Уровень культуры — это вопрос безопасности. Интервью с директором ГОГОЛЬFEST

Фото: PORTOFRANKO GOGOLFEST Максим Демский уверен, что развитие культуры является одним из основных вопросов безопасности Украины

Директор ГОГОЛЬFEST Максим Демский дал интервью журналу Корреспондент.

В Ивано-Франковске готовятся к масштабному культурному событию. С 8 по 12 июня город станет площадкой для фестиваля PORTO FRANKO GOGOLFEST — международного проекта, масштаб которого раньше могли позволить себе разве что Киев, Одесса или Львов, пишет Алексей Гвоздик в №21 издания от 3 июня 2016 года.

«Большинство фестивалей действительно проходят в крупных городах. У всех на слуху Одесский кинофестиваль, Форум книгоиздателей во Львове, в столице — Docudays или Молодость. Остальная страна в этом плане — мёртвая зона, — рассуждает арт-директор фестиваля Максим Демский. — Мы узнаём о происходящем на периферии, только если там случается какая-то трагедия или катастрофа, привлекающая внимание СМИ.

Громкое культурное событие международного масштаба в небольшом Ивано-Франковске — это явление, которого, пожалуй, в Украине ещё не было. Тем более что проект объединил усилия сразу двух игроков: киевского фестиваля современного искусства ГОГОЛЬFEST и очень интересного, самобытного, но мало известного широкой публике, ивано-франковского фестиваля Porto Franko».

Демский говорит, что ещё одной особенностью является мультидисциплинарность события. В одном времени и пространстве фестиваль представляет театр, альтернативную и академическую музыку, хореографию, перформанс, визуальное искусство, кино, литературу и даже экологическое направление. Причём в некоторых моментах эти направления взаимодействуют между собой, создавая новые синтетические жанры. Подобных фестивалей у нас пока нет.

— Зачем проводить такое крупное мероприятие в небольшом Ивано-Франковске? Тем более в такое тяжёлое время, когда большинству людей точно не до арт-фестивалей.

— Одна из ошибок, которые сегодня дорого нам обходятся, — это неправильная оценка важности культурных событий. За годы независимости власть практически не обращала внимания на развитие культуры в регионах, а ведь это то, что в первую очередь формирует сознание человека, его мировоззрение, самоидентификацию в качестве гражданина своей страны.

В результате мы получили огромное количество людей, мышление и идеология которых позволяет приветствовать аннексию Крыма, искренне поддерживать создание самопровозглашённых республик и считать, что власть в Киеве захватили фашисты.

Уровень культуры надо поднимать по всей стране, потому что в какой-то мере это вопрос безопасности. Сейчас акцент делают в основном на востоке и меньше уделяют внимания другим регионам, но не стоит думать, что там всё так хорошо

Уровень культуры надо поднимать по всей стране, потому что в какой-то мере это вопрос безопасности. Сейчас акцент делают в основном на востоке и меньше уделяют внимания другим регионам, но не стоит думать, что там всё так хорошо. Взять, например, историю с автономией Закарпатья или сепаратистские движения в Одесской области.

И один из инструментов решения этих проблем — культура. Именно она может исполнять роль центрообразующей силы, которая способна объединять восток и запад, правых и левых в определённом пространстве, где люди понимают, что точки зрения могут быть разные, но надо выработать единую позицию. А также определить направление развития страны, которое бы устроило всех.

— Но чтобы изменить ситуацию в целом, одного фестиваля современного искусства слишком мало…

— По сути PORTOFRANKO GOGOLFEST — пилот более масштабного проекта под названием Культурная столица Украины. Это отечественный вариант проекта Культурная столица Европы, который в ЕС существует уже 30 лет. Каждый год один из городов Европы объявляется культурной столицей. И в этот город привлекается значительное финансирование. В результате в течение года там происходит множество культурных событий, которые привлекают вал туристов из других стран и популяризируют город.

Сейчас команда ГОГОЛЬFEST под руководством президента фестиваля режиссёра Влада Троицкого вместе с единомышленниками ведёт переговоры с Министерством культуры о возможности запуска такого проекта.

Эта концепция позволит решить важную для Украины проблему отсутствия культурного менеджмента. Инициативные группы, которые будут создавать «культурную столицу» в своих регионах, могут стать профессиональным кадровым ресурсом, способным помочь культуре страны выйти из дотационного малоразвитого состояния и превратиться в качественный продукт, привлекающий частные и международные инвестиции. Выйти на международную арену.

— Каких ресурсов требует подобный фестиваль? Как удалось найти их для Ивано-Франковска?

— Фестиваль был бы невозможен, если бы его в первую очередь не поддерживали в самом регионе. Когда в декабре прошлого года мы выступили с инициативой проведения фестиваля, идею сразу поддержали, причём на разных уровнях.

Соорганизаторами стали представители творческой элиты города. Костяк команды составили директор областного драматического театра Ростислав Держипильский, бывший главный архитектор Владимир Гайдар и представитель фестиваля PortoFranko композитор Роман Григорив.

Что очень важно, проект захотели поддержать и местные власти. И на уровне города, и на уровне области согласились, что такое мероприятие необходимо. Помогли с разрешениями и административными вопросами, выделили некоторую сумму для нашего бюджета.

Большую часть расходов взяли на себя два частных фонда и несколько коммерческих спонсоров. Выручили партнёры, с которыми мы работаем в Киеве. Они согласились предоставить технику чуть ли не в два раза дешевле рыночной стоимости.

— Чем руководствуются люди, вкладывающие деньги в фестиваль современного искусства? Вряд ли такое мероприятие можно назвать прибыльным.

— Фестиваль выгоден не с точки зрения прямых финансовых возвратов. Он помогает развитию городских локаций, имиджу города. Есть люди, которым интересно развивать не только какие-то местечковые предприятия, а регион в целом. Они, например, понимают, что вложение всего 2 млн грн (приблизительно таков бюджет фестиваля) для привлечения туристов на эту территорию — это немного. Прямое привлечение людей с помощью маркетинга и рекламы будет стоить дороже.

— Много ли посетителей вы рассчитываете привлечь? Всё-таки театр, хореография, артхаусное кино и современное визуальное искусство не рассчитаны на массовую аудиторию.

— Мы это понимаем. Создавая программу, мы специально включали туда более популярные вещи. В частности, альтернативную музыку, которая точно привлечёт много людей. Но, с другой стороны, чтобы создать широкую аудиторию, её сначала надо воспитать. Поэтому мы пытаемся разными способами донести какие-то узкоспециализированные, не массовые вещи до обычного зрителя. Например, в одном из перформансов профессиональные музыканты будут целый день ездить в Ивано-Франковских маршрутках, исполняя современные академические произведения.

Главное здесь — дать возможность людям продегустировать это искусство, чтобы у них начал развиваться вкус к таким вещам.

— О дегустации искусства не раз говорил Влад Троицкий в контексте ГОГОЛЬFEST. Не будет ли фестиваль во Франковске уменьшенной копией киевского фестиваля?

— Всё-таки это разные проекты. Хотя киевские кураторы и создают часть контента, PORTOFRANKO GOGOLFEST прежде всего ивано-франковский фестиваль. Это касается как финансовой, организационной составляющих, так и максимального использования местного контентного ресурса — художников, музыкантов, творческих коллективов. Даже те проекты, которые делают кураторы ГОГОЛЬFEST, тесно интегрированы в местную атмосферу, созданы специально для этого города.

***

Этот материал опубликован в №21 журнала Корреспондент от 3 июня 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Источник: korrespondent.net

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *