Классные войны: как родителям не платить за образование дважды

Остановить школьные поборы не просто, но необходимо.

Классные войны: как родителям не платить за образование дважды

Эксперты советуют требовать смету и уверенно говорить «нет», чтобы победить школьные поборо

«Бесплатность» украинского образования уже давно стала поводом для острых шуток юмористических скетч-шоу и для возмущения родителей, вынужденных раскошеливаться по первому требованию администраций школ и садиков. В среднем по регионам Украины за год школы получают, по данным Общественного объединения «Батьки SOS», около 100 грн с каждого ученика на мел, моющие средства, бумагу, наглядные материалы, канцелярские принадлежности, а на проведение летнего ремонта просят от 1000 грн. Потом начинаются экскурсии/спектакли, кружки и секции при заведениях, подарки, праздники. В детских садах собирают на кислородную пенку, представления и дополнительные занятия по английскому, лепке и т. д. и т. п. — за год расходы семьи выливаются в тысячи гривен. Родители, считая все взносы обязательными, глубоко ошибаются, и схема добровольно-принудительного отъема денег существует только благодаря этому заблуждению. Мало кто знает, например, что подарки педагогам — дело добровольное, каждый сдает на букеты и конфеты, сколько считает нужным или не сдает вообще. «1 сентября родительский комитет с администрацией решают, сколько денег будут собирать в фонд школы, классные руководители озвучивают родителям на сборах результат. И это в то время, как каждый руководитель учебного заведения, каждый учитель подписывается, что ознакомлен с приказом о запрете сбора наличных средств в школах, — говорит о нарушениях активистка объединения Алена Парфенова. — В столице лишь 20% школ хоть как-то легализовали поступление таких сумм через благотворительные фонды или общественные объединения. Ведь если взносы благотворительные, то сумма определенной быть не может, а значит, не все родители покорно сдадут столько, сколько им велели». Общая для всех заведений проблема, по словам Парфеновой, — оборот наличных средств, запрещенный законом, отсутствие контроля их использования и отчетности перед общественностью. Как правило, если отдельные родители начинают интересоваться тратами, возникает конфликт. Руководство украинских садиков и школ почему-то толкует свои обязанности и права неверно, перекладывая на родителей материальное обеспечение учебного процесса, полагает Елена Бондаренко, сооснователь объединения. Каждая организация составляет бюджет на следующий год, школы и детсады обязаны также предоставлять райуправлениям образования списки потребностей. «Но директора и заведующие не закладывают в эти документы ничего, кроме «коммуналки» и зарплаты персонала, то есть даже не пытаются получить средства от тех, кто по закону должен их предоставить, а изначально рассчитывают на дофинансирование родителями», — объясняет она. Поэтому только сами родители могут и обязаны регулировать объемы денежных взносов и следить, чтобы они тратились по назначению.

ПО ЗАКОНУ: ВСЕ ПО АКТАМ И БЕЗНАЛУ

Наталья Слободянюк — автор электронного справочника для родителей «Благодійність в освіті — у законному руслі», плотно изучив десятки законодательных документов, вывела главные правила справедливого и прозрачного сбора денег с родителей. Чтобы обратиться к потенциальным благотворителям за помощью, заведение или управление образования должно опубликовать список потребностей под финансирование и четко указать круг лиц, на пользу которых это пойдет (дети, сотрудники). Точка зрения, что для всех родителей благотворительные взносы обязательны и должны быть одинаковыми по величине, крайне ошибочна. Если, подразумевая взнос, вам говорят о задолженности, позволяют внести часть суммы, в зависимости от внесения денег принимают ребенка в группу/класс или не принимают, всем этим нарушаются ваши конституционные права на пользование собственностью, права на добровольность благотворительного взноса и доступность, бесплатность образования в государственных и коммунальных заведениях. Каждый имеет право вносить деньги или игнорировать призыв, исходя из своих возможностей и желаний. Если родительский комитет на сборах (в присутствии более чем половины коллектива) путем голосования принял решение, его фиксируют в протоколе, но не забывают: любые решения по финансовой помощи школе-садику имеют характер предложения, агитации, поскольку комитеты и попечительские советы не имеют права собирать и распределять средства других родителей.

Все, что дарим школе, должно идти через бухучет с передачей по акту.

ПЕРЕДАЧА. Каждому благотворителю положена квитанция, взнос должен пройти бухгалтерский учет. Деньги можно вносить 4-мя способами: на регистрационный счет заведения в госказначействе (номер можно узнать в администрации, бухгалтерии), в кассу школы (дадут квитанцию с печатью), представителю родительского комитета, у которого есть письменный договор с заведением или управлением образования о публичном сборе взносов или на банковский счет благотворительного фонда, которому доверяете. Если помогаете материалами, настаивайте, чтобы их тоже пропустили через бухучет. Сначала родительский комитет должен самоорганизоваться и составить договор о совместной деятельности, прописав условия сбора денег. Без него все мероприятие будет считаться неотрегулированным законом, а родитель, собирающий деньги, будет делать это без правовых оснований. Потом специальная комиссия, созданная приказом школы или садика (или управления — того, кому подчиняется бухгалтерия) принимает товар. Ценные и малоценные вещи — это те, что стоят более 2500 грн и используются более одного года. Чтобы передать школе такую покупку, временная комиссия оформляет акт принятия-передачи и присваивает ей инвентарный номер (малостоящая дребедень тоже проходит по акту, но без инвентаризации).

ЭКСПЕРИМЕНТ «СЕГОДНЯ»

Этим летом мы неожиданно отменили «добровольные» взносы в одном из садиков. В мае редакции стало известно, что в одном из райцентров Киевской области при приеме детей в сад заведующие просят сдать вступительный взнос от 500 до 1 тыс. грн. «Когда мне вручили ручку и продиктовали заявление вроде «Прошу принять мой благотворительный взнос на счет районного управления образования», я спросила у заведующей, что будет, если я не сдам деньги или заплачу меньше? Моего ребенка что, не примут в группу?» — рассказывает мама трехлетки Марина Фролова (имя изменено. — Ред.). Та ответила: «А вы не можете не заплатить, этот взнос обязательный, утвержден на заседании горисполкома». Тогда читательница обратилась с официальным запросом в мэрию города через сайт dostup.pravda.com.ua и вскоре получила документы, которые якобы подтверждали, что взнос узаконен местными властями. Но поскольку их содержание выглядело абсурдно, она задумалась: можно ли в данном случае ссылаться на документ, принятый в 2009 году, которым позволялось брать с родителей деньги на оплату труда воспитательниц дополнительных летних групп одного конкретного садика (даже не всех городских)? Добытые документы с оформленным журналистским запросом отправились сначала в Министерство образования, потом — в Киевскую областную госадминистрацию. Спустя несколько дней областное управление образования прислало четкий ответ: содержание документов не поддается никакой критике, принудительные вступительные взносы незаконны, и местным властям рекомендуется исправить ситуацию в ближайшее время. Разобраться оказалось нетрудно: понадобились лишь электронная почта и недели полторы времени. Правда, вряд ли власти известили детские сады о вердикте: спустя месяц заведующие других садов все еще требовали взносы.

Пример письма-заявления учителю:

Шановна …, ми не можемо передати вам гроші на закупівлю робочого зошита з фізики з наступних причин:

1. Прийом готівкових коштів від батьків, учнів працівниками навчального закладу заборонений (розпорядження КМУ від 19.08.09 р. №1007-р «Про забезпечення цільового використання коштів бюджетними установами (закладами) соціально-культурної сфери»);

2. Оскільки зошит не оплачений за рахунок бюджетних коштів, допускаємо, що він не є обов’язковим — тому перед тим, як придбати його, ми хотіли б впевнитися в доцільності цього, наприклад, під час батьківських зборів;

3. Якщо зошит є додатковим засобом навчання, тоді його продаж закладом є платною послугою — отже на веб-сайті та дошці об`яв закладу повинна висвітлюватися інформація про таку послугу та її вартість (постанова КМУ від 27.08.10 р. №796 «Про затвердження переліку платних послуг, які можуть надаватися навчальними закладами…, що належать до державної і комунальної форми власності», наказ МОН № 949 від 14.10.2010 р «Деякі питання виконання положень постанови КМУ від 27.08.10 р №796…»);

4. Якщо зошит дійсно необхідний, пропонуємо затвердити послугу з його продажу в закладі відповідним наказом або надати нам інформацію: назва, автор зошиту, видавництво — можливо, ми зможемо придбати його без допомоги закладу.

Якщо з якихось причин ми не зможемо придбати зошит, просимо врахувати це при плануванні уроків, щоби відсутність зошиту в доньки не відбилася на якості отриманих знань, навичок.

ТРЕБУЕМ СМЕТУ И ПОЯСНЕНИЯ К НЕЙ

Родителям нельзя забывать, что образование в Украине бесплатное — это написано в ст. 53 Конституции Украины. «Не должно быть никаких обид, возмущений, претензий («Я плачу, а почему Иванов не платит?!»), конфликтов, если кто-то из родителей не считает нужным пополнять школьные фонды. Все деньги, которые родители несут в школу, — исключительно право, но не обязанность», — подчеркивает Алена Парфенова. Спокойно объясните на родительском собрании свое нежелание участвовать финансово, предложите помочь на субботнике или принести что-то полезное в класс (сдав по акту приема-передачи и поставив на баланс школы). Если же возникает давление со стороны учителя, переносите разговор в кабинет администрации школы, райуправление образования. Не помогает — тогда заявление в полицию о вымогательстве. «Как показала практика, сила соцсетей в борьбе с такими явлениями безгранична, конфликты нужно предавать огласке. Но при этом не подключайте эмоции — только упор на закон, ничего личного», — советует она.

РЕМОНТ. «Прежде чем сдавать деньги на замену окон, узнайте, какие работы запланированы в вашем заведении. Вполне возможно, что это намерены сделать за госсчет. Бывает, в школе только-только задраили крышу, а бюджет снова планирует выделять на нее деньги: так часто бывает, потому что ремонты и покупки мебели/техники за родительские деньги чаще всего не учитываются документально, и неудивительно, что государство собирается вкладывать деньги в то, что уже раз оплачено», — говорит активистка. Уточнить госпланы на ремонт конкретной школы или садика можно, сделав запрос руководству управления образования города или района. В столице эта информация доступна на сайте департамента образования: там на карте обозначено, где какие работы планируются и в какую сумму обойдутся. Прежде чем сбрасываться на текущие ремонты в классах или мчаться вставлять разбитое стекло, поинтересуйтесь, входит ли в штат работник, в чьи обязанности входит выполнение мелкой починки. За ремонты полностью отвечают управления образования или руководство заведения, если у него отдельная бухгалтерия, а все текущие и капитальные ремонты — на плечах государственного и местного бюджетов, фонда собственных поступлений (заработанные средства). Но если вам хочется внести деньги на ремонт — только через БФ и письменное согласие директора, начальника управления образования с дальнейшим оформлением акта приема-передачи. И не забудьте указать цель внесения суммы — так можно будет ее проконтролировать. Если родители красят детскую площадку или полы в классе бесплатно, эти труды все равно проходят через акт приема-передачи по приказу управления образования с перечислением всех, кто принимал участие.

НА ТЕТРАДИ. Покупка дополнительных учебных материалов в школе стала давно делом обыденным, причем без учета мнения родителей. Все происходит примерно так: ребенок приходит домой и сообщает маме, что требуется 20—30 грн на тетрадь. Разговоры о дополнительных учебных материалах администрацией школ велись, по словам Алены Парфеновой, уже с конца мая, но многие родители аргументированно отказывались их оплачивать. «Конечно, мы понимаем, что это может отразиться на наших отношениях с учителями и администрацией. Однако у нас большие сомнения в надобности этих допматериалов, и способ закупки, который нам предлагают в школах, незаконный», — объясняет свою позицию она. «Поскольку все эти учебные материалы дополнительные и приобретаются за деньги родителей, их согласием нужно заручаться до сбора денег, — рассуждает Наталья Слободянюк. — Однажды мы решили объяснить это директрисе письменно». Наталья говорит, что это лишь начало работы, и собирается требовать публикации на досках объявлений школ и их сайтах списков тетрадок-методичек, рекомендованных или утвержденных для закупки педагогами. «В результате директор пригласила меня на разговор, — рассказывает мама школьницы. — Правда, он, к сожалению, шел не о способах сделать закупку тетрадей прозрачной и законной, эффективной и удобной, а о том, что я — нарушитель школьного спокойствия. Ведь директор от меня впервые услышала о том, что покупка тетрадей должна происходить по иной схеме». После такой реакции администрации Наталья направила письмо официально в управление образования, однако ответа даже спустя месяц не получила.

ПРИГОДИТСЯ. Разобраться, что из предложенного учителем к приобретению действительно нужно, родителю непросто. Ведь, например, в начальной школе слепое подчинение учительским инициативам нередко наносит вред — именно из-за таких дополнительных материалов на малышей взваливается лишняя нагрузка, и это в то время, как домашние задания для них вообще запрещены. А в старших классах купленные тетради нередко превращаются в макулатуру. «Купили сыну тетрадь по физике: никакой лишней писанины, только вставляй полученные на опытах значения — удобно! Проблема в том, что эти опыты никто так и не проводил», — жалуется отец 9-классника Олег Маляренко. Так что пусть педагог потрудится объяснить необходимость покупки именно этого допматериала, докажет, что он станет настольным пособием. «Действительно, есть смысл сдавать деньги лишь на обеспечение безопасности и развития ребенка, до чего у государства руки пока не дошли. Например, на установку тревожных кнопок (в Киеве с этого года все школы оборудуются за госсчет), видеонаблюдения по периметру школы или даже в каждом классе», — уверена Парфенова.

НОВЫЙ ПОДХОД. Директор столичной школы №148 Сергей Горбачов решил создать новую процедуру поиска денег на школьные потребности. «Я не раз слышал упреки, что руководители школ нерешительны в отстаивании прав на надлежащее финансирование из бюджета. Но точно знаю, что многие коллеги неоднократно письменно обращались в органы управления образования с письмами-запросами. Иногда нам отвечают, еще реже удовлетворяют потребности. Считаю, пора искать новые формы решения этих проблем», — объясняет он. В начале лета он провел в школе совещание и объявил о подготовке Запроса на финансирование школы на 2017—2020 гг., предложив учителям и родителям учеников подавать свои предложения по установленной форме. «Чтобы просить денег, нужно указать, на что. Многие учителя уже сообщили о своих потребностях, правда, многое нуждается в уточнениях — зачем нужно запрошенное, как его применять, сколько стоит? Сейчас я их координирую между собой, а на общем обсуждении появится обобщенное видение того, что нужно для развития школы. Таков прозрачный инструмент для выяснения реальных потребностей школы», — объясняет Горбачов.

Нередко родители и госбюджет оплачивают одну и ту же замену окон.

Источник: www.segodnya.ua

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *