

Впрочем, Антимонопольный комитет признал решение киевских депутатов незаконным и обязал отменить его. Мафовики выиграли суд в первой инстанции, город подал апелляцию, и 29 ноября Апелляционный суд снова принял решение в пользу владельцев киосков. В последнем интервью Кличко заявил, что принятое городом решение не было прихотью чиновников, а основывалось на жалобах киевлян.

«Уверен в том, что запрет на продажу алкоголя в МАФах и ограничения продажи алкоголя ночью (с 12 октября также в силу вступил запрет на продажу алкогольных напитков в супермаркетах и магазинах с 23:00 до 10:00, — «Апостроф») должны действовать. Это — мировая практика, она эффективно работает», — подчеркнул мэр, добавив, что власть не изменит своей позиции и обжалует отмену запрета в высшей судебной инстанции.

Однако, по словам главного борца с МАФами, экс-главы Департамента благоустройства КГГА Дмитрия Белоцерковца, решение Апелляционного суда и вовсе не имеет практической силы.

«Суд принял решение относительно политического решения горсовета о запрете на продажу алкоголя. Но по факту алкоголь в МАФах продается не на основании политического запрета горсовета, а на основе того, что Департамент архитектуры не выдает разрешительные документы тем МАФам, которые торгуют алкоголем. Что имеется в виду? Есть понятие функционала МАФов, который является исключительной компетенцией местных городских советов. Что подразумевается под функционалом МАФов? Например, выдается разрешение на торговлю газетами, на предоставление услуг ремонта обуви, на торговлю продуктами, водой, сигаретами. Раньше был алкоголь», — сказал Белоцерковец.

Сейчас же город больше не выдает разрешительные документы для реализации в киосках алкогольных напитков. Все МАФы, замеченные за подобным нарушением, — подлежат сносу.

«Действительно, данное решение немного вносит противоречие с точки зрения нормативно-правовой базы города, но в течение ближайшего времени Киевсоветом будет вынесено решение, которое нормализует эту ситуацию. Фактически запрет на продажу алкоголя продолжает действовать», — пояснил советник мэра.

В целом, в борьбе мафовиков с городскими властями преимущество, скорее, на стороне последних. Дмитрий Белоцерковец сказал, что за два года в Киеве было снесено около 10 тысяч незаконных МАФов, что равносильно 4 тысячам конструкций.

«Остались самые сложные объекты, которые являются капитальными, большими, глобальными, двухэтажными, которые надо очень долго демонтировать. Помимо этого, стал очень актуальным вопрос передвижной торговли. А демонтажные бригады занимаются всем – и незаконными пристройками, и незаконными ресторанами, и началом незаконного строительства многоквартирных домов. Поэтому темп немного упал», — отметил Белоцерковец. Главным достижением в этой сфере он назвал публикацию списка всех законных и незаконных конструкций.

Мэр Киева Виталий Кличко во время инспекции МАФов возле станции метро «Политехнический институт» в Киеве

Фото: УНИАН

Впрочем, сносить-то сносят, а альтернативы для предпринимателей, которым нужно найти другие торговые площади взамен демонтированным МАФам, пока нет.

«Не так быстро, как заявлялось, проводятся действия по активизации первых этажей зданий, то есть упрощение процедуры перевода из жилого фонда в нежилой. Это бы создало альтернативу», — говорит Григорий Мельничук.

Разумеется, действия столичных властей и коммунальщиков натыкаются на сопротивление со стороны владельцев МАФов. Во вторник, 6 декабря, предприниматели собирают очередной митинг против демонтажа (в том числе за продажу алкоголя) – на этот раз под зданием Верховной Рады.

Глава «Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса» Руслан Соболь подчеркнул, что процесс сноса киосков происходит закрыто, кулуарно, и не ясно, какова конечная цель всех этих процессов. В то же время, по его словам, предпринимателям хотелось бы видеть этот план развития города.

«Я как киевлянин в третьем поколении хотел бы понимать, какую программу развития воплощают в жизнь городские власти. Во-первых, мне это небезразлично. Во-вторых, как активному участнику предпринимательства мне жизненно важно понимать, что меня ожидает через год-два, чтобы я мог спрогнозировать свою деятельность», — сказал Соболь в комментарии «Апострофу».

Урбанист Григорий Мельничук также отмечает большую городскую проблему с планом – в вопросе застройки и планировки столицы.

«У нас сложная ситуация с генеральным планом, вопросами зонинга и генеральных планов территорий. Здесь в принципе сложную ситуацию заложила еще предыдущая власть. У нас, по сути, есть два генеральных плана: действующий до 2020 года и проект генплана до 2025 года, который не очень приемлем общественностью и экспертами», — говорит Мельничук. По его словам, неупорядоченность строительной документации и стала причиной появления пресловутого театра на Андреевском спуске, который невзлюбили киевляне.

Впрочем, в большинстве масштабных проектов мэра такой проблемы быть не должно. Развивать велоинфраструктуру и обустраивать «Диснейленд» в Гидропарке будут согласно готовящимся концепциям. Что касается серьезных инфраструктурных проектов, как мост и метро, то тут, безусловно, проектирование является лишь первым этапом.

Пожалуй, проблема как раз в том, что киевский мэр успел наобещать многого до того, как эти концепции, стратегии и планы были готовы. Уж коль скоро он взялся за проекты, не сулящие быстрых плюшек, то, может, правильным было бы не делать громких заявлений, на которых его впоследствии будет легко поймать. Однако же и политики, и электорат никогда не жили совсем без обещаний.

Проверить киевского мэра можно будет еще не скоро, только ближе к концу его второго срока. А вот будущий конкурс Евровидение в 2017 году и финал Лиги чемпионов в 2018 году станут промежуточными экзаменами для Кличко на профпригодность.

Источник: apostrophe.ua

Новости по теме:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *