Страшные беды предков живут в душе потомков, часто стирая их личность.
|
Как родители передают психологические проблемы детям, или что такое «травма поколений» и «шрам без раны»
Мешок проблем, переданный в наследство, приводит к диабету и заставляет жить в нищете
У каждого в жизни был случай (а у многих и не один раз), когда собственное поведение казалось странным: никогда не голодавший человек после обильного застолья вдруг вылизывает тарелку и доедает крошки; другой, не имевший опыта отсидки в тюрьме, до дрожи в коленках боится попасть за решетку; третий пытается всеми силами сохранить давно распавшийся и изнуряющий, зато законный брак. Конечно, причин у каждого случая может быть много, однако часто подобное неосознанное поведение — это травмирующее наследие предков. Они хоть и справились с проблемой физически, но душевную боль вылечить не смогли, а потом и передали ее — конечно, не осознанно — подрастающему поколению.
ШРАМ БЕЗ РАНЫ: НЕПЕРЕЖИТЫЕ СТРАДАНИЯ ПРЕДКОВ
«Термин «травма поколений» появился во второй половине ХХ века после того, как к западным психологам начали массово приводить необычных детей. Они пришли решать проблемы, которые в их реальном опыте появиться не могли. Например, подросток, никогда не бывший на войне и не имевший никакого отношения к армии, демонстрировал признаки постравматического расстройства, свойственного ветеранам боевых действий. И таких случаев были тысячи. Анализируя их, психотерапевты пришли к выводу, что душевные травмы, полученные бабушками и дедушками в сложные периоды жизни, передаются внукам. Так на свет появился термин «травма поколений» и понятие «шрам без раны», обозначающий проблему, полученную с воспитанием, а не наработанную в собственной жизни», — объясняет процессуальный психолог Лилия Чиж.
СТРАДАТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ. Итак, многие необъяснимые страдания человека — следствия психологической травмы, случившейся у его далеких предков. Все мы знаем историю и понимаем, что бед у наших прародителей хватало, однако не всегда осознаем, что эти несчастья продолжают жить в душе потомков. Бывает, что внуки выживших в голодовку людей даже при хороших условиях жизни (престижная работа, хорошая зарплата) умудряются влачить нищенское существование и экономить каждую крошку. Сказать себе, что такая экономия была необходима бабушке для выживания в Голодомор, а сейчас в ней нет нужды, способен не каждый. При этом умение считать каждую копейку даже в современном обществе считается более приемлемым, чем жизнь в роскоши. Согласитесь, если из двух женщин с одинаковой зарплатой одна скажет: «Я купила себе дорогое украшение», а вторая признается, что привыкла экономить, то одобрение «Вот молодец!» от большинства людей получит именно вторая.
«ЕШЬ БОЛЬШЕ!». Дети 80-х помнят, как у их бабушек была мания накормить дитя всеми известными способами. Притом лишний вес, полученный в результате таких кормлений, вообще никого не волновал. Наоборот, взрослые, глядя на внуков в складках жира, приговаривали: «Вот и хорошо. А то будет голод, так пока толстый похудеет, худой умрет». С точки зрения выживания в голод они абсолютно правы. Однако страшные времена не наступили, а вот эпидемия диабета среди 40—50-летних, причиной которой стало ожирение, уже шагает вовсю.
ЖИТЬ НАДО ПО СРЕДСТВАМ. Передаются травмы вербально (через родовые предания, семейные легенды и установки воспитания) и невербально — примерами поведения. Вот латает бабушка в тысячный раз носок своему сыну, давным-давно зарабатывающему суммы, на которые можно купить маленький носочный заводик. А внучка, глядя на это, узнает, что голь на выдумки хитра; учится «ничего не выбрасывать» и другим основам экономики. Вырастет девочка, решит с первой зарплаты купить себе красивое платье, а дальше примерочной пойти не сможет, потому что не позволит ей совесть носить новый наряд без заплат.
А уж каким буйным цветом цветет страх рассказать о своем благополучии, и говорить нечего. Каждый с детства знает, что стоит только заикнуться о том, что деньги завелись, как придут «доброжелатели» и отберут. Это отголосок времен раскулачивания.
РЕШЕНИЕ СУДЬБЫ. Еще один пример — тяжелые травмы, которые предкам удалось пережить, только обратившись в церковь. Конечно, они желают своим наследникам лишь лучшего, и чем сильнее любят, тем больше участвуют в их судьбе. «Бабушка одной моей клиентки, пережившая смерть нескольких детей, с детства вместо садика водила ее в церковь, — рассказывает Лилия. — При этом без конца внушала, что лучший способ жизни — монашеский. Результат — молодая симпатичная женщина с хорошей зарплатой отказывает себе во всем и, по сути, живет, как монахиня».
ФАНТОМ ГЕРОЯ. Еще одна разновидность передачи травмы из поколения в поколение — семейный идол, героическая история жизни которого пересказывается тысячи раз. Дети, которые ничего не знают о себе, буквально впитывают легендарный миф и, нередко идентифицируя себя с образом героя, живут мечтой повторить его путь. Опасность — в том, что такое слияние стирает истинную личность человека, и он рискует прожить не свою жизнь.
ВЕРНУТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ
«Конечно, труднее всего в ситуациях непонятного самому себе шаблонного поведения преодолеть неосознанность и понять странность собственных шагов, — объясняет психотерапевт Денис Фролов. — Нужно остановиться и констатировать факт: я делаю что-то странное или как-то странно живу. Если этап осознания странностей пройден, и человек понял, что хочет жить иначе, ему стоит начать контролировать свои действия, каждый раз задавая себе вопрос: «Я этого и впрямь хочу?», «Мне действительно это нужно?». И далее поступать не привычно, как ранее, а основываясь на своем собственном, сознательно принятом решении. На этом этапе у многих возникает ступор, когда они вроде бы и знают, что хотят поступать иначе, но в глубине души считают, что своими поступками и обновленным образом жизни предадут память рода или значимого предка. В этой ситуации снова помогут размышления на тему, действительно ли несвойственный мне поступок заставит предать предков.
Рассмотрим на примере: человек по привычке ест слегка заплесневелые ягоды малины с мыслями, мол, ничего страшного, они все равно полезные. Он может остановиться и спросить: «действительно ли мне больше нечего есть, кроме этих ягод?», «правда ли, в них столько пользы, что ради нее стоит терпеть вкус и есть плесень?», «действительно ли я обеднею, если выброшу их сейчас?». Бывает, дав себе очевидный в этой ситуации отрицательный ответ, человек тут же получает укол вины, отраженный в мысли: «Ух ты, какой деловой! Да твой дед в былые времена за эту миску малины день бы пахал, а ты, неблагодарный, перебираешь». Что делать с виной? Додумать мысль до конца и напомнить самому себе, что дед жил свою жизнь, а у меня есть шанс прожить свою, по собственным правилам. И далее действовать уже осознанно.
Обычно такая практика помогает справиться с шаблонным поведением, передающимся из поколения в поколение. Однако в «тяжелых» случаях лучше обратиться к специалисту, который в безопасной обстановке поможет найти источник проблемы, принять ее, и научиться справляться».
Источник: