Правительство намерено и дальше вливать средства в госбанки
Фото: УНИАН
Несмотря на политику сокращения бюджетных расходов, правительству и дальше придется тратить средства налогоплательщиков на поддержку госбанков. Согласно украинскому законодательству, платежеспособность этих финучреждений обязано обеспечивать Министерство финансов. Статус государственного позволяет банкам рассчитывать на бюджетную поддержку в любой ситуации. С 2008 года на увеличение капитала госбанков, которые уже признаны неплатежеспособными, государство потратило почти 100 млрд грн, выпуская под эти цели гособлигации.
Министерство финансов как единоличный собственник госбанков готово и дальше увеличивать их капитал, об этом в интервью «Апостроф.Экономика» рассказал заместитель министра финансов Юрий Буца. “В банках были проведены стресс-тесты, и в этом году мы уже оказали поддержку двум банкам: «Ощадбанку» на суму 4,9 млрд грн и Укрэксимбанку на сумму 9,3 млрд грн. Если программа (по увеличению капитала банков, — «Апостроф.Экономика») трехлетняя, и если в дальнейшем будет необходима докапитализация, мы как акционер всегда будем готовы их поддержать», — рассказал замминистра финансов.
Вместе с тем, согласно подсчетам экспертов Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), c 2008 года и по сегодняшний день государство уже выпустило облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) для поддержания финансовой стабильности госбанков на общую сумму 95,1 млрд грн. «Государство уже погасило часть этого долга в размере 13,8 млрд грн. Таким образом над Кабмином еще висит долг в размере 81,3 млрд грн», — рассказал старший экономист МЦПИ Василий Поворозник.
Больше всего госбондов, по данным МЦПИ, было выпущено за этот период для поддержания «Ощадбанка» — 40,7 млрд грн, на втором месте по потреблению госсредств был «Укрэксимбанк», для увеличения капитала которого Минфин выпустил облигаций на сумму 25,4 млрд грн.
Под национализированный «Укргазбанк» Минфин выпустил ОВГЗ на сумму 13,1 млрд грн. Остальные суммы выпусков 12,4 млрд и 3,6 млрд грн были разделены соответственно между банком «Родовид» и банком «Киев».
Табл.1 Совокупный объем ОВГЗ, потраченных правительством на увеличение капитала государственных банков
Банк | Сумма, млрд грн |
«Ощадбанк» | 40,7 млрд грн |
«Укрэксимбанк» | 25,4 млрд грн |
«Укргазбанк» | 13,1 млрд грн |
«Родовид» | 12,4 млрд грн |
«Киев» | 3,6 млрд грн |
ВСЕГО | 95,1 млрд грн |
Эти ценные бумаги финучреждения конвертируют в свой капитал либо, при необходимости, продают. Таким образом, министерство просто переносит увеличение бюджетных расходов на период срока обращения этих ценных бумаг, а банки даже получают профит в размере ставки по этим облигациям. «На эти облигации начисляется 5% годовых (это без учета прибыли от переоценки, так как последний выпуск на докапитализацию был в индексируемых по курсу доллара бумагах). Банки их держат на своем балансе, продавая по мере необходимости, но таковой сейчас вроде бы нет», — поясняет глава аналитического отдела ИК «Конкорд Капитал» Александр Паращий.
В идеале, получив поддержку собственника, банк должен улучшать свою работу, выходить на прибыльную деятельность и постепенно возвращать Минфину потраченные на увеличение капитала бюджетные средства. Однако на практике единственным более или менее успешным проектом государства в банковской сфере эксперты считают национализированный «Укргазбанк», в то время как, к примеру, банк «Родовид» и банк «Киев» позже все равно были признаны неплатежеспособными и выведены с рынка, а «Ощадбанк» и «Укрэксимбанк» работали в убыток.
К примеру, убыток «Ощадбанка», согласно его финансовой отчетности, составил по итогам 2014 года почти 10 млрд грн, а по результатам 2015 года — 12,3 млрд грн. «На сегодняшний день госбанки являются убыточными и неэффективными с учетом низкого уровня корпоративного управления. Кроме того, они до недавнего времени активно выдавали кредиты госкомпаниям и компаниям, которые находятся в сфере интересов отдельных политиков. Отсюда возникает вопрос эффективности правительственной поддержки госбанков и актуализируется необходимость приватизации госбанков с привлечением как частных инвесторов, так и международных финансовых организаций», — поясняет Василий Поворозник.
Действительно, согласно «Стратегии по развитию госбанков 2020» и с учетом требований МВФ, уже к середине 2018 года минимум 20% «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка» должны быть проданы квалифицированным инвесторам или представителям Международных финансовых организаций (МФО). Однако в результате Минфин как собственник существенного участия в капитале все равно будет обязан при необходимости их докапитализировать.
ОБЪЁМ 95,1 млрд грн — это:
- Более 4% ВВП Украины;
- 9% всей денежной массы в Украине;
- Больше предельного объема дефицита Государственного бюджета Украины на 2016 год (83,7 млрд. грн);
- Почти 6 годовых планов приватизации государственного имущества (17 млрд. грн)
- 20 месяцев расходов Государственного бюджета на здравоохранение, включая медицинской субвенции местным бюджета;
- Более 20 месяцев расходов Министерства обороны;
- 106 месяцев взимания военного сбора с зарплат украинских работников;
- Более 14 годовых бюджетов Укравтодора на развитие и содержание дорог;
- Выплата минимальной пенсии (1130 грн) 500 тысячам пенсионеров (то есть каждому второму пенсионеру) в течение 17 месяцев;
- Два года бюджетных расходов на финансирование субсидий гражданам для оплаты жилищно-коммунальных услуг;
- Больше, чем два следующих транша МВФ (2 и 1,3 млрд долл.)
- Более полутора лет импорта газа в Украину.
По словам аналитика группы компаний ICU Михаила Демкива, огромные суммы, которые государство вынужденно тратить на докапитализацию банковского сектора, это результат как ухудшения экономической ситуации в стране, военных действий на Востоке, так и слишком рисковой деятельности банков в прошлом.
Сейчас НБУ проводит довольно сдержанную монетарную политику и не планирует выкупать у банков ОВГЗ за гривну. Поэтому, по мнению Демкива, на курсе гривны докапитализация напрямую не сказывается, но государственный долг и стоимость его обслуживания постоянно увеличивается.
С ним соглашается и ведущий эксперт аналитического отдела Forex Club Украина Андрей Шевчишин, отмечая, что пока внесенные в уставной фонд ОВГЗ не выходят на рынки для обеспечения операций или привлечения ликвидности, влияния на экономику нет. «Однако как только за счет ОВГЗ привлекается ликвидность с последующим выходом на открытый рынок (на валютный рынок для покупки валюты, для расчетов по внешним обязательствам, для внутренних обязательств) – ситуация меняется. В таком случае можно говорить о давлении на гривну или изменении стоимости капитала», — резюмирует эксперт.
Источник: