Российский кинорежиссер Андрей Кончаловский, чей фильм «Рай» вошел в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке», дал интервью телеканалу «МИР 24».
Российский кинорежиссер Андрей Кончаловский, чей фильм «Рай» вошел в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке», дал интервью телеканалу «МИР 24».
— Андрей Сергеевич, вскоре выходит в прокат ваш фильм «Рай». Можно сказать, что ваша предыдущая картина сразу вышла на телевидении, минуя прокат в кинотеатрах. Почему сейчас вам было принципиально важно показать фильм именно в кинотеатрах?
Для меня это не принципиально. Я бы с удовольствием отдал прямо сразу на канал. Но канал решил, что хочет показать фильм еще в кинотеатрах.
— Почему вы против кинотеатров?
Я не против кинотеатров, просто сегодняшний зритель в кинотеатрах, как правило, ожидает увидеть какой-нибудь блокбастер, какой-нибудь фильм, который можно смотреть и жевать попкорн. А я на своих фильмах попкорн не продаю и запрещаю продавать попкорн. Поэтому на них идут люди, которые читают. Тем более, что этот фильм довольно сложный для восприятия, мне кажется. И я удивлен, что нашелся прокатчик, который хочет показывать фильм на экране. Я очень рад этому и ни в коем случае не против. Но говорить о том, что для меня это принципиально, неверно. Для меня принципиально снять кино и получить следующую работу. Вот эти две вещи, которые для меня принципиальны.
— В одном из интервью, посвященных фильму «Рай», вы рассказали, что фильм пришел к вам как озарение, как вспышка, а потом только понадобилось время, чтобы записать и расшифровать это послание. Действительно так было?
Вообще все фильмы так приходят, за исключением тех, которые ты делаешь за деньги, вернее для денег. Если ты делаешь фильм для денег, то тебе дают сценарий, ты смотришь и думаешь, — да, я хорошо сниму это и мне надо столько-то денег. Но это тоже могут быть хорошие работы, достойные фильмы, которые сняты для денег, коммерческие фильмы. Другое дело, когда картина делается как авторское кино. Для меня авторское кино — это как стихотворение. Поэт же не садится и не пишет первое слово, а потом думает, какое будет следующее. Он сразу чувствует некий образ стихотворения. Также и некий образ фильма можно почувствовать сразу. Это можно назвать интуицией, эврикой, озарением или вспышкой сознания. А потом начинается мучительный процесс разматывания того, что ты почувствовал, или попытка понять, что ты почувствовал.
— В картине «Рай», как и во многих своих фильмах, вы выступаете и сценаристом, и продюсером, и режиссером…
На всех картинах я сценарист.
— Вы боитесь доверять эту работу другим людям?
Нет, просто я снимаю авторское кино. А авторское кино означает, что автор — я. Не так много сценариев были написаны без моего участия, но это не были авторские фильмы. В данном случае это авторское кино и я просто записываю на бумаге то, что я хотел бы потом увидеть на экране.
— Тема фильма «Рай» достаточно сложная и тяжелая. Это Вторая мировая война. В центре сюжета три героя. Почему вы решили обратиться к такой неудобной для восприятия, нелегкой теме?
Нет ответа. Этот вопрос не ко мне. Вы же не спросите Бетховена, почему он решил написать 9-ю Симфонию? Захотелось, все… Больше ничего. Поэтому отвечать «Вы знаете, я решил…» и начинать подводить логическую форму, мне кажется было бы бессмысленно, я бы вас обманул.
Невероятно, но фактКем стали юные актеры
— Какой отзыв у зрителей должно это кино вызвать? Чего бы вы хотели?
Не знаю. Буду удивлен, если они почувствуют, что этот фильм им нужен. А если он им не нужен — они с этой картины уйдут. Для меня в определенном смысле неожиданно, что мои картины за последние пять лет кому-то нравятся и кто-то их смотрит с интересом. Я сейчас готов к провалу любой из своих новых картин.
— Почему? Потому что аудитория не такая?
Потому что я свободен. А свободный человек не думает об успехе в будущем.
— Вы упомянули, что готовите фильм о Микеланджело. На какой стадии сейчас находится этот проект?
Сейчас пытаемся сформировать до конца бюджет, деньги найти. Слава богу, в России достаточно интереса к картине. В частности, от фонда поддержки искусства и спорта Алишера Усманова. Поэтому я надеюсь, что мы эту картину сделаем.
— Вы собираетесь пригласить в проект непрофессиональных актеров. А кастинг уже проводили?
Нет, только начнем. Будем искать людей на улицах Тосканы. Конечно, будут и профессиональные актеры. Но в основном я буду снимать картину, как это делали мои великие учителя итальянского неореализма Витторио де Сика и Росселлини. Но все итальянцы – артисты.
— С локацией вы тоже определились?
Тоскана – это место, где жил Микеланджело, много бывал там. Будет не только Тоскана, но и Рим. Но в основном он жил между Римом и Тосканой. Провел много времени в мраморных карьерах Каррары, где знаменитый каррарский мрамор. Отношения скульптора и мрамора очень эмоциональные. Все свои великие вещи он сделал из мрамора.
— Вы в последнее время поставили трилогию в театре Моссовета по Чехову, вышел мюзикл «Преступление и наказание» по Достоевскому… Стоит ли ждать новые театральных премьер?
Не знаю пока. У меня есть планы, но я не уверен, что осуществлю их в будущем году. Потому что Микеланджело может отнять много времени и сил.
— У вас еще есть большой цикл, посвященный композиторам. Вы продолжаете над ним работать?
В данный момент мы остановились с этим. Но я надеюсь, что возобновлю его. Мне хотелось бы сделать более широкий спектр музыкальных передач. Я люблю музыку и хотел бы поделиться этой любовью со зрителями.
— А кто это будет?
Малер, Шенберг, Венская школа, очень интересная, и, конечно, хотелось бы коснуться совсем великих – Моцарта и Баха. Конечно, делать фильм о Бахе необходимо. Это музыка, которая успокаивает даже океаны.
— Андрей Сергеевич, спасибо вам за интервью.
Андрей Кончаловский родился 20 августа 1937 года в Москве. В 1964 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. В качестве режиссера и сценариста выпустил десятки фильмов. На 73-м Венецианском фестивале состоялась мировая премьера картины «Рай». Кончаловский получил приз за лучшую режиссуру. Фильм рассказывает о судьбах русской эмигрантки Ольги, французского следователя Жюля и офицера СС, немца Хельмута. В российский прокат «Рай» выходит в январе 2017 года.
Подробнее в
сюжете Большое интервью
Игорь Масленников: Я советую прислушиваться к судьбе
Эксклюзивное интервью главы ЕЭК Тиграна Саркисяна телеканалу «МИР»
Источник: