Летчик-ас проиграл искусственному интеллекту и был сбит в виртуальном воздушном бою
Сатохико Окада (Satohiko Okada)
Искусственный интеллект, выигравший у человека в го и сёги, одолел человека и в воздушном бою. Искусственный интеллект для управления истребителями ALPHA, совместно разработанный Университетом Цинциннати, промышленными кругами и ВВС США, провел виртуальный воздушный бой с бывшим летчиком-асом американской армии и одержал в нем уверенную победу. Более того, стоимость оборудования, которое управляло искусственным интеллектом, составила всего 35 долларов. Похоже, что воздушные бои будущего будут происходить без участия человека. Их будут вести беспилотные истребители.
Непобедимый король воздушного боя
Вся комната покрыта панелями, на которых изображено голубое небо. Опытный летчик в кресле пилота, расположенном по центру, ведет виртуальный воздушный бой с самолетом, управляемым искусственным интеллектом.
© public domain, Lisa Ventre, University of CincinnatiПолковник ВВС США в отставке Джин Ли принимает участие в имитации воздушного боя против искусственного интеллекта
Действие происходит в крупном развлекательном центре. О победе искусственного интеллекта в виртуальном пространстве в конце июня сообщили университетский журнал, Newsweek и Daily Mail.
С ALPHA, который аспиранты университета разработали совместно с промышленностью и властями, сражался бывший полковник военно-воздушных сил США Джин Ли (Gene Lee). Ли — летчик-ас, окончивший Школу по отработке боевого применения истребителей. Его навыки не вызывают сомнений.
Однако в ходе воздушного боя с ALPHA Ли ни разу не удалось сбить самолет противника, в то время как ALPHA сбивал опытного пилота несколько раз. Ли высоко оценил искусственный интеллект: «Из тех искусственных интеллектов, что я видел, ALPHA демонстрирует самую быструю реакцию. Он мощный и надежный».
Свой первый опыт виртуальных боев с искусственным интеллектом Ли получил еще в 1980-х годах. Летчик признается, что был удивлен скоростью реакции и сознанием ALPHA. «Он осознавал мои намерения и моментально реагировал на мои действия, когда я менял положение своего самолета и готовился атаковать его ракетами. По мере необходимости ALPHA быстро переходил из атаки в оборону», — отмечает Ли.
«Современные летчики и предыдущие искусственные интеллекты не могут сравниться с ALPHA в скорости движения и действиях на опережение», — хвалит Ли ALPHA.
Это касается не только боя один на один. В одном из виртуальных боев против ALPHA сражались два пилота на двух истребителях. Искусственный интеллект победил, одновременно управляя четырьмя самолетами.
Более того, удивительно то, что для управления ALPHA использовался компьютер стоимостью всего 35 долларов.
Лучший пилот — Raspberry Pi с нечеткой логикой
В прошлой статье я писал о компьютере Raspberry Pi, который был разработан для британских школьников и продается по низкой цене. Американский журнал Newsweek подчеркивает, что железом для Alpha стал именно этот Raspberry Pi за 35 долларов.
В настоящее время на подготовку одного пилота истребителя уходит примерно 500 миллионов йен. Для того чтобы вырастить аса, требуется еще больше денег, однако специальная программа, установленная на Raspberry Pi, позволяет сделать это за 35 долларов.
Группа специалистов во главе с выпускником университета Ником Эрнстом (Nick Ernest), который также участвовал в разработке, применила способ управления на основе команд, а не цифр. Благодаря этому стало возможно отдавать технике нечеткие команды: не «увеличить за 20 секунд высоту на тысячу метров, двигаясь в направлении 300-330 градусов», а «быстро подняться в северо-западном направлении».
Благодаря использованию подобной нечеткой логики удалось применить «генетическую систему нечеткого дерева принятия решений» (genetic fuzzy tree system), которая позволяет качественно ускорить принятие решений.
Кроме того, искусственный интеллект был наделен способностью просчитывать около тысячи комбинаций сложного воздушного боя. Скорость вычисления в 250 раз превышает скорость моргания человеческого глаза. ALPHA мгновенно реагирует на действия вражеского самолета, выбирает наиболее подходящую тактику и адаптируется к последующим событиям.
Профессор Университета Цинцинатти Кэри Коэн (Kerry Cohen), принимавший участие в разработке, приводит пример, когда компьютер Deep Blue, разработанный компанией IBM в 1997 году, одолел шахматного гения Гарри Каспарова. По его словам, в этом случае шахматы заменил беспилотник.
В первую очередь это виртуальный инструктор
Примерно 55 лет назад последним управляемым истребителем считался Lockheed F-104 Starfighter. В воздушных силах самообороны Японии ему даже дали прозвище «слава», поскольку он долгое время стоял на страже воздушных границ Японии. «Последним» его называли по той причине, что в то время преобладала теория о том, что наземные ракетные системы вытеснят самолеты.
Однако развитие ракетных систем проходило не так быстро, как предполагали специалисты. Поскольку сенсоры и системы наведения не отличилось надежностью, появилось много управляемых истребителей, которые могли эффективно вести воздушный бой.
В последние годы применяются автономные ракеты воздух — воздух, которым не требуется управление с самолета. Между тем, появление ALPHA означает, что параллельно с теорией об абсолютном превосходстве ракет в ближайшем будущем могут стать реальностью беспилотные истребители.
«В будущем беспилотные истребители, управляемые ALPHA, могут стать многообещающими членами команды», — говорит Коэн. Они могут войти в состав управляемой пилотажной группы, где будут получать приказы от командира группы и давать советы летчикам в зависимости от военной тактики и ситуации.
Однако сказать однозначно, будут ли в ближайшее время разрабатываться беспилотные истребители, пока нельзя. Программа ALPHA можно запустить на дешевом Raspberry Pi. По словам представителей университета, программы виртуального воздушного боя, включая ALPHA, можно будет запускать на обычных компьютерах. Наиболее реален вариант, при котором дешевые системы моделирования с использованием ALPHA будут применять для тренировки пилотов.
Источник: