Вступил в силу закон про квоты на украиноязычные песни в радиоэфире
Фото: GK Media
С 8 ноября каждая четвертая песня в эфире украинских радиостанций должна принадлежать отечественному исполнителю и звучать исключительно на украинском языке. Таким образом, в рамках нового закона о квотах украиноязычной музыки радиоэфир наполнится украинским продуктом не менее, чем на 25%. Уже через год, с ноября 2017-го, этот объем вырастет до 30%, а еще через два доля украиноязычного контента достигнет 35%. Прежде Нацсовет завалили письмами с претензиями, отмечая пренебрежение форматами радиостанций, а также отсутствие качественной украиноязычной музыки. Мнениями по этому поводу «Апостроф. Лайм» поинтересовался у украинских исполнителей, а также у радиоведущих.
Евгений Фешак, ведущий песенных радиопередач на «Люкс ФМ» называет закон о квотах необходимым, а наряду с этим отмечает на удивление вялую реакцию украинских исполнителей:
«Я считаю, что этот закон стоило принимать. Но я не совсем понимаю реакцию украинских артистов, украиноязычных исполнителей. Увы, этот карт-бланш они никак не хотят использовать. Я, честно, ждал, что это будет массив новой украинской музыки. Но те артисты, которые ходили и плакали, что им не дают шансов, получив его, не особо-то им и пользуются», — рассказал радиоведущий «Апострофу. Лайм».
Что же касается качественного украинского контента и установленной нормы, Фишак указывает на достаточное количество времени, которое было выделено радиостанциям и самим исполнителям для подготовки.
«Мы поддерживали этот закон, знали как мы реализуем его в нашем эфире, поэтому, в принципе, никаких сложностей не было. Закон ведь не вчера придумали. К нему готовились, о нем много говорили. Отреагировали, правда, далеко не все артисты. Топовые исполнители подготовили песни на украинском», — добавил Фешак.
«35% — это вполне достаточное количество, возможно, даже многовато будет. Но это огромный аванс, который был выдан нашей музыкальной индустрии. Если она с ним справится, пусть будет хоть и 50%. Артистам есть к чему стремиться, главное — начать работать», — подчеркнул он.
Основатель и главный идеолог украинского коллектива Green Grey Андрей «Дизель» Яценко считает квоты ограничением творчества. По мнению музыканта, куда полезнее было бы обратить внимание на качество музыки:
«Проблема совершенно не в квотах, а в форматах радиостанций. Есть замечательные украинские группы, поющие на украинском языке, но нет форматных радиостанций, на которых можно было бы представить те же 25-30% этой музыки. Все равно основная борьба будет идти на поп-станциях между поп-исполнителями, теми, которые были и до этого. Поэтому, мне кажется, что особого эффекта не будет», — ответил Яценко «Апострофу. Лайм».
С нехваткой качественной украинской музыки исполнитель соглашается и предрекает радиостанциям идентичные радиоэфиры. В то же время, Яценко отмечает появившийся стимул для молодых украинских исполнителей.
«Если станции не разделятся на форматы, а особенно, когда мы достигнем 35%, они все будут похожи между собой. Абсолютно все. Сейчас будут крутить целыми альбомами только качественных украинских артистов. Конечно, это шаг вперед к выходу многих молодых исполнителей, но я переживаю, что конъюнктура сейчас возьмет верх и через пару месяцев все дружненько перейдут на интернет-радио, где будут слушать мировую музыку, включая и украинскую», — добавил он.
«А вообще, украинской музыкой я называю все, что было произведено в Украине. И не важно, на каком языке она, хоть на китайском. Если музыка произведена украинским коллективом, ею можно гордиться», — подвел итоги музыкант.
Своим мнением в интервью «Апострофу. Лайм» поделилась и радиоведущая, певица Соня Сотник. «Женщина украинского радио №1», как ее часто называют в прессе, считает квоты опасными для узкоформатных станций:
«Дело ведь в том, что у нас есть разные радиостанции, разные форматы, и этот закон очень опасен для узкоформатных радиостанций, которые играют специфическую музыку, где украинского продукта просто нет. В том числе и RadioRoks. У нас нет столько качественной и популярной рок-музыки, а мы играем популярную музыку и классический рок. В современной украинской рок-музыке, слава Богу, все хорошо. А вот в классическом роке, где звучат 70-80-е, гм-гм, украинского рока маловато. Здесь ничего такого, просто так сложилось исторически. Мы можем сейчас взять и врубить все это, но наша аудитория тут же скажет: «о’кей, до свидания». Нельзя группой «Океан Эльзы» закрыть все», — рассказала Сотник.
«Я очень положительно отношусь к квотам, но это должно быть разумно. Украинской музыки и так стало в эфире больше. Не нужно делать этого из-под палки — это как с вышиванками. Все заинтересованы в том, чтобы иметь свою музыку, своих звезд», — подчеркнула радиоведущая.
Лидер ветеранов украинского блюз-рока Игорь Мельничук, бас-гитарист и вокалист коллектива «Брати Гадюкіни» также говорит о первоочередной необходимости качественного контента. Иначе Украину может ожидать история, которая произошла на белорусском радио:
«Отвечу эгоистично, для нас это хорошо. Наверное, мы станем появляться на радио чаще. С другой стороны, я всегда говорю, что песня на украинском языке еще не значит, что это хорошая песня. Я за то, чтобы было больше украинской музыки, но она должна быть качественной. А вот здесь уже есть проблема. В Беларуси была похожая ситуация: ввели квоты — и люди перестали слушать радио. Сказали «такой ерунды мы еще не слышали». Это вызов для нас, это не просто взяли любой текст и… Знаете, я очень не люблю, когда сегодня берут стихи и начинают петь рок-музыку и так далее. Ни в тын, ни в ворота. Будем надеяться, что люди будут слушать, музыканты подтягиваться.», — ответил музыкант «Апострофу. Лайм».
Сооснователь популярного интернет-проекта «Радио Аристократы» Ярослав Лодыгин также упомянул об ущемлении музыки, как искусства. Радиоведущий не скрывает сомнений, относительно положительных результатов действия закона о квотах:
«Я очень сомневаюсь, что в нашем мире, где можно послушать все, что угодно и когда угодно, квоты на FM-вещание, на этот умирающий источник коммуникаций, могут на что-то повлиять. Основной мотив инициаторов закона — это защита информационного пространства от русской попсы, скажем так. Но если ты всю жизнь слушаешь Лепса или Аллегрову и вдруг перестанешь слышать их на радио, не думаю, что это будет таким уж событием. Ты просто продолжишь слушать их где-нибудь в другом месте», — рассказал Лодыгин «Апострфу. Лайм».
«Если говорить о втором мотиве, развитии украинской музыки, я тоже не уверен, что это как-то помогает. Это имеет смысл, когда станции сами заинтересованы в этом, когда начинают говорить об этом, разбираться в музыке, селекционировать ее. В целом, я не поддерживаю этот закон. Это искусство, оно не знает границ и не должно быть ограничено. Они вроде как борются с некачественным контентом, но ведь под этот закон попадает любая музыка», — подытожил радиоведущий.
Гитарист популярного украинского коллектива «Скрябин» Алексей Зволинский не видит в квотах ограничений и отмечает перспективы для развития украиноязычной музыки. Наряду с этим, музыкант предположил, почему радиостанции могли так возмутиться новым законом:
«Я так понимаю, что именно этот момент (недостаток качественной украиноязычной музыки — ред.) заставил создателей законопроекта предусмотреть вариант не резкого введения квот, а начать с 25% в первый год и постепенно увеличить процент украиноязычной музыки до 35%. Но мне кажется, что вопрос в другом. Скорее всего, программные директора радиостанций ориентируются на личный вкус. А вот Украина уже повернула курс на «любовь к украинскому». Поэтому, думаю, радиостанциям не стоит бояться того, что если они вдруг начнут крутить украинскую музыку то их перестанут слушать. Возможно, придется попотеть и хорошенько перетрясти всевозможные ресурсы в поисках украиноязычной музыки в качественном звучании, но я уверен – ее намного больше, чем нам кажется. Украина полна талантами», — прокомментировал Зволинский вопрос «Апострофа. Лайм».
Что же касается украинских исполнителей, отдавших предпочтение другим языкам, гитарист «Скрябин» также отметил несколько путей решения данной проблемы.
«Ну, думаю, у них два пути. Первый – понятный – начать творить музыку на украинском. Второй – кстати, сейчас очень популярный — создавать музыку на другом языке, но настолько крутую и на таком уровне, чтобы она смогла конкурировать с иноязычными песнями, для которых и выделяют оставшиеся проценты. В общем, получается так: взялись делать фирменную музыку на английском языке – готовьтесь конкурировать с Queen, а поете на русском – будьте лучше Лепса. Но и исполнителям на украинском фора дана тоже небольшая, уверен, нам не придется ждать отведенные два года, мы намного раньше услышим много классной качественной музыки, исполняемой на языке страны, в которой живем», — подытожил Зволинский.
Источник: