Испытание для Путина

Испытание для Путина

Сохранение власти с помощью репрессий, и все зависит от президента — в этом отношении не произошло никаких изменений и после парламентских выборов в России. Однако в результате система в целом становится более уязвимой.

Штефан Майстер (Stefan Meister)

После массовых протестов в Москве и Санкт-Петербурге по поводу результатов выборов в Думу в 2011 году российское руководство на нынешних парламентских выборах позаботилось о том, чтобы исключить любые неожиданности. Предвыборная борьба была сокращена до минимума, наблюдение за выборами было существенным образом ограничено, игровое пространство для оппозиции уменьшено, а в избирательное законодательство было соответствующим образом усовершенствовано.

Несмотря на углубляющийся экономический кризис, готовность к протестам у населения страны остается на низком уровне, а уровень поддержки президента Владимира Путина — на высоком уровне. Однако за этими событиями скрывается фундаментальная опасность — легитимность политических институтов выхолащивается, а значение президента увеличивается во всех областях. Все это делает систему в целом более уязвимой во время кризиса.

Направленный в адрес всех партий призыв премьер-министра Дмитрия Медведева относительно того, чтобы затратить как можно меньше денег на проведение предвыборной борьбы и использовать их во время экономического кризиса на другие цели, стал программой состоявшихся парламентских выборов. Перенос времени их проведения с декабря на середину сентября, то есть непосредственно на период после летних каникул, затруднил для партий возможность установления связи с избирателями. И хотя предвыборные дебаты транслировались по государственному телевидению, в этом году было на удивление мало предвыборной рекламы на улицах Москвы. Иногда возникало впечатление, что как можно меньше людей должны были узнать о проведении этих выборов.

В результате снижения барьера для попадания в Парламент с 7% до 5% и облегчения процедуры регистрации количество допущенных для участия в выборах партий удвоилось в сравнении с выборами 2011 года, и их количество выросло до 14. Одновременно многие из них были созданы лишь для того, чтобы отобрать голоса у других партий и создать впечатление наличия плюрализма. В своем анализе журнал Forbes Russland приводит доказательство того, что в программах целого ряда партий слово в слово совпадают целые абзацы. Это говорит о том, как мало усилий приложили кремлевские политтехнологи для того, чтобы написать различные программы для участвовавших в парламентских выборах партий.

В новой Думе будут представлены четыре партии: «Единая Россия», обладающая большинством мест, а также системная оппозиция в составе Коммунистической партии, ЛДПР и «Справедливой России». Системная оппозиция — это представленные в Думе партии, которые в большинстве случаев голосуют вместе с правящей партией и согласовывают свою политику с Кремлем, и поэтому не являются оппозицией.

В сравнении с 2011 годом «Единая Россия» укрепила свои позиции. Тогда как настоящая оппозиция лишилась каких-либо шансов — с одной стороны, ее руководство и особенно первоначально считавшийся единым кандидатом Михаил Касьянов накануне выборов был дискредитирован с помощью направленного на манипулирование общественного мнения скандального фильма, показанного по государственному телеканалу НТВ. С другой стороны, лидеры оппозиции до такой степени разобщены, что в выборах приняли участие несколько связанных с ней партий, которые отобрали друг у друга и без того небольшое количество голосов.

Либеральные партии «Яблоко» и ПАРНАС даже близко не смогли приблизиться к 5-процентному барьеру. Помимо того что кандидаты этих партий были дискредитированы, им не хватало также контакта с населением. Бескомпромиссность их лидеров, а также отсутствие новых, еще не использованных людей лишь подтверждает наличие глубокого кризиса внутри несистемной оппозиции и отсутствие у нее влияния.

Сразу же после переизбрания Путина в 2012 году российское руководство начало проводить систематическую подготовку к выборам 2016 года. Важная предпосылка массовых демонстраций того периода состояла в том, что такие НКО как «Голос» доказали наличие масштабных подтасовок в пользу «Единой России» при подсчете голосов. «Голос» оказалась первой организацией, которая на основании принятого в 2013 году нового закона была дискредитирована как иностранный агент и на этом основании лишена права осуществлять наблюдение за выборами.

Кроме того, количество наблюдателей на выборах было значительно сокращено на основании принятых в 2014 году изменений закона, и теперь они могут зарегистрироваться только на одном избирательном участке, а проведение масштабного наблюдения стало невозможным. Государственные ведомства теперь точно знают, где зарегистрированы наблюдатели, а на каких участках наблюдателей нет. Существенным образом была ограничена возможность для журналистов наблюдать за проведением выборов.

Вот перечень других изменений в законодательстве:

— государственное финансирование партий было значительно увеличено, тогда как частное финансирование сокращено, и таким образом зависимость от государства увеличилась;

— были ограничены возможности регистрации независимых кандидатов;

— изменены границы избирательных округов, и в результате города были объединены с сельскими регионами, что создает преимущество для «Единой России», которая традиционно имеет высокую степень поддержки на селе;

— имеющие судимость люди на десять лет лишаются своего пассивного избирательного права; это положение затрагивает, в частности, таких популярных оппозиционных политиков как Алексей Навальный и Михаил Ходорковский.

Без Путина ничего не делается

После того как Министерство юстиции в начале сентября заявило о возможном включении Левада-Центра, единственного независимого института по изучению общественного мнения, в список иностранных агентов, проведение опросов теперь тоже рассматривается как политическая деятельность. Подобное предупреждение, сделанное накануне выборов, является еще одним элементом, используемым для совершенствования системы контроля над общественным мнением и манипулирования им. С 2012 года мы видим новую волну постепенного ограничения свободы слова и свободы собраний, а также работы средств массовой информации, НКО и оппозиционных политиков, и все это явно направлено на сохранение власти с помощью репрессивных мир, особенно на фоне углубляющегося экономического кризиса.

 Невысокая активность избирателей (ниже 50% в среднем по стране и ниже 30% в Москве и Санкт-Петербурге) свидетельствует о неспособности партий мотивировать своих избирателей, что в итоге снижает легитимность будущей Думы. Такой вариант развития событий учитывался политическим руководством и использовался им для осуществления контроля над выборами. Большинство представителей «Единой России» в Думе, в конечном итоге, является второстепенным фактором, поскольку системная оппозиция представлена в Парламенте только теми партиями, которые будут поддержать все инициированные Кремлем законопроекты.

«Жулики и воры»

Хотя «Единая Россия» использует в своей кампании слова российского президента, сам он, однако, дистанцировался от нее, и передал управление лояльному премьер-министру Медведеву. Таким образом, негативный имидж «Единой России» как партии властной элиты, коррупции, партии «жуликов и воров» не затрагивает самого президента, рейтинг поддержки которого после аннексии Крыма превышает 80%. Легитимность Думы еще больше снижается за счет низкой явки избирателей, а также из-за отсутствия вызывающей доверие оппозиции, тогда как политическая система все больше подстраивается под президента, и при этом возрастает его роль в том, что касается ее сохранения и легитимации.

Тем самым ведется подготовка имеющих важное значение президентских выборов 2018 года. С технической точки зрения, система Путина теперь использует более тонкие методы для нейтрализации независимой оппозиции и манипулирования общественным мнением. Вместе с тем по сравнению с 2011/2012 годами в стране принципиально ничего не изменилось в том, что касается общественного и экономического кризиса. Наоборот, ситуация продолжает обостряться — не существует никакой устойчивой модели, экономические возможности для проведения популистской политики отсутствуют из-за сохраняющихся в течение длительного времени низких цен на нефть и природный газ, валютные резервы угрожающим образом сокращаются, а решающее влияние в сложившихся условиях оказывает недостаток необходимых средств.

У людей растет ощущение отсутствия перспективы, а представители элиты понимают, что после 2018 году должны произойти изменения. При этом все зависит от популярности президента, который, прежде всего, своими шагами в области внешней политики отвлекает внимание от усугубляющихся внутриполитических проблем. Нынешние выборы в Думу ничего в этом отношении не изменили. Однако указанные тенденции делают существующую систему все более уязвимой, поскольку решения зависят только от личности президента, а среди людей возникает ощущение того, что только он в состоянии решить те проблемы, с которыми сталкивается страна. Что касается самого президента, то у него отсутствуют политические и общественные средства корректировки для обновления его политики, а также идеи и воля, необходимые для реальных изменений.

Попытки сохранения власти с помощью ограничения политических свобод и усиления репрессий приводят именно к такому результату. Создание недавно Национальной гвардии, непосредственно подчиненной президенту, свидетельствует о наличии страха в руководстве по поводу возможных попыток переворота со стороны общества или представителей элиты. Если не считать локальных демонстраций, являющихся следствием экономического кризиса, то пока не видно никаких симптомов наличия желания что-либо изменить. Однако давление будет увеличиваться, если экономический кризис будет и дальше углубляться.

Штефан Майстер является директором программ для Восточной Европы, России и Центральной Азии Немецкого общества внешней политики (DGAP)

Источник: inosmi.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *