Уже более двух лет государственными органами, ответственными за работу лотерейного рынка, создаются всевозможные дискриминационные условия для его участников — начиная от непродления лицензий и заканчивая ограничительными санкциями в отношении крупнейших лотерейных операторов «М.С.Л.» и «Патриот», которые ранее занимали 95% рынка. В результате обороты лотерейных компаний и соответственно налоговые поступления от лотерейной деятельности снизились практически в 10 раз. Более того оказавшиеся под санкциями операторы физически лишены возможности платить налоги — их счета остаются заблокированными.
По данным отчетности лотерейных компаний в Государственную фискальную службу, в 2014 году общий оборот рынка доходил до 12,5 млрд грн. Три действующих на лотерейном рынке оператора тогда приносили в госбюджет более 500 млн грн налоговых отчислений. Теперь же поступления от единственной, не имеющей проблем с уплатой налогов компании «Украинские Национальные Лотереи» еле дотягивают до 30 млн грн. Искусственно созданная лотерейная монополия не приносит государству дивидендов и может служить источником обогащения отдельных лиц, стоящих за монополистом со столь льготными условиями работы.
На фоне дефицита источников наполнения государственного бюджета, который даже в проекте на 2017 год имеет «дыру» размером в 77,5 млрд грн, подобное отношение государственных органов к регулированию лотерейной сферы кажется, по крайней мере, странным. Уравновешивать бюджетный баланс, очевидно, опять будут печатный станок НБУ, кредиты международных финансовые организации и сокращение социальных программ государства.
Несправедливым считают подобное отношение к себе и лотерейные компании, попавшие под ограничительные санкции. Второй год они пытаются добиться нормализации работы всеми доступными средствами – обращением в Минфин, ГФС, СНБО, доказывая свою непричастность к российскому бизнесу и финансированию терроризма в судебном порядке, впрочем, результатов пока нет. При этом санкции не стали причиной полной остановки деятельности операторов, поскольку в соответствии с национальным законодательством они все же могут ее продолжать. Вот только, выполняя свои финансовые обязательства перед игроками, они столкнулись с проблемой уплаты налогов из-за блокирования счетов. Ни один государственный орган так и не смог объяснить механизм их уплаты. Попытки компаний хоть как-то решить проблемы вызывали у Минфина недоумение, но вместе с тем при отсутствии желания помогать он требовал платить налоги. Такой горький опыт общения с куратором лотерейного рынка имела «М.С.Л.», когда в начале года смогла частично выполнить налоговые обязательства перед государством. В распоряжении у редакции оказалось соответствующее письмо Минфина к «М.С.Л.».
Вместе с тем блокирование банковских счетов без соответствующего решения суда является, как считает народный депутат Алена Бабак, незаконным вмешательством в хозяйственную деятельность предприятия.
«У нас есть Гражданский кодекс Украины, в котором говорится, что блокирование счета может быть произведено исключительно на основании решения суда. Без такого решения все действия по ограничению работы предприятия являются неправомерными», — подчеркнула парламентарий.
Единственной инстанцией, которая, в конце концов, предприняла робкую попытку решить проблему налоговых поступлений от деятельности лотерейщиков, была Государственная фискальная служба. Еще в апреле нынешнего года ее руководитель Роман Насиров официально обратился в Нацбанк и Минфин с призывом снять ограничения на уплату налогов с лотерейных компаний, признав, что решение СНБО о введении санкций привело к коллизии в законодательстве, а следовательно, к недополучению средств в госбюджет.
Кроме того, глава ГФС в письме к новому министру финансов Александру Данилюку попросил ускорить решение вопроса с выдачей лицензий лотерейщикам, поскольку действие старых закончилось еще в марте 2014 года, а условия получения новых до сих пор не разработаны.
«С целью разрешения ситуации обращаю внимание на необходимость рассмотреть вопросы обеспечения подготовки подчиненными структурными подразделениями соответствующих нормативно-правовых актов, необходимых для получения лицензий на выпуск и проведение лотерей, в соответствии с которыми осуществляется хозяйственная деятельность на рынке государственных лотерей. Еще раз обращаю внимание, что Министерство финансов Украины является органом лицензирования хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей», — подчеркнуто в письме.
После этого в СМИ появилась информация, что НБУ, Минфин и ГФС проводили рабочее совещание по решению вопроса дальнейшей деятельности операторов государственных лотерей и предоставления им возможности уплатить налоги. Вместе с тем, как сообщили в пресс-службе Минфина, обсуждение проводилось в формате «обмена мнениями», поэтому никакого конкретного решения так и не было принято.
Судя по последним высказываниям Александра Данилюка, Министерство финансов не будет отдельно заниматься лотереями. Министр разделяет позицию предыдущего руководства правительства, которое регуляцию лотерейного рынка пыталось совместить с легализацией всего игорного бизнеса, включая казино и букмекерскую деятельность, запрещенных из-за высокого уровня социальной опасности в 2009 году.
«Я за легализацию игорного бизнеса. Я готов пойти на любой вариант, который пройдет через Верховную Раду. Мы работаем над законопроектом. Нам необходимо выводить его (игорный бизнес) из тени», — сообщил журналистам на днях министр финансов.
Однако эксперты сомневаются в успешности очередной попытки подобного решения вопроса. Ведь все предыдущие законопроекты не находили поддержки в парламентских комитетах и рождали немало обвинений в коррупционной составляющей, монополизации рынка, продвижении интересов определенных бизнес-групп.
Как считает эксперт рынка, юрист Зоряна Топорецкая, реализация желания правительства вывести из тени весь игорный бизнес будет иметь долгую историю, а навести порядок на лотерейном рынке можно уже сегодня, ведь никто не отменял закон о государственных лотереях в Украине.
«Минфин упорно отказывается разрабатывать необходимые подзаконные акты, лицензионные условия, мотивируя это тем, что закон не соответствует современным требованиям. Однако почему процессы создания нового законодательства и наведение порядка в работе действующего много лет лотерейного рынка не могут проходить параллельно?» — удивляется эксперт.
Сдвинуть решение вопроса с мертвой точки может только наличие политической воли, уверена Топорецкая, но ее ни среди чиновников, ни среди народных депутатов нынешнего созыва пока явно не наблюдается.
Еще более скептичен в оценке ситуации народный депутат VI-го созыва Кирилл Куликов.
«В вопросе легализации игорного бизнеса государственные интересы вообще никого в парламенте не волнуют. Депутаты считают, что это тема, на которой можно заработать», — уверен он.
При таком «государственном» подходе неудивительно, что страну заполоняют нелегальные игорные заведения. По данным Департамента защиты экономики Национальной полиции Украины, с начала 2016 года сотрудники правоохранительных органов пресекли незаконную деятельность более 400 игорных заведений.
В этом году в Киеве и других украинских городах стали активно появляться подпольные залы игральных автоматов, маскирующиеся под лотерейные компании или компьютерные клубы. Наиболее распространенными стали «Лото Маркеты», которые в последнее время переименовываются в клубы «В мережі». По словам руководителя запорожской местной прокуратуры №2 Романа Мазурика, в обычном зале стоят компьютеры с экранами, и, как на обычном игровом автомате, работает «система случайных чисел». Человек платит деньги и играет.
Как отмечают правоохранители, по документам, помещения берутся в субаренду, устанавливается один терминал продажи лотерейных билетов по соглашению с легальными лотерейными операторами, всю остальную компьютерную технику берут тоже в аренду, а сам организатор (арендатор этого всего) никогда не показывается. Он не приходит при описи имущества и не подает обращений в прокуратуру. Есть только адвокаты. Кто реально владеет игровыми автоматами, выяснить часто не удается. При этом, пока полиция получает постановление суда для проверки, организаторы могут вывести все оборудование и уничтожить доказательную базу.
Подобные утраты «подпольщиков» не смущают, так как стоимость одного терминала сравнительно небольшая – от $200 до $500, а доходы, очевидно, с лихвой перекрывают все финансовые риски. Открывая нелегальный пункт на новом месте, история повторяется.
Неэффективность власти иногда компенсируется активистами. Так, в Луцке представители гражданского корпуса «Азов» с депутатом городского совета Николаем Собуцким проводили рейды по заведениям «В мережі», где вместе с нелегальным подобием казино были выявлены факты продажи спиртных напитков несовершеннолетним.
Все эти печальные примеры неспособности государственных органов навести порядок на лотерейном рынке могут свидетельствовать о причастности их самих к коррупционным схемам либо же о преступной халатности чиновников. В то время, когда госбюджет раздувается, как мыльный пузырь, без учета реальных возможностей национальной экономики, а размеры доходной части зачастую основываются только на ожиданиях, дальнейшее уничтожение действующего бизнеса может стать для страны последней каплей. За любым предприятием стоят люди, и если бюджету «не нужны» налоги, людям нужны рабочие места и социальные гарантии, и это нужно вовремя принимать во внимание.
Источник: