Где искать российский след
Леонид Бершидский
В период предвыборной кампании в США мы слышали множество историй о скрытом влиянии России, однако доказательства их правдивости зачастую были неубедительными, а конечная выгода для России — весьма сомнительной. Между тем, Евросоюз пытается разобраться со скандалом, в котором причастность России и выгода для Кремля гораздо более очевидны.
18 мая еврокомиссар Гюнтер Эттингер (Guenther Oettinger) — представитель Германии в Еврокомиссии и член партии Ангелы Меркель — вылетел из Брюсселя в Будапешт, чтобы посетить конференцию, посвященную «автомобилю будущего». Он совершил перелет на частном самолете Клауса Мангольда (Klaus Mangold), бизнесмена, который входил в состав правления компании Daimler и который, что гораздо важнее, был председателем Восточного комитета немецкой экономики с 2000 по 2010 год. Этот комитет представляет собой лоббистскую группу немецких компаний, ведущих свой бизнес на территории бывшего Советского Союза.
У Мангольда обширные связи в Москве. В настоящее время он управляет консалтинговой компанией, которая специализируется прежде всего на России, и является почетным консулом России в федеральной земле Баден-Вюртемберг. Он придерживается примиренческих позиций в вопросе связей между Россией и Европой, что совершенно не удивляет. Ранее в этом году в своем интервью российскому государственному информационному агентству «РИА Новости» он сказал: «За 20-30 лет мы выстроили отличные взаимоотношения с Россией, а теперь из-за санкций мы оказались отброшенными на много лет назад. Необходимо остановить эту негативную тенденцию». Другими словами, Мангольд является гораздо более пророссийской фигурой с гораздо более обширными связями в Москве, чем любой из советников Трампа, которых СМИ называли агентами российского влияния.
Согласно статье, опубликованной в июне на сайте новостей и журналистских расследований 444.hu, истинная причина поездки г-на Эттингера не имела ничего общего с самоуправляемыми автомобилями. По слухам, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (Viktor Orban), хотел обсудить с еврокомиссаром, который отвечал за энергетику, прежде чем был назначен еврокомиссаром по цифровой экономике, проект по строительству атомной станции «Пакш-2» — вызвавшее много споров соглашение между Орбаном и президентом России Владимиром Путиным.
В начале 2014 года, до того как Россия аннексировала Крым, Орбан посетил Москву, чтобы согласовать строительство двух реакторов атомной станции «Пакш» к югу от Будапешта. Строительством должна была заняться российская государственная компания «Росатом», и Россия была готова вложить в этот проект 10 миллиардов евро. Это стало настоящим прорывом для «Росатома», чьи попытки подстегнуть свой бизнес в Восточной Европе оказывались безрезультатными — отчасти из-за действий его главного конкурента, американской компании Westinghouse. Тогда сохранялись опасения, что Евросоюз может возразить против выбора подрядчика без открытого тендера, но Эттингер, будучи еврокомиссаром по энергетике, очевидно, дал предварительное согласие на эту сделку.
Мангольд входит в состав наблюдательного совета инвестиционного банка Ротшильда, который в сентябре 2015 года предоставил венгерскому правительству благоприятный отзыв об экономической рентабельности проекта «Пакш-2».
После аннексии Крыма Евросоюз ввел санкции против России, энергетическая безопасность стала одним из главных вопросов, компания Westinghouse получила поддержку ЕС на диверсификацию источников топлива для российских реакторов в восточной Европе, а сделка «Пакш» оказалась гораздо более проблемной. В ноябре 2015 года Еврокомиссия начала одно расследование, призванное проверить детали процедуры закупок для этой атомной станции, и другое расследование, касавшееся предположительно незаконной поддержки со стороны государства.
В мае, когда Эттингер ездил в Будапешт, Еврокомиссия активно работала над обоими делами. Спустя несколько дней министр венгерского правительства Янош Лазар (Janos Lazar) вылетел в Брюссель, чтобы обсудить «Пакш-2».
В июле два члена фракции зеленых в Европарламенте отправили письменный вопрос Еврокомиссии, попросив Эттингера объяснить цели поездки. 3 ноября был получен краткий ответ от Эттингера. Он написал, что он воспользовался самолетом Мангольда «из-за отсутствия коммерческих рейсов на момент встречи с премьер-министром Орбаном» и что на их встрече они обсуждали самоуправляемые автомобили. «Проект “Пакш-2” не обсуждался», — написал Эттингер.
Эти ответы оказались неудовлетворительными: непонятно, что такого срочного было в конференции, посвященной самоуправляемым автомобилям, чтобы Эттингер рискнул своей репутацией и полетел туда на самолете известного лоббиста российских интересов. До сих пор остается неясным, кто заплатил за это, хотя, по словам Эттингера, правительство Венгрии предложило ему этот вариант. Более того Эттингер не заявил этот перелет как встречу с лоббистом, несмотря на то, что он провел 90 минут наедине с Мангольдом на борту самолета. Еврокомиссия изо всех сил пыталась убедить всех, что этот перелет Эттингера вписывался в этические нормы Евросоюза и не представлял собой встречу с лоббистом. «Есть очевидная разница между встречей и перелетом», — заявил представитель комиссии Маргаритис Схинас (Margaritis Schinas). Он также добавил, что Мангольд не имеет никакого отношения к цифровой экономике, которой сейчас занимается Эттингер, поэтому ни о каком конфликте интересов речь не идет.
Между тем, Еврокомиссия только что прекратила расследование процедуры закупок для проекта «Пакш-2», фактически сняв с него всяческие подозрения. Расследование, касающееся государственной финансовой помощи, продолжается, однако оно не является экзистенциальной угрозой расширению атомной станции. В четверг, 17 ноября, сообщение о закрытии этого дела появилось в базе данных Еврокомиссии — а не в обычном информационном бюллетене «ключевых решений», несмотря на серьезный шум вокруг него. Только венгерское правительство публично заявило об окончании расследования, добавив, что теперь оно готово начать строительство.
По всей видимости, Еврокомиссия в тайне идет на серию уступок российским энергетическим интересам в Европе. В октябре — опять же без особого шума — комиссар Маргарете Вестагер (Margrethe Vestager) предположила, что антимонопольные органы Евросоюза уже близки к тому, чтобы заключить соглашение с «Газпромом» — российской государственной газовой компанией — согласно которому эту компанию освободят от необходимости выплачивать штрафы за злоупотребление своей монополией в ряде восточноевропейских стран в обмен на обещание вести себя хорошо в будущем. В отличие от таких компаний, как Apple и Google, у которых в последнее время были крайне напряженные отношения с Еврокомиссией, российские компании предпочитают не поднимать много шума вокруг своих переговоров и не привлекать СМИ. Они предпочитают действовать за кулисами посредством своих лоббистов, и чаще всего им это удается.
В то время как все внимание аналитиков направлено на открытую и скрытую российскую поддержку ультраправых партий, те вопросы, которые действительно имеют большое значение для Кремля, решаются в ходе закулисных переговоров с технократами. Беседа на борту самолета Клауса Мангольда заслуживает гораздо больше внимания, чем тот факт, что отставной генерал Майкл Флинн (Michael Flynn) сидел рядом с президентом России Владимиром Путиным на обеде, который организовал российский пропагандистский канал RT. Учитывая то, что с другой стороны от Путина сидел сербский режиссер Эмир Кустурица (Emir Kusturica), вряд ли можно говорить о том, что будущий советник по вопросам национальной безопасности США замешан в каких-то секретных операциях. Путин и его люди никогда не ведут дела на глазах у общественности.
Источник: