Акира Куросава в российских краях
Эурику де Барруш (Eurico de Barros)
Показ картины японского режиссера, снятой в СССР в 70-е годы — и получившей «Оскар» за лучший иностранный фильм — одно из событий этого кинематографического лета. Эурику де Барруш дает фильму пять звезд.
Раньше кино тоже отправлялось на каникулы. В течение долгих лет и даже некоторое время после революции 25 апреля премьеры как правило летом не проходили. По мере того как город пустел, в Лиссабоне также переставали показывать новые фильмы, и все кинотеатры жили ретроспективными показами. Когда лето заканчивалось и люди возвращались в город, начинался новый сезон премьер. Этот обычай остался в прошлом, и сейчас лето преподносит нам множество киноновинок, однако в последнее время некоторые кинопрокатчики делают ставку на возрождение великих фильмов прежних лет в новом качестве, и потому нынешний летний сезон позволит нам окунуться в атмосферу давно минувших дней. Этим летом в кинотеатрах «Барри Линдон» Стэнли Кубрика, а на текущей неделе еще один шедевр — «Дерсу Узала» Акиры Куросавы, выпущенный в 1975 году, в том же году что и картина Кубрика (В Португалии — под названием «Дерсу Узала — спепной орел»).
Начало 70-х годов было для Акиры Куросавы непростым периодом. Он отказался от съемок масштабной картины «Тора! Тора! Тора!» совместного производства США и Японии. Новый — и первый цветной — фильм Куросавы «Под стук трамвайных колёс» ожидал коммерческий провал и лавина критики. Куросаве не удавалось получить у японских студий и продюсеров финансирования для своих проектов. Глубоко подавленный, режиссер даже пытался покончить с собой. Наконец ему улыбнулась удача: от советской государственной киностудии «Мосфильм» поступило предложение снимать фильм в СССР, экранизацию «Дерсу Узала» — книги, по которой автор «Семи самураев» уже безуспешно пытался сделать фильм в 50-е годы в Японии.
Много лет спустя в мемуарах «Что-то вроде автобиографии» Куросава метафорически сравнит свой опыт работы над «Дерсу Узала» в СССР с нерестом «японского лосося в русскую реку». Какая же икра вышла из этого путешествия? Действие фильма разворачивается в начале двадцатого века в царской России и пересказывает книгу Владимира Арсеньева, военного инженера и топографа, посланного с небольшой группой солдат в экспедицию в азиатскую часть страны. Там и завязывается крепкая дружба ученого с Дерсу Узалой, старым и опытным охотником кочевого племени гольдов. Он становится проводником сначала зимней, а потом спустя несколько лет и летней экспедиции Арсеньева.
Акира Куросава снимает увлекательную приключенческую картину об исследовании диких краев, повествуя о редкой, но искренней и глубокой дружбе, связавшей капитана Арсеньева (Юрий Соломин), образованного городского человека, занимающегося наукой, и Дерсу Узала (Максим Мунзук, актер родом из того региона), практичного и опытного охотника, который живет среди лесов, там же добывает себе пропитание и который дважды спасает жизнь военного. Есть в этом фильме что-то от классических «вестернов» или от книг Жюля Верна, относимых к этому жанру и действие которых разворачивается в не столь далекие эпохи. Перед нами не просто приключение, но также редкая по красоте кинематографическая поэма, поющая гимн природе, которая может быть равно прекрасной и несущей погибель, природу можно назвать третьим персонажем этой истории; это также поэма о трогательном благородстве чувств, примером которого являются отношения между Арсеньевым и Узалой и то, как последний учит своих спутников узнавать, чувствовать и с уважением относиться к миру природы и быть щедрым по отношению к тем, кто проходит теми же лесными путями или живет их дарами.
В фильме есть несколько запоминающихся эпизодов, например, тот, в котором Арсеньев и Дерсу Узала спасаются от шторма на ледяной реке или когда охотник строит импровизированное укрытие, используя штатив от теодолита и растущие на берегу камыши; или фантастические кадры встречи солнца и луны в небе над бесплодными просторами степи, поглощающей в себе человека. История набирает элегический тон, когда охотник понимает, что теряет зрение, а с ним и возможность зарабатывать себе на жизнь и выжить в лесу, и Арсеньев предлагает ему поселиться с ним и его семьей в городе.
Там Дерсу Узала начинает скучать и томиться непривычной для него жизнью в обществе и в четырех стенах. Это своего рода предсказание конца бродячей жизни, трудной, самодостаточной и пребывающей в гармонии с природным и животным миром, со своими обычаями, умениями и суевериями, и конца людей, которые этот мир воплощают.
Картину «Дерсу Узала» ждал триумф в прокате, высокие оценки критиков, «Оскар» за лучший иностранный фильм, а режиссер смог получить финансовую поддержку для своих последующих фильмов («Тень воина», «Ран», «Сны») от Фрэнсиса Копполы, Джорджа Лукаса, Стивена Спилберга и Мартина Скорсезе. Лента, ознаменовавшая счастливую и яркую встречу лучших представителей японского и советского кино, также придала мужества и подарила новое дыхание жизни и карьере Акиры Куросавы.
Источник: