Нарушит ли президент Трамп хрупкий мир на задворках России?
Новой администрации США следует проявлять осторожность и внимательность по отношению к Армении, Грузии и Азербайджану.
Арег Галстян
После распада Советского Союза эти закавказские страны оказались в центре внимания американской экономической и политической элиты. Этот регион привлекал Соединенные Штаты по целому ряду причин. Во-первых, Вашингтон понимал, что Россия будет использовать Кавказ в качестве геостратегического моста, ведущего на Ближний Восток. Многие выдающиеся эксперты отмечали, что Соединенные Штаты должны развивать отношения со странами данного региона во избежание чрезмерного усиления российского фактора. В этом плане администрации обоих Бушей, Клинтона и Обамы считали Кавказ важным элементом своей долгосрочной ближневосточной политики. Во-вторых, американские нефтяные корпорации стремились получить доступ к нефтяным месторождениям Каспия. Америка в стремлении снизить энергетическую зависимость своих европейских союзников от российского газа настаивала на строительстве трубопроводов в обход России. Кроме того, Вашингтон участвовал в урегулировании этно-политических конфликтов, став постоянным членом Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. За последние 20 лет американские руководители неоднократно заявляли, что Южный Кавказ — это важный элемент американской внешней политики на большом Ближнем Востоке. Изменятся ли позиции США с приходом нового президента?
Прежде всего следует отметить, что Соединенные Штаты рассматривают каждую страну этого региона, а именно, Армению, Грузию и Азербайджан, не только в рамках своей региональной политики на Кавказе, но и в контексте двусторонних отношений. Так, Грузия играет роль агента американских политических интересов в регионе. Соединенные Штаты поддержали территориальную целостность Грузии и осудили Россию за то, что она признала Абхазию и Южную Осетию. Конгресс ежегодно увеличивает ассигнования на гуманитарные, экономические и военные нужды Тбилиси. Более того, в будущем году Грузия получит около 90 миллионов долларов, что в два раза больше совокупного объема помощи Армении, Азербайджану и Турции. Кроме того, Тбилиси добился наибольших успехов в процессе евроинтеграции. Грузия — также самая активная страна региона в плане военно-технического сотрудничества с Соединенными Штатами. В июле этого года госсекретарь США Джон Керри и премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили подписали меморандум об углублении партнерства между двумя странами в сфере обороны и безопасности. Он предусматривает сотрудничество в вопросах безопасности границы, безопасности на море и в воздушном пространстве.
Сотрудничество с НАТО вызывает наибольшую настороженность. Грузинские власти уже несколько лет заявляют о своем намерении сделать свою страну членом Североатлантического альянса. Ведущая сила НАТО Соединенные Штаты Америки также заявляют, что хотели бы видеть Грузию полноправным членом. Но этому процессу мешает целый ряд причин. Во-первых, НАТО не имеет права принимать в свои ряды государство с неурегулированными конфликтами. Таким образом, Тбилиси должен отказаться от Южной Осетии и Абхазии, а это грозит дестабилизацией политической ситуации в стране. В ближайшем будущем такой сценарий вряд ли возможен, а поэтому шансы на вступление Грузии в НАТО сведены до минимума. Во-вторых, полная интеграция может привести к конфронтации с Россией, которая не хочет, чтобы западный альянс покушался на ее кавказский рубеж. Многие члены НАТО понимают, насколько важно сотрудничество с Тбилиси, однако одновременно осознают пределы своих возможностей в случае начала новой российско-грузинской войны.
Между тем, совместные военные учения проводятся все чаще. В этом месяце под Тбилиси состоялись учения «НАТО-Грузия 2016». Москва назвала их угрозой миру в регионе. Более того, по состоянию на 2016 год Грузия занимает четвертое место в целом и первое среди не входящих в НАТО стран по количеству военнослужащих, участвующих в натовской миссии в Афганистане. Не следует забывать и о том, что Грузия в идеологическом плане является для других стран региона отражением американской политики. Многие эксперты отмечают, что американская поддержка заставила грузинские власти начать эффективную борьбу против коррупции и осуществить серию важных реформ, которые изменили жизнь людей к лучшему. Таким образом, американская политика в отношении Грузии при президенте Трампе вряд ли будет радикально пересмотрена. Официальный Тбилиси продолжит углублять отношения с НАТО, маневрируя между Вашингтоном, Брюсселем и Москвой. В свою очередь, прогрузинские республиканцы в конгрессе вряд ли позволят Белому дому урезать ассигнования Тбилиси и отменить важные стратегические соглашения, определяющие общий характер американо-грузинских отношений.
В отличие от Грузии, отношения США с Азербайджаном за последние восемь лет резко ухудшились. При президенте Джордже Буше Азербайджан считали не только энергетическим донором, но и тыловым плацдармом, обеспечивающим операции в Афганистане и разведывательные действия против Ирана. Практическая необходимость вынуждала администрацию Буша закрывать глаза на систематические нарушения прав человека в Азербайджане, а также на массовые аресты журналистов и представителей оппозиции. Неолиберальная команда Обамы по-иному смотрит на диалог с правительством Ильхама Алиева. Уже на первом году она существенно сократила программы финансовой помощи Азербайджану, одновременно увеличив ассигнования другим странам региона. Белый дом, конгресс и ведущие правозащитные организации начали критиковать президента Алиева за аресты журналистов и политических активистов, которые выступали против политики правящего режима.
Многочисленные обвинения и осуждения привели к разработке законопроекта «Акт о демократии в Азербайджане», который был внесен на рассмотрение в 2015 году. Этот законопроект предусматривает запрет на въезд в США для всего руководства страны, включая членов семей. Первым в списке стоит Алиев, а далее следуют премьер-министр, члены президентской администрации, руководители служб безопасности и судьи. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в комитете палаты представителей по иностранным делам, и в случае утверждения он будет поставлен на голосование.
После протестов на Украине президент Алиев, опасаясь политической нестабильности, решил сблизиться с Россией. В целом в американо-азербайджанских отношениях возник глубокий кризис, а отношения между Баку и Москвой развиваются по всем направлениям. Однако Азербайджан надеется, что с приходом нового американского президента отношения с США вернутся не прежние высоты. Многие азербайджанские эксперты считают, что новая администрация будет налаживать диалог с Азербайджаном на базе прагматических интересов (таких как нефтяная и энергетическая логистика), воздерживаясь при этом от вмешательства во внутриполитические процессы. Если спроецировать внешнеполитические высказывания Трампа на Азербайджан, то можно предположить, что в предстоящие четыре года Соединенные Штаты будут меньше интересоваться проблемами прав человека в этой стране.
По сравнению с Грузией и Азербайджаном Армения не представляет для США никакого геополитического, экономического и энергетического интереса. Основу двусторонних отношений между Вашингтоном и Ереваном составляет особое представление об Армении и армянском народе. Особые отношения между американским и армянским народом уходят своими корнями в далекую историю. Президент Вудро Вильсон был арбитром в территориальном споре между Арменией и Турцией, а конгресс США отменил все иммиграционные барьеры для армян, которые в 1915-1923 годах бежали от геноцида. Кроме того, у армянской апостольской христианской традиции много общего с американским протестантством. Кое-кто в Америке называет армян первой христианской нацией, которая веками защищала свою веру, находясь в окружении исламского мира. Со временем представители армянской диаспоры глубоко интегрировались в социально-политическую жизнь США, сформировав влиятельное лобби на местном и федеральном уровне.
Армянское лобби играет значительную роль в формировании американской внешней политики в отношении Армении. Так, по объемам американской помощи на душу населения эта страна занимает второе место после Израиля. В нагорно-карабахском конфликте политические симпатии Вашингтона также на стороне армян. Такое отношение привело к беспрепятственному принятию раздела 907 «Акта в поддержку свободы», которым запрещается предоставление военной помощи Азербайджану из-за незаконной блокады армянской границы. Более того, конгресс с 1994 года выделяет финансовую помощь непризнанной Нагорно-Карабахской Республике.
Различные приоритеты и обстоятельства мешают США и Армении углублять двусторонний диалог. Вашингтон заинтересован в укреплении связей со своей союзницей по НАТО Турцией, а также в каспийской нефти. Ереван, в свою очередь, вынужден сближаться с Россией и Ираном по причине блокады со стороны Турции и Азербайджана. Несмотря на это, Соединенные Штаты и Армения не только сохраняют позитивную динамику в своих отношениях, но и находят новые области сотрудничества.
Членство Армении в Евразийском экономическом союзе не помешало Вашингтону и Еревану подписать торговые и инвестиционные соглашения, а также создать двусторонний совет по торговле и инвестициям. Кроме того, членство Армении в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не мешает Еревану развивать сотрудничество с НАТО. Армянские солдаты и офицеры участвовали в миротворческих операциях в Ираке, Косове и Афганистане. Армянские военнослужащие вместе с членами и партнерами НАТО регулярно принимают участие в зимних и летних курсах горной подготовки в рамках натовской программы «Партнерство во имя мира». Сотрудничество с НАТО позволяет Армении не только укреплять свои вооруженные силы, но и сводить на нет усилия Турции и Азербайджана по использованию инструментов альянса против Еревана.
Президентство Трампа может повлиять на американо-армянские отношения во многих отношениях. Сегодня армянская сторона очень сильно зависит от позиции США в карабахском вопросе. Последние 20 лет Соединенные Штаты поддерживали баланс между проармянскими и проазербайджанскими силами в рамках Минской группы. Соединенные Штаты проявляют больше активности, когда Россия начинает продвигать инициативы в пользу Армении, и наоборот. В то же время, Франция как третий постоянный член Минской группы поддерживает проармянскую позицию США и сохраняет нейтралитет в том случае, когда Россия демонстрирует проармянские взгляды. Сейчас Москва все больше склоняется в сторону Азербайджана, и если ей удастся убедить Вашингтон поддержать ее план по урегулированию конфликта, Ереван окажется в трудном положении. Такой сценарий вполне возможен, если новая администрация сделает ставку на Азербайджан, как это было при президенте Буше. Исходя из этого, мы можем ожидать серьезной борьбы между проармянскими и проазербайджанскими нефтяными лоббистами в Вашингтоне. Последний сценарий также неблагоприятен для Армении, так как он подразумевает пассивность и безразличие США к Армении и Нагорному Карабаху.
Если администрация Трампа не будет уделять должного внимания данному вопросу, Россия в итоге монополизирует переговорный процесс.
Кандидат наук Арег Галстян регулярно пишет для журналов «Россия в глобальной политике» и Forbes, а также возглавляет научно-аналитический интернет-портал «Американские исследования».
Источник: