Объем экономического сотрудничества с Россией должен соответствовать степени продвижения переговоров по территориальной проблемеОстрова раздора
Редакционная статья
Важно, чтобы экономическое сотрудничество с Россией соответствовало степени продвижения переговоров по «северным территориям». Министр экономики, промышленности и торговли Японии Хиросигэ Сэко (Hiroshige Seko) посетил Россию, где встретился с министром экономического развития России Алексеем Улюкаевым.
К приезду президента Путина в Японию, который состоится в декабре, стороны планируют обсудить детали примерно 30 проектов на основании плана экономического сотрудничества из восьми пунктов, предложенного премьер-министром Японии Синдзо Абэ.
Также Россия и Япония будут развивать города на юго-западе России, где применяются технологии энергосбережения, и осуществлять технологическое сотрудничество для того, чтобы вывести из эксплуатации реактор АЭС «Фукусима-1».
В ходе пресс-конференции министр Сэко заявил: «Необходимо подготовить хорошую обстановку для того, чтобы лидеры России и Японии смогли обсудить подписание мирного договора».
Можно понять стремление премьера Абэ найти пути решения территориальной проблемы, придав толчок экономическому сотрудничеству.
В России ухудшилась экономическая ситуация из-за обвала цен на нефть и западных экономических санкций. Страна возлагает на Японию большие надежды. В прошлом месяце министерство развития Дальнего Востока РФ в одностороннем порядке обнародовало план экономического сотрудничества на сумму 1,7 триллиона йен, который включает модернизацию аэропортов и другие вопросы.
Также есть пространство для того, чтобы увеличить и упростить инвестиции со стороны японских компаний. Внимание привлекают такие многообещающие проекты, как утилизация отходов, медицина и так далее.
С учетом ухудшения ситуации в Сирии и на Украине Япония должна идти в ногу с западными странами, которые ввели антироссийские санкции.
Необходимо обратить внимание на то, что ранее Япония уже пыталась добиться компромисса от России в обмен на экономическое сотрудничество, однако эти попытки не увенчались успехом.
В 1989 году Япония изменила свою политику: она отказалась от правила холодной войны, которое заключалось в том, что экономическое сотрудничество невозможно без урегулирования территориальной проблемы, и начала укреплять сотрудничество в политической и экономической сферах.
После этого в российско-японских отношениях действительно были определенные подвижки — в результате того, что японские власти оказывали России экономическую поддержку в различных сферах.
Тем не менее возврат территорий так и не состоялся из-за внутриполитической ситуации в обеих странах. Не стоит забывать об этих уроках во время последующих переговоров.
Также есть сомнения в том, что России как партнеру действительно можно доверять.
В 2006 году российские государственные корпорации силой отобрали права у японских торговых компаний на разработку нефтяных и газовых месторождений в районе Сахалина.
Развитие Дальнего Востока и новое экономическое сотрудничество должно принести прибыль и России, и Японии.
Необходимо держать в голове слова президента Путина, которые он произнес в прошлом месяце: «Невозможно и вредно определять сроки заключения мирного договора». Это тактика, направленная на предметные переговоры, однако в этих словах не ощущается энтузиазм в отношении урегулирования территориальной проблемы.
Нельзя начинать полноценное экономическое сотрудничество, если не будет подвижек по проблеме «северных территорий». Президент Путин должен полностью отдавать себе в этом отчет.
Источник: