Фильм-сказка «!Казак и смерть».
|
Код нации: как выглядит смерть по-украински
«Запечатываниеъ» крестом, конь-свидетель, тайна казацких кладбищ и каменные бабы как компас
Наши соотечественники сейчас с гордостью подчеркивают свою принадлежность к украинской нации. Однако на вопрос «Что значит быть украинцем?» сможет ответить далеко не каждый. У каждой нации есть ДНК, свой уникальный код, который спрятан в оберегах, сказках, песнях. В предыдущих публикациях спецпроекта «Секрет нации» мы писали о коде, «зашитом» в мотанках, колыбельных, писанках, вышиванках, казацком боевом искусстве, свадебных обрядах и т. д. А в этот раз мы решили разобраться, как код нации отражается в таком явлении, как смерть.
«В Украине очень много особых по значимости и символике мест для захоронения, — отмечает запорожский этнограф Свитовид Пашник. — Такие есть практически в каждой области, и любое из них — повод написать целую книгу. Одно из таких мест, к примеру, — остров Хортица в Запорожской области. Его особенность в том, что по форме он напоминает лодку. Делая захоронения здесь своих родных и близких, наши предки полагали, что эта «лодка» перевозит умерших в рай, где душа соединяется с богами (в языческой традиции) или с Богом (в христианской). Язычники считали, что через некоторое время душа соединится с захороненным в земле телом, переродится, создавая новую жизнь. Похожая идея воскресения из мертвых после второго пришествия Христа описана и в Священном Писании. Поэтому мы при жизни должны беречь свою землю, свой род, чтобы было куда вернуться новым поколениям. На Хортице сегодня насчитываются 6 курганных групп, куда входят 129 курганов — древних захоронений, по которым историки изучают традиции наших прапрадедов еще со времен скифов. Одна из таких старых традиций, например, — собирать необходимые для похорон вещи заранее, как это до сих пор делают многие старики. Этот обычай не «кликает смерть», как многие думают, а символизирует заботу друг о друге, чтобы для детей и родственников похороны не стали накладными».
Вера наших предков предполагала, что люди перерождаются и вновь попадают на землю, но уже в другом обличье. В некоторых карпатских поселениях люди, идя на похороны, плакали, а, возвращаясь, уже радовались, так как верили в новую встречу. Вообще же в этом вопросе в Украине христианские традиции настолько органично переплелись с языческими, что отделить одни от других порой просто невозможно.
ОБРЯД. «В Украине обряд похорон обычно начинался в доме усопшего, куда приходили самые близкие ему люди, — объясняет этнограф Свитовид Пашник. — Приглашали священника, который совершал молебен за упокой, зажигали свечи, клали еду с поминального стола к гробу. Кстати, гроб нередко изготавливали заранее, если в доме был тяжелобольной человек, и оставляли его в сенях. При этом он не должен был быть пустым: его засыпали зерном, что, как верили предки, оттягивало сам момент смерти. Гробы, кстати, стали делать примерно тогда же, когда начали изготавливать лодки. Поэтому поначалу гробы считались чем-то вроде лодки, ведущей в мир Нави, то есть загробный.
После смерти человека гроб с ним выносили утром. При этом нужно было трижды стукнуть им о порог дома в качестве знака прощания. Во дворе его ждали те, кто хотел проститься. Траурная процессия ассоциировалась с проводами лодки, отправляющейся в вечность, потому дорогу перед ней засевали зерном (символ плодородия), чтобы человек быстрее возродился вновь. Процессию возглавлял человек, который нес крест, затем несли крышку гроба с караваем и солью в центре. Следом шел священник, считавшийся проводником между мирами. Сам гроб часто везли на волах, символизирующих Велеса — покровителя подземного мира. Могилу, представлявшую собой образ лона матери-Земли, выкапывали заранее. В нее и опускали гроб, форму которого считали фаллическим символом. Тем самым инсценировался процесс оплодотворения земли для зарождения новой жизни, ведь рядом с умершим в гробу оставались и зерна.
НА ВОСТОК. В нашей стране в большинстве случаев хоронили и хоронят головой на запад и ногами на восток, чтобы умерший «мог наблюдать рождение солнца» (на Хортице могилы также обкладывали камнями в виде носа лодки, тоже направленного на восток). Форма возвышения на могиле символизировала беременность матери-Земли. На это возвышение устанавливали стелу фаллической формы, позже стелы приобрели вид каменных баб. Перед закапыванием каждый из участников должен был кинуть три горсти земли, при этом произнося пожелание покойному: «Пусть земля тебе будет пухом». Венцом обряда было так называемое запечатывание. Этот обряд связывают с захоронением римлянами Иисуса Христа: замуровав пещеру с ним камнем, они опечатали его сургучом. В Украине было свое опечатывание: семьи, которые могли себе позволить фамильные склепы, «запечатывали» их, повесив сверху родовой герб. А обычные могилы «запечатывали», просто прикладывая к ним крест, который несли на траурной процессии. В некоторых селениях вместо креста прикладывали тризуб.
Затем священник окроплял могилу священной водой и зажигал над ней свечку, символизировавшую зарождающееся солнце. После этого все присутствующие должны были умыть руки — не только в соображениях гигиены, но и для образной очистки души покойного. После разламывался ритуальный хлеб, часть которого оставляли на могиле как символ единства рода. Заканчивалась церемония поминальным обедом. Специальной еды для него не готовили, кроме обязательной кутьи. Гости, выпивая, не чокались, чтобы успокоить душу усопшего — ведь испокон веков звон посуды был признаком радости и веселья.
До сих пор принято считать, что души наших предков приходят к нам в религиозные праздники. Не зря ведь в предпасхальные дни устраиваются так называемые родительские субботы, когда люди заказывают в храмах молебен за упокой ушедших. А в отдаленных западноукраинских селениях до сих пор сохранилась такая традиция: перед тем как садиться за праздничный стол, люди протирают лавку — считается, что это позволит не задеть «пришедшую в гости» душу предков».
Свитовид Пашник. Изучает духовную историю нашей нации.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ
Часто можно услышать истории, как умершие снятся живым и просят передать им какую-то очень ценную для них вещь. Например, в семье киевлян Найденовых умерший дедушка во сне просил свою жену передать ему старые туфли, потому что новые жмут. И та «передала» их на похоронах соседа, положив их в гроб. А в семье Кремеровых из Днепропетровска теща каждую ночь приходила к зятю во сне и просила вернуть коронки, которые он умудрился у нее снять. «Что он только ни делал, — вспоминает давнюю семейную историю Мария Кремерова, — и напивался, и в церкви оставался на ночь, и пытался вообще не спать. На третьи сутки, сморенный сном, вновь увидел тещу, которая сообщила, что скоро умрет их сосед. Когда через два дня действительно умер соседский дедушка, тещины коронки положили в его гроб. После этого теща больше не снилась. Получается, даже на том свете родственники могут нас воспитывать».
ГЛАВНЫЕ ДЕТАЛИ ПОХОРОН
Крест при захоронении символизировал мачту, с помощью которой гроб-лодка мог добраться до рая. Да и само распятие напоминает растянутые на мачте паруса. Замечено, что форма креста у различных народов походила на очертания оконных рам, распространенных в домах и храмах жителей той или иной местности. Якобы по этой причине кресты в разных местах могли быть округлыми, вытянутыми или равносторонними. Ритуальный хлеб, который несли на крышке гроба во время процессии, был символом всего человеческого рода. Рушниками на похоронах тоже пользовались, подстилая их под хлеб, перевязывая ими плечо несущих гроб и даже опуская на них гроб в могилу. Они были символом дороги, перехода в другой мир. А венки считались оберегом: после смерти душа, проходя сквозь них, возрождалась.
ПОМИНКИ. Они организовывались сразу после похорон, а потом на девятый день со дня смерти: считалось, что в этот период старая Луна умирала, а новая рождалась и, обретая форму лодочки, «перевозила» душу. Также считалось, что на 9-й день душа попадает в рай, а на 40-й Луна-лодочка доставляет ее на седьмое небо, где и происходит соединение с предками. В этот день усопшего поминают еще раз.
Кстати, 9-й и 40-й день после события не всегда нес грустную окраску. Так, например, ребенка на 9-й день от рождения клали в колыбель, а молодожены на 9-й день после свадьбы садились в телегу и объезжали своих родственников, начиная медовый месяц. На 40-й день после рождения ребенка приносили в храм для крещения, а молодые на 40-й день после свадьбы возвращались из свадебного путешествия и начинали считаться полноценной семьей.
КАЗАКИ: БАБЫ, КРЕСТЫ И ТАБУ НА СЛЕЗЫ
Отношение к смерти и похоронам особенно интересно прослеживать по казаческим традициям — та территория Украины, где находилась Сечь, никогда не ощущала на себе сильного влияния других стран, как, например, это было в случае с центральной или западной частями страны. «Те казаки, которые не погибали в боях, жили достаточно долго, — объяснил нам этнограф, президент Всеукраинской федерации «Спас» Александр Притула. — На одном из курганов в городе Орехов есть могила с датами «1752—1872 гг.» — выходит, человек прожил 120 лет! В архивах мы также находили случаи, когда казак умер в 92 года, причем от… солнечного удара.
Умерших казаков подхоранивали в курганы. Вообще все старые украинские кладбища формировались в виде курганов: так повелось со времен наших предков — скифов и половцев. Когда человек умирал, все его богатства продавались, а на вырученные деньги покупалась еда и вино для тризны — поминок. Они проходили тут же, в степи, рядом с могилой усопшего. Каждый, кто приходил на похороны, кидал в могилу три шапки земли. Таким образом уже в первый день тризны вырастали маленькие курганчики. Затем к могилам приходили через 9 и 40 дней, снова кидая на них по три шапки земли. Чем больше людей приходило к месту захоронения, тем выше становился курган. А особо выдающихся предков таким образом почитали на протяжении десятилетий, а то и столетий! Так появились, к примеру, огромные Корсак-могила в Приморском районе Запорожской области, Луговая могила близ Днепропетровска.
Также на могилах ставили надгробия в виде каменных баб. Смотрели они всегда на восток, а правое плечо, указывающее на юг, у них было скошено. Такие бабы становились и памятью об умершем, и ориентиром в степи одновременно.
Позже на казацких могилах стали появляться кресты. Они тоже были каменными, и изготавливали (стесывали) их сами казаки для себя, как и гробы. Очень редко встречались и кованые кресты, и их тоже мужчины делали себе сами. Мы вообще, исследуя документы, находили немало подтверждений тому, что некоторые казаки чувствовали момент своей смерти и готовились к нему».
Казацкий крест. Те, кого не убивали в боях, явно были долгожителями.
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПОХОРОНЫ. Казаков предавали земле в гробах из материи красного цвета — цвета небесного зарева. «Шелк и атлас для этих целей привозили из Китая («Червоною китайкою тіло вкривали»), — рассказазывает Притула. — При похоронах казаку клали в гроб предметы, которые связывали его с земной жизнью и могли пригодиться в загробной. По казацким правилам, оглашать перечень таких предметов было запрещено. На похоронах обязательно присутствовал конь, который, как считалось, чувствует душу казака. Во время похоронной процессии на рушниках несли оружие, которым казак владел при жизнию, — так сегодня за усопшим могут нести его полученные при жизни награды. Казаков поминали добрым словом, пели ритуальные песни, но никогда не оплакивали.
Были в истории казачества и показательные похороны. Когда кто-то убивал своего побратима, его хоронили заживо, причем с его же жертвой в одном гробу».
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ. В 2010 году казаки «Спаса» восстановили старинное заброшенное казацкое кладбище. Оно знаменито тем, что там находится могила Никиты Коржа — последнего Сечевого судьи Войска Запорожского. Жил Корж на дуге реки Сухая Сура, сделав впоследствии на месте своей зимовки целый остров — вырыл канал, замкнув кольцом воду. Даже когда Сечь разогнали и всех сделали крепостными, это село при Корже оставалось свободным. Потом там жил архимандрит Серафим (Тяпочкин), при котором большевики, как ни старались, не могли разрушить местную церковь. Потом его обманом вызвали в Екатеринослав, где и расстреляли, и только после этого церковь снесли.
Интересно, что в 70-х годах ХХ века на острове раздали несколько участков под дачи для метростроевцев из Днепропетровска. Дачи построили, но их жители вскоре поумирали — причем, как говорят, странной смертью. Сейчас на острове живет всего одна семья — потомки Коржа, а также одинокая старушка, баба Надя. Она рассказала нам, что похоронила в этой земле троих своих детей, и говорит, что у нее есть все — достаток, земля — а вот счастья нет. А ее соседи уверены, что их предок попросту никого не пускает на свою территорию.
Курганы. Захоронения казаков были такими же, как и у скифов.
НАШИ СКАЗКИ: СМЕРТЬ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРЕДСТАЕТ В ОБРАЗЕ МИЛОСЕРДНОЙ И НАИВНОЙ ЖЕНЩИНЫ-СКЕЛЕТА
Образ Смерти в украинских сказках весьма неоднозначный. Она — символ одновременно страха, мудрости, милосердия и даже наивности. «Например, в сказке «Мамино сердце» Смерть, забирая ребенка у матери, показывает, как ее малыш играется в Раю, а потом рассказывает, что ждало бы его в будущем на земле — взрослый сын убил бы человека, за что был бы повешен. В этой сказке смерть даже милосердна, — комментирует фольклорист, автор книги «Персонажи украинской народной сказки» Леся Мушкетик. — Но чаще смерть в сказках ассоциируется со страшной женщиной-скелетом: «Та жінка якась висока, як трепета, худа — кістки у неї гримлять, чорна, очі запалі, та й голова не голова, а як череп’яний білий гронець, зуби вишкірені, ручиська кістляві, на плечі у жінки — коса, на косі кров присохла». Образ этот, скорее всего, взят из западноевропейской традиции и встречается в сказках про обманутую смерть.
В бытовых сказках Смерть отчасти наивна и до поры до времени позволяет себя обхитрить. В сказке «Цыган и смерть» цыган берет Смерть в кумовья, а та, в свою очередь, помогает ему разбогатеть. Когда же приходит его час, цыган придумывает гроб, который крутится так, что Смерть не может его схватить. Она даже обращается с жалобой к Творцу, но тот советует ей оставить цыгана в покое. Похожая сказка и «Козак и смерть»: казак просит поискать у него грехи и таким образом продлевает свою жизнь, споря со Смертью и в итоге побеждая ее в споре. В сказке «Москаль и смерть» рассказывается, что за то, что москаль советует ей вместо людей грызть дубки, та наказывает его и заставляет полгода катать на спине. В конце москаль чудом запихивает Смерть в табакерку.
Однако лукавых людей Смерть может и проучить. В сказке «Смерть кума» она помогла бедняку стать богатым и научила лечить людей при одном условии — чтобы тот не забывал, кем был, и вешал при входе в дом постолы и петек (свою верхнюю одежду). Став богатым, человек все забыл, да еще и пытался откупиться от Смерти. Чего он только ни придумывал, но Смерть неизменно отвечала: «Крутись, куме, а од мене не відкрутишся».
В сказочном образе Смерти скрыт глубокий философский смысл, о котором однажды метко скажет французский философ Мишель де Монтень: «Думать о смерти — значит думать о свободе. Кто научится умирать, тот разучится быть рабом. И нет в жизни зла для того, кто понял, что потерять жизнь — не зло».
Источник: