Истоки украинского кризиса: Севастополь как детонатор

Истоки украинского кризиса: Севастополь как детонаторВ ответе за Крым

Куртуа Лоран (Courtois Laurent)

Для понимания напряженности в отношениях России и Украины на протяжение последних 15 лет необходимо обратить внимание на ключевую роль Севастополя в российской геостратегии.

В конце XVII Россия считалась в Европе отсталой страной, своеобразным придатком. Стремившийся модернизировать ее царь Петр Великий решил покончить с географической и экономической изоляцией с помощью развития морской торговли. Его проект опирался на открытие двух мировых портов: одного — в холодных морях, второго — в теплых. В 1703 году в рамках этой политики был основан Санкт-Петербург.

Единственным возможным выходом в теплые моря для России было Черное море, которое в тот период находилось под контролем Османской империи. После взятия Азова в 1696 году дверь была на время приоткрыта, однако план Петра окончательно осуществился только с основанием Севастополя в 1783 году.

С этого момента в русском мире появилось два важнейших геостратегических центра: Санкт-Петербург и Севастополь. Не потеряли они своей значимости и два века спустя. «Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение — так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам и иудаизм», — отметил Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2014 года.

Крах советского мира

За полгода до провозглашения независимости Украины Крым стал по решению референдума Крымской Автономной Советской Социалистической Республикой. Год спустя была провозглашена суверенная Республика Крым.
 
Еще до объявления независимости Украины ЦРУ проникло в управляющие органы на большей части страны. Поэтому неудивительно, что правительство Кравчука попыталось взять под контроль Черноморский флот. Кризис достиг апогея 5 апреля 1992 года, когда Украина направила два спецподразделения для захвата порта. 3 августа в Ялте был достигнут компромисс о совместном управлении флотом. Как бы то ни было, окончательно проблема была урегулирована только в 1997 году.
 
В 1995 году Украина нарушила международное право (будапештские соглашения) отправкой спецподразделений для взятия полуострова.
Такая фактическая аннексия Крыма Украиной создала политическую напряженность с Россией и вновь отсрочила реализацию ялтинских договоренностей. Итоговое соглашение подписали только два года спустя, 28 апреля 1997 года.
 
Из договора 1997 года следует, что севастопольский порт сдается России в аренду на 20 лет за плату в 96 миллионов долларов (по большей части за счет поставок газа). Было прописано, что при отсутствии возражений до 28 мая 2016 года аренда продлевается на 5 лет по молчаливому согласию.
 
Ненадежная аренда

В 2004 году на Украине произошла направлявшаяся из США «оранжевая» революция. Президент Ющенко открыто выступал за присоединение страны к ЕС и НАТО. Кроме того, он не раз давал понять, что против продления договора 1997 года.

Пересмотр соглашения о поставках газа в следующем году (первый российско-украинский газовый конфликт) стал предлогом для первого давления на Россию по поводу Севастополя. Микрокризис завершился взятием российскими спецподразделениями маяка на мысе Сарыч.

Война в Грузии 2008 года вновь создала напряженность между Россией и Украиной. Для предотвращения поставок оружия из Украины в Грузию российский флот устроил блокаду грузинского побережья. Киев же пригрозил в ответ заблокировать Севастополь. 13 августа Рада приняла постановление об ограничении свободы передвижения Черноморского флота. Российская сторона была обязана сообщать о перемещении своих судов за 72 часа.

Открыто проамериканская политика Ющенко и его стремление ввязать Украину в войну на стороне Грузии раскололи сформировавшуюся при оранжевой революции коалицию. Занимавшаяся газовыми переговорами Юлия Тимошенко придерживалась проевропейских позиций, но делала ставку на взвешенные отношения с Европой и Россией.

Окончательно это оформилось 10 сентября 2008 года со сближением партий Юлии Тимошенко и Виктора Януковича.

Марионеточный президент Ющенко проиграл в первом туре выборов 2010 года с результатом в 5,45% (таких жалких показателей не было еще ни у одного уходящего президента во всем мире). Победу одержал бывший пророссийский премьер и уроженец Донбасса Виктор Янукович.

Вызванный оранжевой революцией пожар стих, и России было нужно в срочном порядке закрепить присутствие Черноморского флота.
В апреле, менее чем через два месяца после избрания, Виктор Янукович подписал с российским коллегой Дмитрием Медведевым харьковские соглашения, ратификация которых вызвала волнения в Раде.

Аренда была продлена на 25 лет (до 2042 года). Помимо платы в 96 миллионов долларов Россия предоставила Украине 30% скидку на газ. В 2011 и 2012 годах скидка составила 7 миллиардов долларов. Эта сумма позволила стране выполнить требования МВФ и получить займ, спасший ее от банкротства.

Как бы то ни было, в харьковских соглашениях были пробелы. Оппозиция обвинила Януковича в том, что он переступил через конституцию и нарушил закон страны о международных договоренностях.

Кроме того, договор не отменил соглашение 1997 года, а лишь продлил его. Таким образом, ничто не мешало президенту Украины направить 27 мая 2016 года своему российскому коллеге письмо с уведомлением о намерении прекратить аренду.

Таким образом, судьба Черноморского флота зависела лишь от воли избранного в 2015 году президента. Значит, тем, кто хотели покончить с российским присутствием в Крыму, было необходимо обеспечить себе победу на выборах.

В 2011 году разгорелся сирийский кризис. Севастополь находится всего в четырех дня хода от сирийских портов против 20 дней для Мурманска и 34 для Владивостока. Другими словами, он играл важнейшую роль в российской поддержке Башара Асада. Поэтому присутствие России в теплых морях стало еще более неудобным для западных стран, которые стремились к свержению президента Сирии.

На парламентских выборах 2012 года Партия регионов (президента Януковича) сохранила большинство в Раде с помощью альянса с коммунистами. Этого, кстати говоря, нельзя было сказать про президента Ющенко, недоверие к которому народ продемонстрировал на избирательных участках в 2006 году.
Результаты парламентских выборов показали, что пророссийский президент вполне может рассчитывать на переизбрание в 2015 году. Кроме того, иностранным наблюдателям было очевидно, что Россия предоставит ему всю возможную финансовую помощь, чтобы представить итоги его работы в максимально выгодном свете к моменту голосования. В середине 2013 года будущее российской базы в Севастополе представлялось безоблачным.
 
Искра Майдана

Осенью 2013 года Виктор Янукович все еще мог уверенно рассчитывать на переизбрание в 2015 году. Тем, кто хотел ослабить Россию, лишив ее доступа к теплым морям, нужно было действовать.

Поводом для дестабилизации послужили переговоры по соглашению об ассоциации с ЕС. В тот момент ситуация в украинской экономике была катастрофический (нередкий случай), а на горизонте маячил дефолт. Припереть к стенке Януковича было несложно.

Вопреки утверждениям активистов Евромайдана, президент Украины был готов на любые компромиссы ради подписания договора с ЕС. В ответ на такую проевропейскую позицию Россия заявила, что кардинально сократит свою помощь Украине и предложила той искать поддержки у новых партнеров.

Украинское правительство обратилось к Брюсселю с просьбой предоставить займ в 20 миллиардов долларов и повлиять на МВФ для смягчения условий предоставления нового кредита. Только вот ни Брюссель, ни МВФ не горели желанием выделить Киеву деньги. У Януковича не осталось выбора, кроме как отсрочить подписание соглашения об ассоциации и возобновить переговоры с Россией.

Под липовым предлогом о том, что президент Янукович положил конец процессу ассоциации Украины, его свергли в результате государственного переворота, который, как и оранжевая революция, управлялся из Америки.

Обманутый европейским миражом (сейчас его обещают к 2027 году) украинский народ сбросил правительство в результате революции на Майдане. Стало очевидным, что 28 мая 2016 года на Украине будет откровенно пронатовский президент, который поставит под сомнение харьковские соглашения и, следовательно, продление аренды Севастополя в 2017 году.

Что оставалось России? Терять Севастополь? Или последовать за русским населением Крыма (80% жителей), которое заявило о своем отделении после принятия закона о региональных языках?

Дальнейшие события прекрасно всем известны: полуостров был «мирно» занят российскими силами без конфронтации с украинской армией (самые пессимистичные, но неподтвержденные цифры говорят о трех погибших украинцах с 22 февраля по 19 марта 2014 года).

16 марта население Крыма проголосовало за присоединение к России, положив тем самым конец 25 годам напряженности вокруг Севастополя.
Реакция западных стран на возвращение Крыма была символической. Россия заплатила за полуостров всего лишь экономическими санкциями.

Такое положение дел вызвало глубокое недовольство украинцев, которые, что называется, «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Более того, они лишились козыря в отношениях с Россией и на переговорах по газу. Потеря льготных тарифов выливается в 2,5 миллиарда долларов в год. На это накладывается отмена 12 миллиардов российских займов.

Украина получила кредит в 18 миллиардов долларов от МВФ в обмен на кардинальное переустройство экономики в ущерб украинскому народу.
Все эти неприятности могут хоть как-то скрасить разве что экономические санкции, которые были крайне слабы до катастрофы рейса МН17…

Возвращение Крыма можно было бы считать шедевром российской геополитики, если бы не стихийное движение в Донбассе. Желание того, чтобы восток Украины пошел по стопам Крыма, толкнуло жителей Донецка на штурм государственных ведомств. 7 апреля 2014 года была запущена АТО. С этого дня Киев решил отыграться на русскоязычном населении за потерю полуострова и вялую реакцию Запада (она была воспринята им как предательство). Страна постепенно погрузилась в безумие, которое достигло своего апогея летом и осенью 2014 года.

Теперь, раз мы назвали причину, которая подтолкнула Россию к вмешательству на Украине (если точнее, то в Крыму и только там), было бы интересно задать следующий вопрос: кому сейчас выгоднее сохранение войны на востоке страны?

Я попытаюсь ответить на него в следующей статье, где продемонстрирую, что война является необходимым условием выживания киевской хунты. Тем не менее конфликт в Донбассе играет на руку не только Порошенко и его прихлебателям, но и США и НАТО, которые видят в нем прекрасное средство противодействия интересам России. Поэтому его нужно всячески поддерживать, в том числе с помощью полезных идиотов по обе стороны фронта.

Отметим также важнейшую роль контрабанды на линии фронта, которая приносит миллионы долларов карательным украинским батальонам. К сожалению, контрабанда возможна только потому, что в Донбассе существуют каналы сбыта. В интервью RFI Себастьен Гобер (Sébastien Gobert) говорит о причастности к ним Киева, Донецка и Москвы. Что еще раз подчеркивает обязанность французских журналистов систематически винить Россию во всех бедах Украины.

Источник: inosmi.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *