Украинский бронеавтомобиль КрАЗ Спартан (KrAZ Spartan)
Фото: Апостроф
В первой половине октября в Киеве пройдет очередная международная специализированная выставка «Оружие и безопасность – 2016». На этой крупнейшей в воюющей стране профильной площадке ежегодно выставляются все новинки украинского оборонно-промышленного комплекса. Как выяснил «Апостроф», предстоящее мероприятие может ознаменовать новый, более тяжелый период в работе над оборонными заказами кременчугского «АвтоКрАЗа» Константина Жеваго. Дело в том, что его уже вовсю теснят новички. И речь идет о компаниях, близких к руководству Украины.
В начале августа советник президента Украины, а по совместительству и министра обороны Юрий Бирюков обнародовал в Facebook справку о количестве закупленной Министерством обороны Украины у «АвтоКрАЗа» техники с начала 2014 года по август 2016 года. Согласно документу, в 2014 году предприятие продало украинской армии 72 бортовых автомобиля и тягача различных модификаций, а также 30 бронеавтомобилей КрАЗ «Спартан». В 2015 году, во второй год войны на Донбассе, количество поставленной техники увеличилось до рекордных для предприятия 604 единиц. Но вот уже за семь месяцев 2016 года этот объем резко сократился до 105 машин. Всего же с предприятием было заключено 12 контрактов на 811 автомобилей общей стоимостью 863,5 млн гривен.
Саму справку Бирюков дополнил критичным комментарием по отношению к продукции предприятия Жеваго: «На 811 единиц техники – 824 поломки! И они еще что-то там про поддержку отечественного производителя? Про налоги и рабочий коллектив? Про гребаную инженерную школу и мать-их-производственные-традиции? 824 поломки на 811 единиц!».
При этом советник президента привел в качестве альтернативы армейскому грузовому КрАЗ-5233ВЕ «Спецназ» белорусско-украинский аналог, изготавливаемый в Черкассах – так называемый «МАЗ-Богдан — 5316». Грузовик собирается из белорусских комплектующих и с российским двигателем Ярославского моторного завода на черкасском «Автосборочном заводе №2» компании «Богдан Моторс». Предприятие с 2009 года принадлежит давнему бизнес-партнеру президента Украины Петра Порошенко – Олегу Гладковскому (до 2014 года Олег Свинарчук, – «Апостроф»). С февраля 2015 года он работает первым заместителем секретаря СНБО. При этом весной текущего года Гладковский-Свинарчук заявил, что не намерен расставаться с акциями предприятия, так как, уходя на госслужбу, вышел из всех органов управления «Богдана».
МАЗ-Богдан 5316
Фото: wartime.org.ua
Впервые информация о сотрудничестве «МАЗа» и «Богдан Моторс» прозвучала на прошлогодней выставке «Оружие и безопасность – 2015». А уже в декабре того же года первый «МАЗ-Богдан — 5316» поступил в распоряжение 12-го мотопехотного батальона «Киев» 26-й Бердичевской артиллерийской бригады. В качестве подарка от корпорации Roshen.
На этом «Богдан» не остановился. На вышеупомянутой прошлогодней выставке также были заявлены планы о сборке в Черкассах армейского бортового автомобиля «МАЗ-Богдан — 6317» и тягача «МАЗ-Богдан — 6425».
Бортовой грузовик «6317» уже собирается в Черкассах, а работы по бронированию машины выполняются в цехах киевского «Научно-производственного предприятия «Практика» Олега Высоцкого. Компания известна тем, что в 2013 году выиграла скандальный тендер тогдашнего министра здравоохранения Раисы Богатыревой на поставку более одной тысячи машин скорой помощи по завышенным, как оказалось позже, ценам.
Уже зимой 2014-2015 годов на них посыпалась критика, связанная с частыми поломками. В апреле текущего года Бирюков привел цифры по 30 «Спартанам», поставленным Минобороны в первый год войны, — 180 поломок на 30 машин. Представители же производителя в ответ акцентировали внимание на эксплуатации машин в тяжелейших условиях неподготовленными бойцами, а также на том, что завод всегда бесплатно восстанавливал технику на местах силами выездной бригады.
Позже на поток с разной степенью успеха предприятие Жеваго пыталось поставить КрАЗ «Шрек», КрАЗ «Фиона», КрАЗ «Ураган» и КрАЗ «Раптор».
Производство всех моделей представляет из себя крупноузловую сборку машин канадско-эмиратского производителя армейской спецтехники STREIT Group, основанного выходцем из России Германом Гуторовым. В феврале 2015 года гендиректор «АвтоКрАЗа» Роман Черняк признался, что доля украинских составляющих в «Спартане» и «Кугуаре» составляет всего 20%.
В 2015 году на имиджевые потери еще можно было закрыть глаза ввиду фактически монопольного положения «КрАЗа» и рекордного оборонного заказа по тяжелой грузовой технике. В текущем же году ситуация изменилась. К многомиллионным заказам силовиков на легкую колесную бронетехнику потянулись «голодные новички».
Так, завод «Ленинская кузница» Петра Порошенко, специализирующийся когда-то на кораблестроении, в 2015 году представил свой бронеавтомобиль «Тритон». Сообщалось, что до конца текущего года Госпогранслужба приобретет около 60 таких машин.
Бронеавтомобиль «Тритон», разработанный предприятием «Ленинская кузница»
Фото: trident-ua.info
А «Богдан Моторс» в апреле прошлого года представил две модификации своей машины «Барс». Тогда же спикер администрации президента по вопросам АТО Александр Мотузяник заявил, что на нужды Национальной гвардии планируется поставить до 90 единиц этих бронеавтомобилей. Черновая сборка «Барсов» происходит в Черкассах, а вот бронирование – на мощностях уже упоминаемого выше столичного «Научно-производственного предприятия «Практика». К слову, на международных выставках «Практика» показывает все модели, произведенные совместно с «Богданом», именно под своим брендом.
Бронеавтомобиль «Барс-8» компании «Богдан Моторс», обеспечивающий защиту от мин и пуль в соответствие со стандартом STANAG 4569 Level 2
Фото: autocentre.ua
Но самой любопытной новинкой последнего года оказалась бронемашина «Варта», произведенная в конце 2015 года никому неизвестной компанией «Украинская бронетехника» Александра Кузьмы. Родственника (на рынке говорят, что племянника, – «Апостроф») Николая Кузьмы, бывшего директора «Укрмеда» и президента Ассоциации поставщиков и производителей медтехники. Осенью 2014 года министр здравоохранения Олег Мусий назвал Николая Кузьму одним из главных представителей так называемой «тендерной мафии» в медицинской сфере. Но уже в 2015 году Кузьма называет себя «идеологом» создания нового отечественного бронеавтомобиля.
Сама компания «Украинская бронетехника» до 2016 года называлась «Укрглавпак» и занималась производством пластмассовой тары.
Несмотря ни на что, уже в декабре прошлого года министр внутренних дел Арсен Аваков после презентации первой машины пообещал закупку 100 единиц для Национальной гвардии и спецподразделения «КОРД».
Учитывая отсутствие у «Украинской бронетехники» даже элементарной производственной базы для черновой сборки, на рынке сразу заговорили о том, что «Варту» будут производить в цехах все того же «НПО «Практика». Кроме того, первый экземпляр для презентации был выпущен с двигателем российского Ярославского моторного завода и, по словам Авакова, разрабатывался «с участием белорусских инженеров». Что сразу же послужило поводом для разговоров о том, что новая машина будет производиться опять-таки на «МАЗовской» основе, с которой компания Высоцкого уже имеет опыт работы. Хотя в самой компании заверили, что в перспективе на «Варту» будут ставить двигатели производства американской Cummins Inc.
Бронеавтомобиль «Варта»
Фото: arsen.avakov.1/facebook
Что касается самой «Практики», то она с 2009 года пытается поставить на поток различные модификации своего родного детища — бронеавтомобиля «Козак». По сути, Научно-производственное объединение – одно из немногих частных предприятий, которое имеет старые наработки по колесной бронетехнике. Отсюда и подряды на бронирование машин от ряда новых игроков.
В 2015 году секретарь СНБО Александр Турчинов пообещал Национальной гвардии до 100 «Козаков». Объемы заказов в 2016 году не известны. Однако в июле текущего года Аваков подписал приказ о принятии на вооружение Нацгвардии самой свежей модификации бронеавтомобиля – «Козак-001».
Бронеавтомобиль «Козак-001»
Фото: practika.ua
Автоэксперт Максим Моргунский в комментарии «Апострофу» отметил, что проблемы существуют у всех моделей.
«Ни один из обсуждаемых украинских броневиков не проходил полноценных испытаний. Их создали компании, ранее не имевшие опыта производств боевых машин, в очень сжатые сроки. У большинства из них проблемы с эргономикой, плохая обзорность и низкая надежность. При их конструировании не нашли должного применения современные наработки в области защиты техники и экипажа от подрыва. Наиболее частые неисправности – это поломки ходовой и трансмиссии. Проблема в том, что в основе всех украинских бронеавтомобилей лежат обычные машины. У «Барса-8» ходовая часть и движок от Dodge Ram, у «Барса-6» – от KIA KM450, у «Спартана» – от Ford — 550, разные модификации «Козака» сделаны на основе ГАЗ-66 и IVECO, есть разработки на базе Land Rover Defender и Toyota Land Cruiser. А нужно разрабатывать специальную: как у Marauder или Hummer. Но это дорого», – рассказал Моргунский.
Иными словами, для ограниченного бюджета Украины сейчас стоит вопрос не в том, хорошие или плохие бронеавтомобили поступят на вооружение, а в том, будет ли на вооружении хоть какой-то бронеавтомобиль.
Организаторы выставки «Оружие и безопасность – 2016» уже пообещали, что «самую многочисленную по количеству натурных образцов техники экспозицию» представит именно «НПО «Практика». Поэтому 2017 год обещает быть для «КрАЗа» своеобразным водоразделом. Новички, вовремя переориентировавшиеся на войну, уже готовы включать конвейер.
Источник: