Как Брексит мог бы предотвратить новую холодную войну
Катрина ванден Хювел (Katrina vanden Heuvel)
Ошеломительные результаты британского референдума о выходе из Евросоюза раздосадовали министров иностранных дел и экономики, а также руководство центральных банков в Европе и США. Представители политических элит по обе стороны Атлантики наконец-то начинают понимать смысл произошедшего. Слишком долго их политика была не в состоянии обеспечить ни общего благосостояния, ни общей безопасности. Слишком долго они не обращали внимания на тех многих, кто находится в бедственном положении, в угоду тем немногим, кто процветает. То, как проголосовали британцы, должно ускорить проведение фундаментальных переоценок в ЕС и в США — заставить их пересмотреть такие вопросы, как режим строгой экономии, власть технократов, иммиграционная политика, а также экономическая и внешняя политика.
Со своими союзниками по НАТО США должны включиться в этот процесс переоценки, уделив особое внимание проблеме опасного скатывания к новой холодной войне с Россией — проблеме, которой до сих пор уделялось крайне мало внимания. Уильям Перри (William Perry), министр обороны США при президенте Билле Клинтоне и ученый с многолетним опытом в сфере ядерного сдерживания, предупреждает, что «сегодня опасность какой-либо ядерной катастрофы гораздо больше, чем в годы холодной войны, и большинство людей пребывают в блаженном неведении, не зная об этой опасности».
Американо-российские отношения в последние несколько лет опасно обострились. Ведущие западные СМИ и риторика правящих политических элит изображают Россию как единственного агрессора, не учитывая при этом ту роль, которую сыграли Евросоюз и страны-члены НАТО в возникновении кризиса на Украине и ухудшении отношений.
В последние несколько лет Соединенные Штаты и их союзники по НАТО ввели санкции в отношении России, развернули системы противоракетной обороны в Польше и Румынии, существенно укрепили сухопутные, воздушные и военно-морские силы, а также расширили масштабы проведения военных учений у границ России. (В учениях «Анаконда-2016», проходивших в этом месяце в Польше, приняли участие больше 30 тысяч военнослужащих — в основном, из стран НАТО.)
Неудивительно, что Россия отреагировала на это тем, что укрепила силы и средства вдоль своих западных границ — в том числе разместив там дополнительное количество ракет, способных нести ядерные боевые части, что повышает риск чрезвычайных происшествий, просчетов и эскалации напряженности. В то же время члены ЕС Франция и Германия либо не смогли, либо не захотели потребовать от властей Украины выполнять свои обязательства в соответствии с периодически нарушаемыми минскими договоренностями, целью которых было добиться прекращения гражданской войны путем переговоров. Если у Украины есть какие-либо шансы на выход из кризиса, то ей понадобится помощь России и Запада.
Соединенные Штаты в основном отвергают сотрудничество с Россией, направленное на то, чтобы попытаться уничтожить «Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.) в Сирии, при этом они даже продолжают вооружать повстанцев, чтобы свергнуть сирийского союзника России. Призывы Хиллари Клинтон и других к эскалации в Сирии или созданию «бесполетной зоны» могут привести к прямой конфронтации с Россией. Активизация учений у российских границ рассматривается как прелюдия к более масштабному и постоянному присутствию. Со времен Второй мировой войны никогда еще так близко к западным границам России (теперь от Балтики до Черного моря) не стягивалось такие многочисленные силы противника. Эти все более враждебные и опасные оперативно-стратегические планы намечено ратифицировать на саммите НАТО, который состоится в следующем месяце в Варшаве.
Началом этой эскалации напряженности и наращивания военной мощи стало решение США расширить НАТО до самых границ России после распада Советского Союза. Вместо того, чтобы создать зону мира в знак признания и понимания обеспокоенности России по вопросам безопасности, США подтолкнули бывших советских сателлитов к вступлению в состав НАТО — в том числе даже те новые независимые государства (Грузию и Украину), которые исторически были частью России и Советского Союза. Джордж Кеннан (George Kennan), один из легендарных «мудрецов» послевоенного периода и автор знаменитой статьи «Х», которая легла в основу «политики сдерживания» времен холодной войны, пророчески предупреждал в 1996 году, что расширение НАТО на постсоветское пространство будет «стратегической ошибкой потенциально грандиозного масштаба».
Брексит — который, как минимум, заставит Евросоюз и Великобританию сосредоточить основное внимание на своих внутренних проблемах — может способствовать и началу фундаментальной переоценки данного курса. Франция и Италия уже испытывают раздражение по поводу санкций, введенных против России. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер назвал недавние учения НАТО на российской границе «бряцанием оружием с воинственными выкриками». У США и стран НАТО есть веские причины на то, чтобы попытаться сотрудничать с Россией — необходимо скоординировать усилия по уничтожению «Исламского государства», помочь договориться о прекращении гражданской войны в Сирии, перезагрузить работу по вопросу неподконтрольных ядерных вооружений, остановить распространение ядерного оружия и добиваться ядерного разоружения.
Серьезная переоценка может привести к тому, что обсуждение вопроса о создании зоны мира на границах России возобновится. Ведь, как сказал британский ученый Ричард Саква (Richard Sakwa), «Евросоюзу не удалось решить самую большую проблему нашей эпохи — создать всеобщий миропорядок от Лиссабона до Владивостока…. Разделенный континент с новой „берлинской“ стеной, которая возводится на территории от Нарвы на Балтике до Мариуполя на Азовском море, вряд ли можно считать успехом Евросоюза». Ее можно начать с того, что ЕС окажет давление с целью выполнения минских договоренностей и изучения вопроса о более широком урегулировании проблем для внеблоковой Украины — которая будет в составе Евросоюза, но которая будет лишена права вступления в НАТО. Эта переоценка может основываться на иранском соглашении и может быть направлена на расширение сотрудничества с Россией, чтобы положить конец сирийской гражданской войне путем мирного урегулирования, тем самым способствуя ослаблению давления, которое испытывает Европа в связи с наплывом десятков миллионов беженцев, покинувших свои дома в результате этих трагических событий. Такая переоценка может быть основана на необходимости признания того, что у других сильных государств есть зоны безопасности, и на том, что ни у НАТО, ни у США нет ни преимущественного права, ни ресурсов для того, чтобы «наводить порядок» в мире.
Комментарии по поводу Брексита в основном сосредоточены на его возможных разрушительных экономических последствиях для Великобритании и Евросоюза, а также на невежестве и предполагаемых сомнениях тех, кто голосовал за выход из ЕС. Во внешнеполитических комментариях звучат опасения, что выход Великобритании из ЕС может ослабить НАТО или укрепить позиции России в разделенной на части Европе. Разве не было бы символично, если бы решение британцев вынудило ЕС ослабить свою разрушительную политику строжайшей экономии, дало бы толчок к урегулированию в Сирии и заставило бы НАТО пересмотреть свою все более безрассудную политику по отношению к России? И раз уж это произошло, британские избиратели, осознанно или нет, оказали нам в этом большую услугу.
Источник: