Музыка и свобода. Репортаж с Alfa Jazz Fest

Фото: Alfa Jazz Fest Дайан Ривз, выступившая в третий день фестиваля, входит в пятерку лучших джазовых вокалисток мира

Наш обозреватель побывал на Alfa Jazz Fest и выяснил, как создатели фестиваля сделали его одним из лучших в Европе.

В этом году авторитетное английское издание The Guardian включило Alfa Jazz Fest (он уже в 6-ой раз проходил во Львове с 24 по 28 июня) в десятку европейских фестивалей. Рецепт успеха прост и сложен одновременно: верный выбор места проведения мероприятия, творческий и нестандартный подход к программе и созданию атмосферы, пишет Владимир Гладских в №25-26 журнала Корреспондент от 7 июля 2016 года. 

Ставка на звезд

Изначально организаторы фестиваля поставили очень высокую планку при выборе исполнителей. Иногда даже проскальзывает мыслишка: и на долго вас хватит? Но это – так, не в плане ехидства, а в порядке обывательского интереса.

Если проанализировать этапы развития фестиваля на протяжении всех шести лет его существования, можно заметить ряд тенденций.

Во-первых, Алексей Коган — творческий куратор Alfa Jazz Fest — в обязательном порядке приглашает на фестиваль непререкаемых авторитетов, столпов джазовой музыки. 

Во-вторых, у него особый подход к организации мероприятия, который можно сравнить, пожалуй, с обучением в школе. Сначала аудитории преподаются азы, а затем программа постепенно дополняется новыми звучаниями и неожиданными открытиями.

Ощущения ценителей джаза, побывавших на концертах, можно озвучить фразой из старого советского анекдота: «Батя, я Ленина живого видел!» Перечень имен вселяет священный трепет и благоговение: Рон Картер (Alfa Jazz Fest-2011) – виртуозный джазовый басист и виолончелист, заставивший взрослых мужчин украдкой смахивать слезу восторга. Контрабасист Чарли Хейден (Alfa Jazz Fest-2013), разговаривавший с аудиторией на полу-вздохах… Когда этот «могучий старик» вышел на сцену с палочкой, публика устроила ему десятиминутную овацию. А он сам около своего котрабаса мгновенно помолодел.

Стоит ли рассказывать о незабываемом квартете Уэйна Шортера (Alfa Jazz Fest-2015)?  Вот список участников: легендарный Уэйн Шортер (играл еще с Майлсом Дэйвисом) – саксофонист и композитор, виртуозный Данило Перес – пианист и композитор, уникальный Джон Патитуччи – контрабасист и бас-гитарист, эмоциональный Брайан Блейд – барабанщик и композитор. И все это в одном флаконе!

Впрочем, бессмысленно перечислять все звездные имена, засветившиеся на Alfa Jazz Fest за все время его существования. Места не хватит! 

Сюрпризы, и еще раз сюрпризы

Еще одна фишка фестиваля – сюрпризы.  На этот раз таким подарком для зрителей стала победительница Евровидения-2016 Джамала с программой The Soul of Jamala.

Ее концерт состоял из двух отделений: в первом прозвучали джазовые композиции и крымско-татарские народные песни. Во втором — песни из нового альбома «Подих».

На фестивале для большинства публики Джамала раскрылась как незаурядная джазовая певица. Кроме того, это был первый случай в истории мероприятия, когда на главной сцене выступили не иностранные, а украинские музыканты.

И, это притом, что программа была подготовлена в очень сжатые сроки. Ведь решение о выступлении певицы было принято в последний момент. Можно только догадываться в каком напряженном темпе пришлось сыгрываться музыкантам из основного состава Джамалы с джазовыми музыкантами: харьковским Acoustic Quartet под руководством Ефима Чупахина, перкуссионистом Орханом Агабейли, мастером дудука Арменом Костандяном и аккордеонистом Шевкетом Зморкой.

И вишенка на торте – программа The Soul of Jamala прозвучала единственный раз и лишь на Alfa Jazz Fest. Как говорится, кто не успел – тот опоздал. Но с этого концерта была организована прямая трансляция на канале М1 и в YouTube.

Дорогу молодым

Не оставляют без внимания организаторы фестиваля и молодых исполнителей. В прошлом году здесь появился новый демократичный «уличный» формат Street Music by Alfa Jazz.

— В 2015-ом стрит-мьюзик обкатывался в тестовом режиме, а нынче он заработал «на полную катушку», — отмечает куратор проекта Катерина Козлова.

Специально для этого в городе были организованы четыре концертные площадки. Для выступления организаторы пригласили молодых исполнителей и музыкальные группы, которые работают в самых разных стилях: джаз, рок, world music, фолк. Интерес к формату, безусловно, есть: в прошлом году организаторам поступило лишь 30 заявок от участников. А в текущем — около сорока пяти.

Возможно, еще и из-за творческого и нестандартного подхода организаторов. Только на Alfa Jazz Fest молодые музыканты могут сыграть со звездами мирового уровня! В этот раз пианист, аранжировщик и педагог Майкл Абене выбрал несколько украинских ребят и поручил им самостоятельно подготовить материал. За несколько дней до фестиваля Майкл приехал и отрепетировал с ними программу. С ней они и выступили на сцене на Площади Рынок.

Музыкальные тандемы

Нынешний Alfa Jazz Fest удивлял необычными музыкальными тандемами. Уже в первый день фестиваля на сцену на Площади Рынок вышли львовский симфонический оркестр INSO-Lviv и джазовый пианист Вадим Неселовский. В их исполнении «Времена года» прозвучали удивительно свежо и наполнились новыми нюансами.

На главной сцене зрителей удивлял квартет Брэнфорда Марсалиса в тандеме с джазовым вокалистом Куртом Эллингом. Когда Марсалис своей мощью уже готов была расплющить слушателей, вступал Эллинг и успокаивал разбушевавшуюся музыкальную стихию.

У Дворца Потоцких бесчинствовала хрупкая французская барабанщица Ан Пасео со своим квинтетом и царила нежнейшая Лейла Марсиаль – вокалистка, работающая в стиле world music.

Индийский темперамент перкуссиониста и композитора Трилока Гурту поддерживали пианист Джесси Миллинер, басист Джонатан Иленфельд и трубач Фредерик Кестер. Трилок Гурту уже приезжал на Alfa Jazz Fest в 2014 году. Но тогда, 15 июня, его концерт не состоялся. В тот день все выступления были отменены из-за траура по 49 украинским бойцам, погибшим в Луганском аэропорту.

Статусный, но не пафосный

Еще в 2013-ом европейцы обратили внимание на украинский джаз фест. В этом году французский телеканал Mezzo, специализирующийся на трансляции джазовой и классической музыки, снимал во Львове выступление певца Бобби Макферрина. Таким образом, телеканал как бы подсказал своей многомиллионной аудитории: обратите внимание на этот фестиваль. И результат не заставил себя ждать.

Еще несколько лет назад на фестивальных площадках можно было встретить в основном польских туристов, для которых поездка во Львов – это маршрут выходного дня. А теперь на джаз-фест прибыли гости из Америки, Германии и Австрии. Да, и поляки охотно покупают турпакеты именно на фестиваль. Многие иностранные бизнесмены стараются совместить свои деловые поездки с посещением Alfa Jazz Fest.

Естественно, фестиваль внесен в расписание многих украинских випов. Для кого-то из них это событие действительно стало возможностью отдохнуть и получить удовольствие от музыки. А кто-то использовал фестиваль, чтобы подловить нужного человека в расслабленном состоянии и «порешать тему». Такой аудитории даже тончайшие пассажи Пэт Метини не мешали увлеченно «педалить» по кнопкам айфона или продираться по рядам, чтобы «поручкаться» с важным лицом.

Особая атмосфера

Впрочем, организаторы Alfa Jazz Fest четко понимают, что именно публика с галерки и фан-зон (а не випы) является основой фестиваля. И учитывая то, что зал на 3000 зрителей просто физически невозможно увеличить, расширяют жизненное пространство Альфа-джаза за счет создания фри-зон. Сначала появилась одна такая площадка, затем вторая, а в этом году добавилась фри-зона с огромным экраном, тентами и детской площадкой на стадионе рядом с главной сценой.

На сегодняшний день сформировалась особая группа поклонников джаза, которые предпочитают фри-площадки зрительному залу. Для них ценна не только музыка, но и уникальная атмосфера свободы

На сегодняшний день уже сформировалась особая группа поклонников джаза, которые предпочитают фри-площадки зрительному залу. Для них ценна не только музыка, но и уникальная атмосфера свободы. По большому счету, люди получают навыки другого уровня жизни и человеческих отношений.

Эта атмосфера и является залогом успеха фестиваля. Здесь, на любом концерте, возле любой сцены ты всегда чувствуешь себя «в своей тарелке».

Львов: место играет короля

Примечательно, что фестиваль постоянно развивается. Ранее он укладывался в три дня. А в последний раз концертная программа заняла пять дней. И, судя по всему, немаловажную роль в этом сыграло правильно выбранное место для проведения мероприятия.

Во-первых, Львов является центром всевозможных конференций, форумов и конгрессов. А их участники не могут отказать себе в удовольствии совместить полезное с приятным. Например, в фестивальные дни в городе проходила дискуссия «Как сделать так, чтобы на этот раз в Украине все вышло» и международная конференция «Другие», где участники из 32 стран выясняли, как ужиться вместе людям с разной ментальностью, религией и взглядами на жизнь.

Во-вторых, во Львове уже несколько лет работает программа «Львівська гостинність». Благодаря ей город научился извлекать выгоду из всех мероприятий, которые происходят на его площадке. И в тоже время удивительно искренне радоваться туристам.

В дни фестиваля в кафешках и ресторанах города был аншлаг. А в ответ на сетования гостей, что дороговато получается, местные лишь посмеивались:

— А навіщо ж обирати заклади в найбільш туристичних місцях?

После чего по большому секрету сдавали пароли и явки колоритных местных заведений, где можно посидеть и вкусно, и недорого.

Магазины, музеи и даже пункты проката велосипедов тоже на отсутствие посетителей не жаловались.

А вот вопрос с жильем стоял остро. Цены в гостиницах заметно подросли. Но если подсуетиться заранее или иметь знакомых во Львове, то можно было уложиться в сумму в 250-300 грн. с носа за день в частной двухкомнатной квартире на четверых. Но в дни фестиваля цены доходили и до полутора тысяч гривен. Видимо поэтому от самых бережливых почитателей джаза звучали предложения о том, что неплохо было бы организаторам подумать о создании фестивального палаточного городка.

Иногда от фанатов джаза поступают предложения проводить фестиваль в разных городах Украины. По словам исполнительного директора Alfa Jazz Fest Натальи Горбачевской, технически это не сложно. Но Львов на сегодняшний день имеет самую подготовленную инфраструктуру для проведения мероприятий такого уровня. А вот подумать над тем, чтобы раздвинуть рамки фестивальной программы до недели и даже двух есть смысл. Ведь количество желающих приехать на Alfa Jazz Fest растет из года в год.

Фестиваль по дням

День 1. Только представьте себе: почти три часа высококонцентрированного, ничем не разбавленного честного джаза от мастера импровизаций и потрясающего гитариста Пэта Метини!

День 2. Поклонники джаза получили уникальную возможность услышать на одной сцене сразу двух знаменитыхмузыкантов – саксофониста Брэнфорда Марсалиса и джазового вокалиста Курта Эллинга.

Кстати, сами музыканты утверждают, что результатом их необычного сотрудничества должен стать совместный альбом.

Закончился второй фестивальный день латиноамериканским джазом в исполнении трубача и пианиста Артуро Сандоваля. Его зажигательные композиции подняли на ноги весь зал. Благодарная публика требовала продолжения концерта. Сандоваль подчинился и еще полчаса сверх заявленной программы выдавал «контрабандный» джаз.

День 3. Этот джазовый день был объявлен женским. В первом отделении выступила королева импровизаций несравненная Дайан Ривз, входящая в пятерку лучших джазовых вокалисток мира.

А вот выступление джазовой певицы и мульти-инструменталистки Эсперансы Сполдинг, разделило публику на два лагеря. Строго говоря, ее новую программу Emily’s D + Evolution сложно назвать джазовой. Это скорее рок-опера с ломанными ритмами и психоделическими гармониями, а потом еще добавьте сюда оглушающее световое шоу и современную хореографию. Но и сторонники, и противники неожиданной трансформации певицы сходятся в одном – выступление было феерическим и поражало своей отточенностью и напором.

Особо стоит отметить, что Alfa Jazz Fest стал стартовой точкой в турне по Европе, в котором Эсперанса Сполдинг презентует свой проект Emily’s D + Evolution.

День 4. Четвертый день на основной сцене им. Эдди Рознера начался с выступления квартета шведского контрабасиста Ларса Даниэльссона. Зрителям была представлена программа Liberetto 2. Кстати, музыканты исполнили новую композицию, пока еще не имевшую названия. Даниэльссон объявил, что решил назвать ее «Львов».

Безумно красивую, изящную, чуть холодноватую музыку скандинавов оттенил вихрь латиноамериканского джаза в исполнении трио пианиста Мишеля Камило. Публика не смогла усидеть на месте, и постепенно пространство перед сценой превратилось в танцплощадку.

***

Этот материал опубликован в №25-26 журнала Корреспондент от 7 июля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Источник: korrespondent.net

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *