Православные украинцы по-прежнему разделены на два конфессионных лагеря, но с началом боевых действий на Донбассе популярность УПЦ КП постоянно растет, в то время как количество прихожан УПЦ МП уменьшается
Фото: Максим Сидоренко
Последние социологические исследования и оценки религиоведов свидетельствуют, что симпатии украинцев к той или иной религиозной конфессии в значительной степени зависят от политической власти в Украине. Кроме того, важным фактором, который сегодня определяет выбор граждан, в какую из церквей ходить на молитву, является война на Донбассе, рассказали эксперты в ходе круглого стола, организованного Открытым православным университетом Святой Софии-Премудрости (УПЦ МП) и КМИС.
В мае этого года Киевский международный институт социологии провел ежегодный опрос относительно конфессиональной принадлежности украинцев. Данные исследования были обнародованы во время заседания круглого стола на тему религиозно-конфессиональной самоидентификации населения по данным опроса общественного мнения. Как показывает исследование, по состоянию на май 2016 года к УПЦ МП относят себя более 12% опрошенных, в то время как к УПЦ КП — почти половина опрошенных (49%). В 2010 году можно было наблюдать несколько иную картину: тогда только треть украинцев относила себя к УПЦ КП.
Результаты опросов КМИС, проведенных в июне 2010 и мае 2016 годов
Скажіть, до якої конфесії/церкви Ви належите? |
Кількість респондентів |
Відсоток |
Різниця відсотків |
||
Варіанти відповідей / Рік опитування |
2010 |
2016 |
2010 |
2016 |
|
Українська Православна Церква (Київський Патрiархат) |
552 |
917 |
34,2 |
48,7 |
14,5 |
Українська Православна Церква (Московський Патрiархат) |
293 |
234 |
18,2 |
12,4 |
-5,8 |
Українська Автокефальна Православна Церква |
38 |
16 |
2,4 |
0,8 |
-1,5 |
Греко-католицька церква |
148 |
120 |
9,1 |
6,4 |
-2,8 |
Римо-католицька церква |
8 |
15 |
0,5 |
0,8 |
0,3 |
Протестантськi християнськi церкви |
13 |
20 |
0,8 |
1,1 |
0,3 |
Мусульманська |
11 |
4 |
0,7 |
0,2 |
-0,4 |
Iнша конфесiя |
15 |
4 |
0,9 |
0,2 |
-0,7 |
Вiруючий, але не належу до жодної конфесiї |
385 |
386 |
23,8 |
20,5 |
-3,3 |
Iнша вiдповiдь |
11 |
20 |
0,7 |
1,1 |
0,3 |
Невiруючий, атеїст |
111 |
88 |
6,9 |
4,7 |
-2,2 |
Важко сказати / Не знаю |
29 |
59 |
1,8 |
3,1 |
1,4 |
Разом |
1614 |
1881 |
100,0 |
100,0 |
Материалы круглого стола, организованного КМИС и Открытым православным университетом Святой Софии-Премудрости.
Похожий опрос провел также центр Разумкова в марте нынешнего года. По данным этого опроса, к УПЦ МП себя относят 15% опрошенных, а к УПЦ КП — 25%. В то же время 21% респондентов идентифицируют себя как просто «православные».
Результаты исследования, проведенного социологической службой Центра Разумкова с 25 по 30 марта 2016 во всех регионах Украины (за исключением Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей).
УПЦ (МП) |
УПЦ (КП) |
УАПЦ |
Просто православний |
Не знаю |
|
2000 |
9.2 |
12.1 |
1.3 |
38.6 |
4.6 |
2005 |
10.6 |
14 |
0.8 |
33.4 |
1.9 |
2010 |
23.6 |
15.1 |
0.9 |
25.9 |
1.6 |
2013 |
19.6 |
18.3 |
0.8 |
28.8 |
2.5 |
2014 |
17.4 |
22.4 |
0.7 |
28.1 |
1.4 |
2016 |
15 |
25 |
1.8 |
21.2 |
2 |
Сумма процентов не равна 100, поскольку в таблице не приведен процент тех, кто не относит себя к православным. Опрошено 2018 респондентов старше 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает — 2,3%. Исследование осуществлялось при поддержке Представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине.
Несмотря на отличия в данных, оба исследования показывают, что на сегодняшний день поддержка УПЦ КП возросла, а поддержка УПЦ МП снизилась. Как объясняют религиоведы, одной из причин является отказ руководства УПЦ МП осудить агрессию РФ на востоке Украины.
Религиовед и народный депутат Виктор Еленский, опираясь на исследования центра Разумкова, подчеркнул, что доверие населения к руководству Московского Патриархата снижается. «Если митрополиту Владимиру в 2010 году доверяли 54%, то митрополиту Онуфрию (митрополит УПЦ МП, — «Апостроф») в 2016 году — 31%. Патриарху Кириллу (патриарх РПЦ, — «Апостроф») в 2010 году доверяли 44%, а сейчас доверяют 19% «, — отметил Еленский. Он добавил, что уровень доверия к руководству УПЦ КП и УГКЦ практически не изменился.
Социологи объясняют, что популярность той или иной конфессии в значительной степени зависит от политических обстоятельств и от того, кто в текущий момент находится у власти в Украине. По словам Виктора Еленского, популярность УПЦ КП постоянно растет, с 1993 года к этой Церкви принадлежало больше верующих, чем к УПЦ МП. «Все исследования до 2008-2009 годов показывали, что существенно больше респондентов манифестируют свою принадлежность к Киевскому Патриархату, чем к Московскому. Ситуация изменилась в 2008 году и очень ощутимо в 2009 году, но только для того, чтобы потом, с началом войны, снова измениться в пользу Киевского Патриархата», — отмечает Еленский. Приверженность украинцев к УПЦ МП в 2008-2009 годах Еленский объясняет тогдашней проукраинской позицией церковного руководства, в частности покойного митрополита Владимира Сабодана.
Как показывают социологические опросы, после прихода к власти президента Виктора Януковича УПЦ МП стала пользоваться большей общественной поддержкой, которую начала терять только с началом войны на востоке Украины.
Социологи также подчеркивают, что количество зарегистрированных общин у двух крупнейших церквей в Украине не соответствует количеству населения, которое их поддерживает. В частности, заместитель директора социологической службы Центра Разумкова Михаил Мищенко объясняет, что когда украинцы хотят изменить конфессию, то преимущественно переходят индивидуально, а не целыми общинами.
«Казалось бы, если так увеличилась доля верных УПЦ КП, то должен происходить переход общин из одной конфессии в другую, но мы видим, что таких переходов целых общин очень мало. За последний год-два всего 31 община перешла из Московского в Киевский Патриархат», — отмечает социолог. Он также объясняет, что целыми общинами верующие преимущественно переходят в селах, где есть только один храм, и именно поэтому в таких селах зачастую происходят конфликты на конфессиональной почве. Потому что если община отделяется, то она не может перейти в другое помещение, а должна «взять с собой» целое здание.
Заместитель директора департамента по делам религий при Министерстве культуры Лариса Владиченко также указывает на влияние политического режима в стране на деятельность церкви, в частности в вопросе регистрации религиозных общин.
«Регистрация религиозных общин в определенные годы осуществлялась в ручном режиме. Если посмотреть срез, то мы можем увидеть, что с 1996 по 2004 год происходил наибольший прирост количества общин УПЦ МП. Примерно до тысячи единиц ежегодно. Вы можете соотнести это с политикумом, который был у власти в это время. С 2004 по 2008 год УПЦ МП регистрирует до 200 общин в год, а затем с 2009 по 2013 год сначала возрастает до 500 общин в год, а сегодня снова 250 общин в год регистрируется. Проведя определенные параллели, можно понять, почему УПЦ МП превосходит по количеству общин», — отметила Владиченко «Апострофу».
Это мнение поддерживает и религиовед Александр Саган, который подчеркивает, что экс-президент Леонид Кучма «активно развивал УПЦ МП», а другим Церквям оказывали сопротивления в регистрации общин, особенно на востоке Украины. Более того, в некоторых случаях общины заставляли присоединяться к УПЦ МП.
«Я на выходных был в Батурине, Глухове, Конотопе и наслушался историй о том, как люди создавали десятку-двадцатку Автокефальной Церкви (УАПЦ, – «Апостроф»), затем приезжал епископ Московского Патриархата, приезжало руководство района и города, и они силой переосвящали храм в Московскую патриархию, и таких случаев было очень много», — объясняет религиовед. Именно поэтому, по его словам, нередко бывают случаи, когда украинцы ходят в храм одной конфессии, но в социологических опросах говорят, что поддерживают другую.
Саган вспоминает, как, будучи консультантом президента Виктора Ющенко в 2005 году, помогал общине УПЦ КП зарегистрироваться в Донецкой области, и сделать это было практически невозможно. «Вроде и чиновники все «за», но насколько эта процедура максимально усложняется… Я не говорю о выделении земли, а просто о регистрации общины. Срезали кресты, жгли вагончики, разрушали уже возведенные строения… Много чего происходило, и сегодня государство поплатилась за это. А там, где есть общины Киевского Патриархата, — там сепаратизм минимальный», — резюмирует Саган.
Источник: