Вся биография — на спине.
|
Что на самом деле означают сакральные татуировки и что происходит с людьми, которые их носят
Религиозные символы охраняют, проверяют на прочность и приносят страдания носителям
Еще 20 лет назад считалось, что тату носят только преступники или моряки дальнего плавания, которые верили, что религиозный символ защитит их от бед в открытой воде. А сегодня искусство татуировок обрело массовую распространенность. При этом и на заре популярности тату, и сейчас люди очень любят украшать себя духовными знаками — ангелами, крестиками или сакральными фразами из священных книг разных религий. Многие звезды тоже носят тату с религиозным подтекстом. Какой смысл люди вкладывают в них? Чтобы узнать это, «Сегодня» пообщалась с украинцами, у которых есть сакральные символы на теле.
БОГ VS ДЬЯВОЛ. У киевского татуировщика Виталия Дергалюка заказы расписаны на три месяца вперед. За семь лет работы мастер набил более тысячи тату. «С религией связана примерно каждая десятая, — говорит 27-летний Виталий. — В основном это какие-то символы или кресты, которые становятся для носителей оберегом, чем-то вроде нательного крестика. Часто религиозные татуировки набивают в память об умершем родственнике — например, просят нарисовать руки, сложенные в молитве, а рядом имя или инициалы покойного». Виталий говорит, что по человеку сразу видно, пришел ли он просто набить красивую татуировку или проникся смыслом. «Заметил, что сегодня люди осознаннее подходят к выбору символов, а буквально три года назад на теле рисовали просто то, что модно. Когда еще работал в салонах, не раз сталкивался с тем, что татуировщики не хотят бить клиенту руны — отговаривают или вовсе отказываются. Ко мне с таким не приходили, но я бы тоже отказал. А еще как-то наотрез отказался делать рисунок армрестлинга между Богом и дьяволом, у меня рука не поднялась ставить их рядом».
ТАБУ. 23-летний одесский татуировщик Илья Терещенко вот уже два года рисует на телах людей. За это время парень набил около 150 разных рисунков. «Знаю, что иногда люди просят забить крестом прошлое неудачное тату. А вообще уважающий себя татуировщик не берется за любой рисунок заказчика, и уж тем более с «сильным» смыслом. У меня на религиозные татуировки табу, ведь они могут изменить жизнь человека, причем как к лучшему, так и худшему. К тому же за рисунки с религиозной или славянской символикой на улице иногда можно и по голове получить как от религиозных фанатиков, так и от озлобленных атеистов. К тому же такие тату не всегда приятны глазу, а некоторые люди вообще косо смотрят на них», — говорит Илья.
НА ЗОНЕ: АТРИБУТ КАСТЫ, ИЛИ САМ СЕБЕ БОГ
В криминальном мире тату — символ приобщения к уголовной субкультуре. «Именно поэтому один из стереотипов гласит, что татуировки набивают только те, кто отсидел, — объясняет киевский психолог Ольга Плетка. — Меж тем татуировка — лучший способ продемонстрировать свою принадлежность к определенному братству, и не только тюремному. Что касается заключенных, то для них наколка — это досье на человека: по ней можно понять, по какой статье он сел, что сделал, кем был раньше. Новичку не приходилось ничего объяснять — он заходил в камеру, и на нем все было написано. А вообще символика каждого тату, набитого в тюрьме, четко регламентирована. Существуют даже пособия для следственных органов, где подробно описываются все уголовные отметки на теле. А раньше в участках были целые альбомы с рисунками тату и описанием их значения.
При этом интересно, что среди самых популярных тату-шифров у преступников — именно религиозные символы и образы. Здесь может быть следующее объяснение. Во-первых, когда человек нарушает закон и общество его не принимает, он начинает искать защиты в религии. Ведь любая религиозная организация — это своего рода приют, монастыри и соборы всегда спасали людей от нашествий, войн, личных катастроф. Возможно, нанеся такие тату, заключенные думают, что приближают к себе Бога, либо же, наоборот, декларируют миру: «Зачем мне Бог? Я сам себе Бог». Иногда наколки с религиозным содержанием выступают и символом раскаяния». Из самых популярных тюремных наколок — купола (по ним можно понять срок «ходок» и их количество) и кресты (они рассказывали, за что сидит человек и каков его статус в криминальном мире).
ВОЛОНТЕР: ВЫБРАЛА СЛИШКОМ СИЛЬНЫЙ РИСУНОК
Крымчанка Анна Лысенко даже подумать не могла, что когда-то захочет сделать татуировку. Но ее поездка в Непал многое изменила. «В феврале 2014-го из соцсетей узнала, что в одной из глухих непальских деревень нужны школьные учителя, — рассказывает 25-летняя девушка. — Мне всегда хотелось помогать людям, в планах даже было поехать волонтером по какой-то программе. К тому же Непал всегда манил по-особому. Так что пазл сошелся, и в июне 2014-го я приземлилась в Катманду, чтобы учить английскому языку непальских деток. Та волонтерская программа организовывалась полностью за счет самих волонтеров. Организаторы разве что предоставили нам жилье, если можно так назвать бамбуковые домики, бесплатно кормили. В Непале я должна была пробыть 2 месяца, но эта страна настолько в себя влюбила, что уже через месяц я знала, что вернусь сюда еще раз. Более того, мне очень захотелось сделать себе татуировку на память о той поездке. К слову, люди часто именно после поездки в Непал решаются сделать себе тату. Думаю, отчасти это дань тому эйфорическому состоянию, в которое впадаешь, оказываясь там. Правда, рисунок я набивала в Киеве — в Непале не решилась, сомневаясь в гигиеничности местных татуировщиков.
На верхней части левой стопы я набила Гаруду — существо, которое в буддизме и иудаизме считается мифологическим, одно из четырех наравне с тигром, драконом и львом, которые представляют земные стихии. Гаруду изображен на сакральных буддистских флагах, которые висят на вершинах Гималаев, и символизирует солнце. Уже потом я узнала, что моя татуировка имеет сакральный смысл и, чтобы нанести ее на свое тело, нужно получить разрешение в буддистских монастырях! Этот символ считается очень сильным и тяжело носится, потому что проверяет своего носителя на прочность. Но тогда я этого не знала — просто хотелось сохранить память о Непале». Надо сказать, что после нанесения тату у девушки произошли не самые хорошие изменения. И хотя Анна не связывает их только с тату, все же предупреждает других — аккуратнее выбирайте то, что набиваете на своем теле, особенно если символ не из вашей культуры.
Аня со своими учениками в Непале.
ВРАЧ: ЗАБИЛ КРЕСТОМ ПАМЯТЬ О ЛЮБИМОЙ
23-летний киевский анестезиолог Юрий Береш — парень обаятельный, экстравагантный и с хорошим чувством юмора. Неудивительно, что его обожают девушки и ценят пациенты. При этом мало кто знает, что под хирургическим халатом молодого медика скрываются необычные татуировки, в том числе большой черный крест на левом бицепсе.
История появления этого знака на теле парня скорее романтическая. «Первую татуировку я набил в 19, — вспоминает Юрий. — Моя девушка носила тату, вдохновила сделать ее и себе. Да и вообще люди с нательной живописью всегда казались мне неординарными. Она — один из способов самовыражения, и необязательно демонстративный: к примеру, мои тату под халатом не видно. Сначала на левой руке я набил надпись «Удача сопутствует сильным» по-латыни. Помню, мой татуировщик сказал мне: «Когда делаешь тату, то со временем оно становится частью тебя». Так и есть: эта фраза помогает преодолевать трудности. Но когда мы расстались с девушкой, тату носить стало очень сложно, она навеивала воспоминания. Тогда я решил забить надпись чем-то другим. Сопоставив пожелания и возможные варианты, остановился на кресте. Так на моей руке появился латинский (его еще называют римский) крест. Для меня это тату — выражение собственной веры. Не могу сказать, что крест стал моим оберегом: безусловно, он не гарантирует, что я не утону или меня не собьет машина. Но особую силу он все же имеет. Еще хочу набить образ Девы Марии в католическом стиле. Это для меня особенно важно — мою маму тоже зовут Мария. Эскиз уже готов, но я пока в раздумьях, как и в каком месте набивать».
Раньше на бицепсе была надпись.
ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ
Ольга Плетка, киевский психолог:
— Татуировки пришли к нам с давних времен. Их набивали как символ принадлежности человека к какой-то общности или для определения статуса. А как иначе можно было идентифицировать человека? Татуировки становились чем-то вроде одежды. Религиозные тату содержат в себе обереговые качества. Уже во времена язычества люди понимали, что в жизни есть моменты, от которых нельзя застраховаться, поэтому, чтобы хоть как-то защититься, они стали прибегать к оберегам. Сейчас эту обереговую роль играют тату в виде крестов и фраз «Спаси и сохрани» на теле. Впрочем, ощущение безопасности от них — лишь иллюзия. Неудивительно, что церковь вообще против татуировок, которые считает осквернением своего тела. Ведь тело — это отражение нашей души, внутреннего состояния. Как правило, если человек пребывает в состоянии дискофморта, то волей-неволей будет искать инструменты для защиты от него. Один из таких инструментов — татуировки с религиозными символами. В психологическом плане они действительно могут обладать огромной силой. Когда человек очень верит, что тату бережет его, то в его системе мировоззрения сливаются воедино реальность и фантазия. Это самоубеждение действительно помогает защищаться хоть какое-то время.
КРЕСТ НА КОЖЕ — К МУЧЕНИЯМ
Архимандрит Пафнутий, пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Онуфрия:
— В Библии нет прямого запрета или разрешения делать татуировки. Но в книге Левит мы находим слова: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь». То есть Бог отрицает и противится такому обычаю, к которому иногда прибегали родственники умершего, символизируя татуировками свой траур. Уподобляться язычникам и делать на теле варварские изображения всегда считалось недостойным христианина, поскольку язычники совершали ритуальные убийства и обожествляли страсти, разрушительные для человеческой души.
Единственное упоминание о татуировках, используемых христианами, находим в повествованиях об их жизни в мусульманском мире. Там христиане часто накалывают себе крест на руку, чтобы после смерти быть похороненными по-христиански. Это говорит также и об их желании умереть за Христа и исповедовать Его до самой смерти, если они будут захвачены радикальными исламистами, для которых христиане — постоянная мишень. В этом случае татуировка может означать призвание к мученичеству, стремление к исповедничеству до самой смерти и несокрушимую любовь к Иисусу.
Если человек верит в Бога, пусть задумается, не исказит ли его татуировка первозданный образ Божий — тело человека с чистой кожей, красоту и чистоту которого нужно поддерживать, а не портить. С другой стороны, что делать, если человек покаялся, пришел к Богу, а тату остались? Тогда они становятся напоминанием о безрассудном прошлом. У меня есть знакомая верующая, которая в молодости разрешила косметологам сделать перманентный макияж век, то есть сделать своеобразную татуировку. Теперь она активная прихожанка, некоторые священники делают ей замечания, что «негоже краситься», но она терпеливо объясняет им свою ошибку молодости и благодарит Господа, который открыл ей истинную красоту, данную от рождения».
Источник: