Гаагский суд готовится вынести решение по Южно-Китайскому морю: Китай укрепляет контроль за счет искусственных островов
Манабу Сасаки (Manabu Sasaki)
Филиппины предъявили иск к Китаю в связи с тем, что он настаивает на своих правах в Южно-Китайском море и строит там искусственные острова. В ближайшее время Гаагский суд должен вынести решение по этому иску. Внимание мировой общественности приковано к этому вопросу, поскольку решение международного суда по проблеме в Южно-Китайском море будет вынесено впервые. Я упорядочил судебные детали и спорные вопросы.
Филиппины прибегли к суду, поскольку уступают в военной силе
В изумрудном море простираются красивые рифы. В этом месте был построен громадный остров, укрепленный бетонным волноломом. Два года назад этого острова не было. На острове стоит белое шестиэтажное здание. На здании висит красная вывеска на китайском языке. На крыше установлена автоматическая пушка.
В конце мая этого года вьетнамский журналист сообщил, что из моря Спратли и риф Джонсон выглядят как военная база, на которой установлен обтекатель радиолокатора.
Южно-Китайское море богато нефтью и газом; в нем также много рыбы. В связи с этим свои территориальные права на его акваторию оспаривают Китай, Филиппины, Тайвань, Вьетнам, Малайзия и Бруней. Демаркационные линии, предлагаемые этими странами, заходят на чужую территорию.
В частности, Китай опубликовал карту Южно-Китайского моря с девятью пунктирными линиями, которыми обозначены претензии КНР на 90% акватории моря. Недавно Китай разместил на Парасельских островах ракеты. На Спратли он строит искусственные острова. Тем самым Пекин пытается укрепить свой реальный контроль над этим регионом.
Филиппины обратились в суд в январе 2013 года. Поводом послужило то, что в апреле 2012 года Китай направил корабль к рифу Скарборо, который находится недалеко от Филиппин. Поскольку корабль находился там долгое время, Филиппины лишились контроля над рифом. В 1995 году Китай также отобрал у Филиппин Спратли и риф Мисчиф. Филиппины подали иск, поскольку Китай никак не реагирует на протесты, а противостоять при помощи военной силы они не могут.
Обычно международный судебный процесс не начинается, если нет согласия обеих стран. Однако в соответствии с Конвенцией ООН по международному морскому праву, участниками которой являются обе страны, можно начать арбитраж по заявлению одной из стран. Президент Филиппин Бениньо Акино заручился поддержкой союзнических США, а также Японии и Вьетнама. Тем самым он четко обозначил свое намерение идти на конфронтацию.
Иск состоит из 15 пунктов, которые можно разбить на четыре группы:
1) девять пунктирных линий Китая не имеют под собой законных оснований, поэтому они нарушают закон;
2) рифы, где были построены искусственные острова, являются скалами или осыхающими при отливе возвышениями, они появляются только при отливе, поэтому на них не распространяются права исключительной экономической зоны или материкового шельфа;
3) строительство искусственных островов нарушает природоохранные положения конвенции;
4) нарушаются права Филиппин на рыбный промысел и передвижения.
В октябре Международный суд в Гааге приступил к разбирательству, отложив принятие решение о том, рассматривать ли в суде первый пункт, касающийся демаркационных линий.
Если суд признает неправомерность девяти пунктирных линий или решит, что искусственные острова не являются начальной точкой территориальных вод, Китай лишится законных оснований для своего контроля.
Однако нет способов принудить Китай исполнять судебные решения. Даже если его действия будут признаны незаконными, ситуация не изменится, если КНР проигнорирует решения суда.
Китай предвидит убытки и добивается дипломатической поддержки
МИД КНР подчеркивает, что Спратли — неотъемлемая часть китайской территории; суверенитет Китая неоспорим. Поэтому, комментируя территориальные споры с Вьетнамом и Филиппинами, Пекин выражает мнение, что их должны решать заинтересованные страны. В связи с этим он не намерен принимать и выполнять решение суда.
В Пекине 20 июня прошел саммит по безопасности, в котором приняли участие китайские военные эксперты и бывшие военачальники, правительственные чиновники из Японии, Южной Кореи и России, а также ученые. По словам участников саммита, китайская сторона в очередной раз заявила, что она проигнорирует судебные решения.
При этом представители правительственной и медийной среды предполагают, что судебный вердикт нанесет ущерб интересам Китая. Для того чтобы избежать критики со стороны международного сообщества, КНР проводит такую дипломатию, которая поможет обеспечить поддержку и понимание китайской позиции со стороны дружественных стран.
В апреле министр иностранных дел Китая Ван И посетил Лаос, Камбоджу и Бруней, которые в группе АСЕАН считаются прокитайскими. Агентство Синьхуа сообщило, что стороны договорились выступить против судебного процесса. Также в апреле в Пекине прошел Саммит министров иностранных дел по взаимодействию и мерам доверия в Азии, в котором приняли участие представители 26 азиатских и ближневосточных стран. В ходе этого саммита глава КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай будет защищать свои права в Южно-Китайском море. В свою очередь, Ван И заручился поддержкой России, Таджикистана и Судана.
Кроме того, КНР активно формирует общественное мнение внутри страны. В мае Китайская юридическая ассоциация опубликовала заявление, в котором поддержала позицию правительства. В июне Китайская рыболовная ассоциация заявила, что суд нанесет ущерб законным правам китайских рыболовов.
Тем не менее неизвестно, принесет ли подобная информационная война дивиденды Китаю после судебного решения. Если суд решит, что Пекин нарушает международное право, критика со стороны международного сообщества неизбежно усилится еще больше.
Конвенция ООН по международному морскому праву
Была принята в 1982 году для обеспечения законности и порядка на море. Вступила в действие в ноябре 1994 года. Ее также называют «морской Конституцией». В ней дано определение территориальным водам (12 морских миль), материковому шельфу и исключительной экономической зоне (200 морских миль). Прибрежные страны обладают правами на естественные острова, территориальные воды, материковый шельф и исключительную экономическую зону, однако осыхающие при отливе возвышения и искусственные острова не подпадают под их суверенитет. У скал, на которых люди жить не могут, есть только территориальные воды, однако материковый шельф и исключительная экономическая зона отсутствуют. Прибрежные страны также обязаны обеспечивать свободу передвижений в нейтральных водах, следить за экологией и надлежащим образом использовать природные ресурсы. По данным на январь 2015 года, Конвенцию подписали 166 стран, включая ЕС.
Претензии Филиппин, которые суд признал обоснованными
1. Несмотря на искусственные острова, построенные Китаем, юридическое состояние следующих рифов не меняется: Мисчиф, Суби, Гавена, Маккенана. Эти рифы — осыхающие при отливе возвышения. На рифы Джонсона, Квартерон и Огненный крест не распространяются права исключительной экономической зоны и материкового шельфа.
2. Китай незаконно вредит рыбной промышленности Филиппин.
3. Китай не выполняет природоохранные обязанности (суд пока не решил, является ли эта претензия обоснованной).
4. Девять пунктирных линий Китая не имеют под собой законных оснований.
5. Захват рифа Мисчиф и строительство сооружений нарушают соглашения.
6. Китай нарушает права Филиппин на разработку природных ресурсов.
7. Китай должен прекратить другую незаконную деятельность.
Источник: