Директор Института промышленной экологии Александр Сигал
Фото: УНИАН
Счета за отопление в домах без счетчиков предприятия-поставщики тепла будут формировать по новому алгоритму. Соответствующее решение было принято на заседании Кабмина на прошлой неделе. Премьер-министр Владимир Гройсман поручил местным властям начислять оплату за тепло только по счетчикам, даже если они в доме не установлены. Поставляющие компании обязаны сами в течение отопительного сезона 2015-2016 годов установить тепловые счетчики там, где их еще нет. По состоянию на начало 2016 года ими были оборудованы чуть более половины многоквартирных домов в Украине.
Ситуация в сфере тепловой энергетики в Украине остается сложной. Многие города отказываются от централизованного отопления. А политика ценообразования такова, что порой выгоднее выбрасывать тепло в воздух. О проблемах в ЖКХ «Апостроф» пообщался со специалистом из отрасли коммунальной теплоэнергетики, директором Института промышленной экологии АЛЕКСАНДРОМ СИГАЛОМ.
— Скажите, пожалуйста, что изменят принятые решения в жизни простых граждан, как они отразятся на размерах новых платежей за декабрь?
— Рост цен на коммунальные услуги должен сопровождаться какими-то улучшениями. Человек, когда платит больше, хочет получить что-то лучшее, что-то дополнительное. К сожалению, система теплоснабжения в Украине только разваливается, распадается и ухудшается. Фактически мы сегодня пришли к тому, что продаем значительно ухудшенные услуги за большие деньги. К моему искреннему сожалению, нет видения поддержания и восстановления централизованного отопления у руководства страны.
— Что сегодня происходит с теплоснабжением в областях Украины?
— Двадцать пять лет назад 80% украинских городов имели централизованное отопление, в то время как в Европе этот показатель достигал всего 50-55%. Сейчас в странах ЕС запущен обратный процесс, и уровень централизации отопительных систем в среднем дошел уже до отметки 60-65%. В Украине, наоборот, на фоне всеобщего развала доля централизованного отопления за последние годы уменьшилась до 60%. В то время как страны Европы идут вверх, мы продолжаем идти вниз, причем делаем все возможное для того, чтобы этот процесс ускорился. Может, следует задуматься?
— Что на самом деле происходит, и в чем вы видите главную опасность от распада централизованных коммунальных предприятий, пока еще относящихся к системе КП «Теплокоммунэнерго»?
— Мы ежегодно теряем 3-5 городов с централизованной подачей тепла. В основном это большие райцентры, городские головы и местные советы которых принимают сомнительные, с технической точки зрения, решения уйти от централизованного теплоснабжения. Делают новую схему теплоснабжения, защищают ее в Минрегионе с обоснованием того, почему им нецелесообразно модернизировать схему централизованного теплоснабжения, а нужно уйти на индивидуалку.
— Выигрывает от перехода на индивидуальное отопление население городов или проигрывает?
— Города от этого точно проигрывают, от этого сиюминутно выигрывает население, да и то за счет абсолютно неконструктивной позиции НКРЭКУ. То есть это – чисто тарифная позиция. Если бы вам сказали, что вы покупаете сегодня здесь продукты, а напротив есть магазинчик, где вы можете купить те же продукты, но в худших условиях, да в антисанитарии, но за полцены… Уверяю вас, что значительная часть населения, достаточно бедная, пошла бы туда, чтобы купить в худших условиях. Улучшает ли это условия продажи? Нет, но это выгоднее вам сегодня, и вы на это соглашаетесь потому, что у вас нет денег, чтобы платить больше. Вот что происходит на самом деле.
— Как вы оцениваете сложившуюся сегодня ситуацию с начислением тарифов за коммунальные услуги?
— Мы имеем абсолютно безумные цены. Именно – безумные. Почему? Если я устанавливаю мусоросжигательный завод в центре города, то тепло, которое я буду производить, должен буду выбрасывать в воздух. Если я его выбрасываю, то оно не стоит ничего. Но если я его продаю населению, то должен это делать по той цене, которую мне устанавливает НКРЭКУ. А эта цена настолько завышена, что населению дешевле использовать электроэнергию для производства горячей воды, чем ту энергию, что я выбрасываю на улицу. И я буду продолжать это тепло выбрасывать.
— Выходит, вся проблема дальнейшего развития коммунальной теплоэнергетики заключается в установленном порядке ценообразования?
— Рынком управляют деньги, и на сегодняшний день структура ценообразования толкает нас к совершенно другим техническим решениям. У нас значительно худшие проблемы. Сегодня любая электростанция, которая находится в центре города, производит тепловую энергию и опять-таки выбрасывает ее. Потому что у нас по ценообразованию дешевле поставить рядом котел, производить это же тепло из газа и отдавать населению. И это тепло будет дешевле, чем та цена на тепловую энергию, которую для ТЭЦ установила НКРЭКУ.
Таким образом, у нас ценообразование толкает к тому, чтобы отапливать окружающую среду, выбрасывать большие объемы топлива и потреблять много газа. Это ценообразование было построено для того, чтобы Украина покупала больше российского газа, а не становилась энергетически независимой.
— Жители города Золочева, расположенного во Львовской области, не так давно приняли решение вместе с городским советом топить дома и школы дровами, чтобы не покупать дорогостоящий российский газ. Переведено на биомассу немалое количество небольших котельных в Чернигове, что позволило уже год назад сократить потребление природного газа в котлах на 82 миллиона кубометров. В топку идет все – дрова, паллеты, брикеты, гранулы, даже так называемые «энергетические» растения, типа ивы прутовидной, и биотопливо в виде соломы.
— Да, уже есть такие города. В частности, характерный недавний пример — город Глухов в Сумской области, которым управляет достаточно известный городской голова — Мишель Терещенко. Наследник наших сахарозаводчиков стал там мэром. Я недавно впервые с ним встречался, человек исключительно приятный в общении. Но в городе несколько достаточно больших котельных были уже переведены на биомассу. Биомассы остро не хватает, и подвозить твердое топливо за несколько сот километров уже нет никакого экономического смысла. Теперь перед нами стоит другая инженерная задача – как научиться в биомассовых котлах дополнительно сжигать газ. Сегодня в этих котлах сжигается порядка 40% газа. Хотят эту долю увеличивать, поскольку если сами биомассовые котлы перевести на газ, то они имеют довольно низкий КПД. Это тоже очевидно, как и то, что сегодня мы абсолютно неэффективно сжигаем природный газ.
В начале, когда вокруг была дешевая биомасса, это все было выгодно, сейчас — это крайне невыгодно. Поэтому такие города, как Глухов (не один город попал в такое положение), стараются найти выход из положения. Нужно очень внимательно смотреть и при переходе на биомассу понимать, что делать, если завтра ее не будет. В Александрии Кировоградской области в мэрии наступил легкий шок, когда отопление учебных заведений дровами вышло дороже, чем газом. Еще более радикально, чем в Золочеве, поступили в Ужгороде и Мукачеве. Там вообще отказались от централизованного отопления, и все учреждения и жилые дома отапливаются автономно.
— Давайте вернемся к вопросу оплаты за коммунальные услуги. Точной цифры задолженности населения за воду, электроэнергию и отопление сегодня достоверно не может назвать никто. По состоянию на 1 декабря 2016 года чиновниками разных рангов озвучивались разные цифры — от 12 до 16 млрд грн. Что будет дальше? Не приведет ли это к полному коллапсу и развалу всей системы ЖКХ.
— Во-первых, картина такая: даже те, кто может платить, говорят: «А, собственно, зачем мы должны платить? Сегодня штрафных санкций нет никаких». Я знаю целый ряд людей, которые эти деньги берут, у себя складывают дома в тумбочке и говорят: «Если завтра меня прижмут, я отнесу и заплачу. А если нет, то деньги останутся у меня, а вдруг спишут?» А если не спишут, то в любом случае от инфляции их может спасти перевод в другую валюту. Та часть населения, которой не из чего платить, может получить субсидию.
— Действительно ли выиграли от повышения тарифов теплосети? Судя по размерам выставленных населению платежей, руководители теплоснабжающих предприятий уже давно должны были бы ездить на лимузинах.
— Теплосети находятся в очень тяжелом положении. У них вместо денег — бумажки в виде субсидий. Эти бумажки само государство, которое их выпускает, брать не хочет, например, в виде уплаты налогов. Налоговая субсидий не берет, говорит, заплатите налоги деньгами. Зарплаты людям субсидиями тоже не отдашь. Частично удается заплатить за электроэнергию, газ. Но все говорят: ладно, давайте частично, но часть заплатите деньгами. Доля субсидий иногда доходит до 70-80%, и очень простой вопрос: где взять ту часть денег, которые все хотят, даже на уплату налогов. Сейчас чиновники от имени государства озвучили, что монетизации субсидий не будет. Хорошо, тогда пускай ваши же структуры, как минимум государственная налоговая администрация, принимают эти субсидии. Какой смысл в этих бумажках, которые накапливаются в коммунальных предприятиях, которые дальше никуда нельзя сдать? Если само государство считает, что это эквивалент денег, эквивалент оплат, то пускай тогда государство в лице налоговых структур и принимает эти субсидии.
— В КГГА снова собираются возвращаться к идее строительства мусоросжигательного завода в одном из спальных районов столицы. В качестве пилотного варианта упоминается жилмассив Троещина. Насколько это целесообразно посреди спального района сооружать очередное предприятие-монстр, а затем вовлекать в борьбу с его вредными выбросами с превышениями ПДК экологов?
— К самой идее я отношусь хорошо, потому что мы очень давно говорили о строительстве нормального мусоросжигательного завода, которые уже давно функционируют во всех европейских городах, например, по той же японской технологии. Это – очистка, это контроль. Та же Троещина уже имеет электростанцию, ТЭЦ-6. Я нигде не видел там, в центре Троещины, какого-нибудь столба, где бы высвечивались на табло концентрации загрязняющих веществ. А по требованию для мусоросжигающего завода все это должно быть.
Другой вопрос, что, скорее всего, ничего из этого не получится потому, что просматривается вариант кредита для Киева от банка «JICA». Собственно, это японская финансовая структура, и для того, чтобы этот кредит получить, нужно выполнить целый ряд требований. Часть финансирования должна быть со стороны Украины. Этих денег тоже нет — ни у города, ни у государства. Я думаю, что, к моему искреннему сожалению, все так и останется на уровне пустых разговоров. Хотя разговоры такие вести нужно. Каждый из нас в течение года выбрасывает одну тонну мусора. Из каждой этой тонны около половины составляет то, что можно сжечь, превратив это в очень дешевую энергию. Если мы говорим сегодня, что Киеву нечем платить, у нас очень высокие тарифы на тепловую и электрическую энергию, то это тот реальный путь, который мог бы опустить эти тарифы – столица получила бы бесплатное тепло и электроэнергию от сжигания мусора.
Дарницкая ТЭЦ – это не лучший пример. Лучшие примеры – это суперсовременные электростанции в Вене, в Париже. Я имею в виду мусоросжигательные заводы. На самом деле они называются ТЭЦ на возобновляемых источниках энергии. Город Киев уже давно заслуживает их иметь.
Источник: