Новые проблемы «паршивой овцы» Путина на Балтике
Магнус Хеландер (Magnus Helander)
Как сообщают СМИ, новый российский большой десантный корабль «Иван Грен» был вынужден вернуться на верфь из-за серьезных недостатков конструкции. «Это одна из „паршивых овец“ России. Этот корабль — очередной пример возникающих задержек», — прокомментировал военный аналитик Йорген Эльвинг (Jörgen Elfving) в беседе с SvD.
«Иван Грен» с возможностями транспортировки танковой роты проходит испытания на военно-морской базе Балтийск в Калининграде. Строительство судна началось еще в 2004 году, но проект преследуют задержки и осложнения. Теперь прерваны ходовые испытания, пишет уважаемый российский новостной сайт «Газета».
«На днях российские СМИ сообщили, что „Иван Грен“ вернулся на верфь после обнаружения серьезных недостатков конструкции, а также пробелов в защите от магнитных мин», — подтверждает военный аналитик Йорген Эльвинг, подполковник в отставке и сотрудник министерства обороны.
Вы назвали судно «Иван Грен» «одной из паршивых овец России». Можете пояснить?
«Я хочу сказать, что этот корабль — очередной пример задержек и несоблюдения плана передачи судов в российский военно-морской флот». «Иван Грен» — не единственный пример«.
«Непозитивный сигнал для России»
Судно «Иван Грен» для высадки десанта — первый большой десантный корабль, построенный в России с момента развала Советского Союза. Строились и корабли еще большего размера, но Франция в результате украинского кризиса вышла из договора о передаче России двух гигантских авианосцев типа «Мистраль».
Какой сигнал посылает миру новый российский десантный корабль на Балтике?
«Тот факт, что „Иван Грен“ проходит ходовые испытания в Балтийском море, не означает, что он будет передан Балтийскому флоту. Пока нет информации о том, кто получит этот корабль. Но приостановка испытаний и постоянные задержки в ходе строительства — это определенно сигнал, и для России он не позитивен».
ВМФ России в числе отстающих
Российская армия находится в процессе перевооружения и модернизации, но военно-морской флот оказался, по мнению многих экспертов, в числе отстающих.
Йорген Эльвинг указывает на ряд общих проблем российского судостроения и, в частности, производства военных судов.
«В первую очередь, существует нехватка персонала — сварщиков и других рабочих специальностей, так как после развала Советского Союза обучение этим профессиям практически сошло на нет. Кроме того, организация производства имеет множество недостатков, а субподрядчики затягивают с поставкой деталей», — объясняет Йорген Эльвинг.
Эксперт напоминает о западных санкциях и прекращении поставок товаров военного назначения с Украины.
«Это значит, помимо прочего, что газовые турбины для трех фрегатов класса „Адмирал“ придется заменить российскими аналогами. Это не дело ближайшего будущего, хотя российская сторона и заявляет, что оборудование будет поставлено уже в 2017 году».
Уровень угрозы может измениться
Может ли «Иван Грен» после окончания строительства представлять собой угрозу Швеции, например, Готланду?
Йорген Эльвинг считает, что все зависит от того, передадут ли корабль Балтийскому флоту и заменит ли он старые десантные суда.
«Сейчас в составе российского Балтийского флота имеются четыре десантных корабля и два судна на воздушной подушке. Главнокомандующий объявил, что флот десантных кораблей будет полностью обновлен к 2050 году. Нынешние корабли построены в 1983-1991 годах, то есть срок их эксплуатации подходит к концу».
Если «Иван Грен» с его транспортными возможностями войдет в состав российского военного флота на Балтике, то потенциальный российский десант вырастет еще на батальон, добавляет Эльвинг.
«Цифра может показаться незначительной, но и она повысит уровень угрозы с учетом потенциальных противников. Кроме того, важно, о каком именно батальоне речь. Сегодня высадку десанта нормандского типа может производить только морская пехота. В 336-ю отдельную гвардейскую бригаду морской пехоты в Балтийске входят две батальона морской пехоты и танковый батальон. Но если „Иван Грен“ заменит одно из старых десантных судов, заметных изменений в уровне угрозы не ожидается».
«У Балтийского флота низкий приоритет»
На вопрос о том, как российский военно-морской флот влияет на шведскую безопасность, Йорген Эльвинг отвечает:
«Калининградская область — приоритетный регион, что касается роста российской военной мощи, но по сравнению с Арктикой или Крымом, приоритет которых не менее высок, там мало что сделано».
Согласно новой военной доктрине России, у Балтийского моря низкий приоритет.
«Балтийское море — всего лишь подзаголовок в разделе об атлантическом направлении. Фрагмент о Балтике сформулирован в относительно общих словах. Сейчас большее значение придается Северному и Тихоокеанскому флотам. Черноморский флот также получит ряд новых судов».
Скорее всего, эти тенденции сохранятся, считает Йорген Эльвинг.
«В 2015 году Балтийский флот получил ограниченное число новых судов, в основном вспомогательных и судов технического обслуживания. Вероятно, здесь можно наблюдать актуальную расстановку приоритетов, согласно которой Балтийский флот и Каспийская флотилия находятся в самом низу списка».
Все прояснится после саммита НАТО
Однако предстоящий саммит НАТО, как и повышение активности НАТО в Балтийском регионе, могут изменить положение, предостерегает Йорген Эльвинг.
«Российская сторона заявила, что даст адекватный ответ, в том числе, по словам русского министра иностранных дел, и на потенциальное членство Швеции в НАТО».
Среди перечисленных российской стороной мер — размещение ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области.
«В этом контексте надо помнить и о Балтийском флоте. Предстоит ли ему усиление? Будет ли его приоритет повышен иным образом? Сейчас нет ответа на этот вопрос, но все может проясниться после саммита НАТО».
Еще один аспект — это оружие, которым оснащают новые корабли, в том числе крылатые ракеты дальнего радиуса действия «Калибр».
«Такое оружие означает, что появится возможность поражать шведские цели на большей глубине и в большем радиусе действия. А ракеты, которые могли бы быть выпущены в нашу сторону, не обязательно должны размещаться на кораблях и вообще принадлежать Балтийскому флоту», — уточняет Йорген Эльвинг.
«Иван Грен» может перевозить тринадцать танков
Водоизмещение: примерно 5 тысяч тонн.
Длина: 120 м.
Ширина: 16,5 м.
Осадка: 3,6 м.
Скорость хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 3 500 морских миль.
Автономность плавания: 30 суток.
Экипаж: примерно 100 человек.
Вооружение: две системы реактивной артиллерии А-215 «Град-М», две 76-миллиметровых корабельных артиллерийских установки АК-176М, две 30-миллиметровых артиллерийских установки АК-630-М.
Грузоподъемность: 13 танков, то есть примерно одна танковая рота либо механизированный батальон или батальон морской пехоты.
Прочее: на борту имеется вертолет Ка-29.
«Иван Грен» — судно проекта 11711, как и строящийся десантный корабль «Петр Моргунов».
Источник: