Нужно ли пускать русских в Израиль?
Хаим Навон
Наверняка и в ходе нынешнего праздника Шавуот многие читали свиток Рут (Книгу Руфь), вспоминая историю моавитянки, перешедшей в еврейскую веру, праматери царя Давида.
В Шавуот принято говорить о герах — людях, перешедших в иудаизм, ставших частью еврейского народа. Наверняка и в нынешний Шавуот многие возмущались раввинатом и раввинами, которые занимают жесткую позицию в вопросе гиюра, из-за которых в Израиле есть сотни тысяч репатриантов, определяемых в качестве людей, «не имеющих конфессиональной принадлежности» («хасрей дат»).
Каждый год я читаю это, и нет предела моему возмущению. Оказывается, виноваты раввины! Разве раввины привезли в Израиль тысячи людей, которые не являются евреями по Галахе? Разве раввины игнорировали все предостережения? Разве раввины направляли посланников в самые отдаленные места России с целью поиска каждого внука еврея? Это раввины убеждали этого внука эмигрировать в Израиль?
А внуки продолжают приезжать. В 2015 году в Израиль прибыло около 15 тысяч репатриантов из стран бывшего СССР. Знающие люди говорят, что большинство из них не являются евреями по Галахе. Еще десять лет назад профессор Шломо Авинери выступил в газете «Гаарец» против сотрудников Еврейского агентства (Сохнут), активно занимающихся переправкой в Израиль людей, имеющих очень отдаленное отношение к еврейству. Вот что писал тогда Авинери: «Не следует удивляться тому, что некоторые репатрианты оказываются в Израиле перед лицом острого кризиса идентичности. Многие из них привозят с собой культуру поведения, которая не была принята среди еврейского населения в странах исхода».
А что насчет гиюра? Ежегодно в Израиле проходят гиюр менее двух тысяч человек. Что означает, что даже в том случае, если эта цифра вырастет вдвое или втрое, это не окажет никакого влияния на 350 тысяч репатриантов, не являющихся евреями по Галахе.
Эта ситуация, по-видимому, не имеет решения. Нужно стремиться помогать каждому геру, поскольку каждый человек — это целый мир. Но не верьте тому, кто предложит вам чудодейственное решение проблемы всех нееврейских репатриантов, которые уже находятся в Израиле. Нам просто придется жить вместе. Большинство из них хорошие люди и добропорядочные граждане. Мы пригласили их к себе, и мы должны научиться жить рядом с ними. Не вступая в брак ни с ними, ни с их детьми.
Но проблема может стать гораздо более серьезной. История свидетельствует о том, что на протяжении всей истории сионизма каждые двадцать или тридцать лет в страну прибывает большая волна алии. Это всего лишь статистические данные, но они говорят нам о необходимости быть готовыми к такому развитию событий.
Новая волна алии, откуда бы она ни прибыла, принесет с собой мигрантов, не являющихся евреями по Галахе. Алия из России в этом смысле успела буквально на последний поезд. Если бы огромная волна репатриации из бывшего СССР задержалась хотя бы на одно поколение, уровень ассимиляции среди русских евреев был бы гораздо выше. В США эта цифра составляет шестьдесят процентов. В других странах ситуация и того хуже.
В 1970 году к Закону о возвращении был добавлен параграф, позволяющий получить израильское гражданство внукам евреев. Этот параграф, которого не было в начальном тексте закона, считался своеобразным ответом еврейского государства составителям печально известных Нюрнбергских законов. Если нацисты преследовали внуков евреев, то мы признаем и внуков. Таким парадоксальным и возмутительным образом оказалось, что ответ на вопрос, кто является евреем (пусть не евреем, а израильтянином), нам диктует Гитлер.
Еврейское государство должно помочь потомкам евреев, которые подвергаются преследованиям из-за своего происхождения. Однако этот параграф следует изменить: внук еврея сможет въехать в Израиль лишь в том случае, если он подвергается преследованиям из-за своего происхождения.
Источник: