Жителей России поглотил феномен «демонстративного потребления». Когда человек ради собственного имиджа покупает вещь, на которую не в состоянии заработать.
Ездить на дорогой машине, владеть эксклюзивными часами и носить костюм от итальянского портного — это счастье, свобода и успех. Так говорит реклама.
Сегодня маркетологи знают, как манипулировать потребителем и заставить его купить дорогую, но ненужную вещь. Оправданием показного потребления может стать готовность взять новую высоту, например, получить работу или подписать выгодный договор.
«За счет приобретения дорогих вещей люди хотят повысить собственную значимость, собственную капитализацию и совершить карьерный скачок, — говорит заведующий кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования Высшей школы экономики Андрей Рассохин. — Однако это как аванс, за который придется потом расплачиваться».
Кредит на роскошь
Тепло ли тебе, девица Почем шубы для народа
Герой нашего сюжета пожелал остаться анонимным, так как друзья и коллеги считают его успешным, возможно, даже завидуют.
На нем одежда от известных брендов, а ездит он на статусном автомобиле, однако расплачиваться за этот высокий статус приходится с трудом — машина куплена в кредит на пять лет более чем за три миллиона рублей.
Обслуживание автомобиля премиум-класса обходится совсем недешево.
В месяц выходит около 85 тысяч рублей, что равняется зарплате квалифицированного менеджера в Москве.
Для того, чтобы расплатиться с такими долгами, нашему герою придется искать вторую, а может быть, даже и третью работу. Мужчина расставаться с покупкой не хочет, ведь тогда он потеряет статус.
Подушка безопасности
Если в Москве шансов выделиться не так уж и много, то для регионов дорогая вещь означает возможность обратить на себя пристальное внимание.
«Если вы берете крупный кредит, то необходимо иметь в запасе денежные средства на полгода, чтобы вам хватило не только на пропитание, но и на обслуживание долга. Если вы потеряете работу, у вас должна быть сформирована денежная подушка безопасности хотя бы на три-четыре месяца», — утверждает финансовый омбудсмен, доктор экономических наук Павел Медведев.
Около 12% невозвратных долгов в России занимают кредиты на предметы роскоши. Их владельцами движет стремление показать себя, быть лучшими, ощутить вкус победы, но не через упорный труд и личный талант, а через покупку товаров. И все же эксперты рекомендуют тратить кредитные деньги только на важные вещи.
«Первое — это собственное здоровье, если случается безвыходная ситуация. А второе — оформление кредита на покупку рабочего автомобиля, если эти деньги пойдут в развитие собственного бизнеса, — считает руководитель общероссийского общественного проекта «Россия без долгов» Денис Калугин. – Но ни в коем случае деньги не должны быть потрачены на отдых, покупку телефона или одежды».
Приобретение дорогих вещей нельзя рассматривать как инвестиции в будущее. Например, автомобиль теряет в цене 20% сразу, как только выезжает из автосалона. Часы же и ювелирные изделия быстро выходят из моды.
Подробнее в
сюжете Вместе выгодно
Деньги счет любят: выгодно ли хранить средства в банках
В Россию приходят новые бренды
Источник: