Фолклендский сценарий. Что Россия собирается делать с Курилами
Петр Бологов
В новой программе развития Курил российские власти, как и раньше, щедры на новые планы и проекты. Но принципиальное отличие тут в том, что на этот раз гарантами выполнения программы станут военные, а расходы на них власти теперь сокращают очень неохотно
В июне стало известно, что еще до конца текущего года на одном из островов Курильского архипелага Россия планирует начать строительство новой стратегической базы Тихоокеанского флота. Одновременно в этом году началась реализация третьей по счету федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов», рассчитанной на десять лет и 70 миллиардов рублей. К тому времени, по задумке Москвы, Курильские острова, о которых сейчас вспоминают в основном в связи с претензиями Японии, должны стать настолько привлекательными для жизни, что у местных жителей, как в свое время у обитателей Фолклендских островов, и мысли не возникнет о разрыве с метрополией.
Пригодны для жизни
Курильская гряда насчитывает 56 островов, и почти все они пригодны для жизни, но постоянное население сейчас имеется только на четырех — Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. Так было не всегда. Еще до проникновения на Курилы русских и японцев почти на всех островах существовали многочисленные поселения айнов, которые ловили здесь рыбу и охотились на морского зверя. В японский период (1875–1945) бурно развивались южные острова архипелага, которые в Токио считали естественным продолжением острова Хоккайдо. Собственно, на них — Кунашир, Итуруп, Шикотан и группу мелких островов Хабомаи — и претендует сегодня Япония.
К 1945 году на островах Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп проживало около 17 тысяч японцев и айнов. Незначительная часть гражданского населения постоянно жила и севернее. Практически на каждом острове были сезонные поселения и хозяйства — в основном по добыче рыбы и морепродуктов. Внушительным был и японский гарнизон островов — более 80 тысяч солдат и офицеров.
В течение трех лет после войны все японцы и айны были депортированы на Хоккайдо (к 1948 году в Японию с Южного Сахалина и Курил вернулось более 357 тысяч человек). От японцев на Курилах остались многочисленные военные сооружения — на Матуа до сих пор сохранился в законсервированном виде целый подземный город, состоящий из бетонированных помещений бывшего гарнизона.
После войны на Курилы были переброшены части советской 15-й армии и 255-я смешанная авиадивизия. Одновременно с усилением военной группировки советское руководство озаботилось и заселением Курил гражданскими лицами. Чтобы сделать острова более привлекательными для переезда, на переселенцев распространили льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.
Серьезный удар по освоению Курил нанесло цунами 1952 года, когда был полностью смыт в море город Северо-Курильск и несколько поселков на островах Шумшу и Парамушир. Число погибших оценивается в 2400 человек — почти столько же, сколько проживает на Парамушире сегодня. И все же к первой половине 1960-х годов население Курил составляло около 20 тысяч человек. В дальнейшем оно продолжало расти, даже несмотря на последствия развернувшейся во времена Хрущева кампании по борьбе с северными льготами. Росла и добыча рыбы, достигнув к 1984 году 931 тысячи тонн (десятикратный рост по сравнению с 1953 годом). Правда, ценные породы рыб постепенно выбивались, и к середине 1980-х две три улова составлял минтай.
К концу 1980-х годов население Курил достигло своей максимальной численности — здесь проживало чуть менее 30 тысяч человек. В то время зарплата на островах была вдвое выше, чем в среднем по стране. Но распад СССР обернулся для островов тяжелым кризисом — все 1990-е годы наблюдался отток населения с Курил: военные части выводились, предприятия закрывались, а добыча рыбы упала почти втрое по сравнению с 1984 годом. Намного больше лосося и морепродуктов вылавливалось браконьерами и контрабандой вывозилось в Японию, Южную Корею, Китай. Значительный ущерб инфраструктуре Южных Курил в 1994 году нанесло шикотанское землетрясение.
Пожалуй, в этот период, когда на фоне бедственного положения местной экономики активизировались международные споры вокруг принадлежности островов, жители Курил сильнее всего почувствовали неопределенность своего статуса и оторванность от России. Из 1098 жителей села Малокурильское (Шикотан), опрошенных в 1993 году, 916 человек (83,4%) высказались за передачу острова Японии. В 1998 году за передачу островов выступали 44% опрошенных жителей Итурупа, Кунашира и Шикотана (против — 42%). К тому времени население Курил по сравнению с советским периодом сократилось почти вдвое, многие поселения были заброшены, а в оставшихся половина построек превратилась в руины. Сообщение с Большой землей и между островами шло в основном по морю, да и то крайне нерегулярно из-за сложностей с навигацией.
В три захода
Однако Россия о Курилах не забывала. Только вот принятая в начале 90-х программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (1994–2005 годы)» провалилась — из 150 запланированных в ней мероприятий было реализовано менее сорока, а внутренний валовый продукт Курил, который должен был вырасти в 2,5 раза, увеличился лишь на 20%.
На реализацию следующего этапа, рассчитанного на 2007–2015 годы, из бюджетов всех уровней было выделено почти 35 млрд рублей. Но и тут к концу 2013 года было выполнено только 21 из 38 мероприятий программы. Строительство объектов социальной, промышленной, транспортной инфраструктуры затягивалось, а те, что были построены, сдавались с нарушениями. Как, например, новый детский сад на Кунашире, который местные власти с гордостью продемонстрировали Дмитрию Медведеву, после чего здание почти сразу покрылось трещинами и пришло в негодность.
Особых успехов не было и в развитии рыбной отрасли. Как констатировал в октябре 2013 года аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк, на тот момент не было построено ни одного нового предприятия, предусмотренного программой, в том числе сорвалось строительство шести, которые должны были профинансировать инвесторы.
Не лучше было и с квартирным вопросом. Два года назад в руководстве Сахалинской области гордились тем, что обеспеченность жильем по региону составляет в среднем 25 квадратных метров на человека, однако на Курилах она не превышает 15 квадратных метров (по России в среднем — 24 квадратных метра).
И все же в итоге Курилы ощутили пользу от реализации федеральной программы — на островах появились новые жилые дома, а кое-где и приличные дороги. На Итурупе был открыт современный аэропорт, благодаря которому с островами было налажено регулярное авиасообщение, и дворец культуры; на Шикотане — новая школа и новая больница; на Кунашире — ветряная электростанция; на Парамушире — новое здание пожарной части; на Итурупе все же были запущены два новых рыбоводных завода. Довести население Курил аж до 30 тысяч человек, как планировали, не получилось, но по крайней мере отток населения с островов действительно удалось остановить. Все это позволило властям Сахалинской области заявить, что программа на 2006–2015 годы выполнена.
Больше военных, больше гражданских
Следующий этап программы, рассчитанной до 2025 года, готовили уже в новых для России геополитических условиях. Сумму, которую планируется потратить на развитие островов, увеличили по сравнению с предыдущей программой почти вдвое — до 70 млрд рублей. Во многом это увеличение уже съедено девальвацией рубля, а любые работы на Курилах обходятся в разы дороже, чем на материке, но все равно для территории с населением менее 20 тысяч человек сумма получается огромная и вполне сопоставимая с бюджетными тратами на развитие других особых, но гораздо более населенных регионов — например, с 62 млрд рублей на развитие Калининградской области в 2014–2020 годы, или 96 млрд рублей, прописанные в федеральной программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2012 годы».
За десять лет на островах планируется построить 123 тысячи квадратных метров жилья (почти по квадратному метру на каждого жителя в год), а также восемь детских садов и школ и 11 рыбоводных заводов. Для бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островами, Сахалином, Камчаткой и материком будут отремонтированы или построены заново четыре порта, а на линию запущены три грузопассажирских судна. В рамках госпрограммы власти Сахалинской области намерены запустить рекламную кампанию для россиян, которые хотели бы поехать работать и жить на Курилы.
Помимо рыбы и морепродуктов, внимание властей привлекли и богатства собственно островов — ожидается, что уже в этом году на Итурупе начнут добывать рений. Обладающий очень высокой температурой плавления, он используется в ракетостроении и стоит более $3000 за килограмм.
Российские власти не делают различий между теми островами, чья территориальная принадлежность не обсуждается, и теми, на которые претендует Япония. В первую очередь речь идет о Шикотане (после недавнего визита японского премьера Абэ в Сочи появились слухи о том, что Россия согласилась уступить Шикотан и острова Хабомаи). Согласно программе, на острове, где в этом году был открыт спорткомплекс, предполагается обновить порт, построить жилья на 1,3 млрд рублей, создать биотехнопарк и, наконец, Шикотан будет подключен оптико-волоконной линией связи к Сахалину. Кроме того, руководство Сахалинской области начало поиск инвесторов для рыбокомбината «Островной», работники которого пожаловались президенту во время прямой линии на свое тяжелое положение.
Помимо инвестиций в инфраструктуру, на Курилах планируется серьезно расширить военное присутствие — создание базы на Матуа лишь часть новой доктрины Минобороны в отношении островов. Военные заявили об обновлении армейской инфраструктуры еще несколько лет назад, однако тогда новые контракты по строительству новых военных городков были сорваны. На этот раз Спецстрой Минобороны РФ задекларировал намерение возвести на островах 466 зданий и сооружений общей площадью 390 тысяч квадратных метров.
Параллельно Минобороны будет усиливать военную группировку на Курилах. В этом году планируется разместить на островах береговые ракетные комплексы «Бал», «Бастион» и БПЛА нового поколения «Элерон-3». На Курилах уже был развернут дивизион зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1», а к дивизии на Итурупе добавили танковый полк. Вертолетоносцы «Мистраль», покупка которых у Франции сорвалась после введения против России санкций в 2014 году, по замыслу Минобороны, тоже должны были охранять именно Курилы. Теперь полк ударных вертолетов Ка-52К, ранее предназначавшихся для «Мистралей», перебазируется на Камчатку, а входящие в его состав эскадрильи будут нести службу и на расположенных южнее островах.
Понятно, что даже если все эти многочисленные планы удастся успешно выполнить, Курилы все равно будут мало похожи на благополучные британские Фолкленды. Да и вообще щедрые проекты, заявленные в федеральной программе развития островов до 2025 года, мало чем отличаются от таких же деклараций, составлявших аналогичную программу на уже прошедшее десятилетие. Но одно важное различие между ними все-таки есть — на этот раз главным гарантом того, что хотя бы часть проектов будет действительно выполнена, станут военные. И, судя по тому, с каким упорством российские власти отказываются сокращать военные расходы даже несмотря на экономический кризис, к этой гарантии стоит отнестись более серьезно.
Источник: