Отношения между Бразилией и США должны выйти из состояния инерции
Хуссейн Калу (Hussein Kalout)
Ввиду неопределенности приоритетов будущего американского правительства во внешней политике, Бразилия спешит пересмотреть характер своего стратегического подхода к Соединенным Штатам.
Промахи последних лет ничтожными никак не назовешь. Когда Бразилия и Вашингтон, казалось, шли к построению повестки дня, соответствующей значению обеих стран на региональном и общемировом уровне, разразился скандал с американским шпионажем против Дилмы Русеф, породив травматический кризис доверия. И это не считая удара, который правительство Обамы нанесло Бразилии в посредничестве по ядерной сделке с Ираном в 2010 году.
Несмотря на визит Дилмы в Вашингтон в 2015 году повестка дня этих встреч касалась временных мер и практически не затрагивала самую значимую для обеих стран тему: построения целенаправленных долгосрочных стратегических отношений. С виду был установлен «мир», но по сути «недоверие» осталось.
Правительство Темера обозначило расширение торговли как способ преодоления образовавшегося разрыва и как приоритетный вопрос для отношений с США, а также избрало тему устойчивого развития в качестве центрального компонента для рычагов влияния Бразилии на международном уровне.
Однако есть риск того, что подобный сценарий не реализуется: все будет зависеть от подходов, которые выберет Трамп.
Настойчивые заявления об «исторических связях, дружественных странах, мультикультурных сходствах, расовой демократии» уже не помогут заменить собой объективную стратегическую повестку дня и едва ли растопят лед, в последние годы сковавший двусторонние отношения.
При разработке новой политики важно, чтобы Бразилия учитывала, что партнерство в области обороны лимитировано, диалог по безопасности ограничен, а торговый обмен не используется в полную силу.
Если рассматривать только торговлю, бразильский экспорт в США в 2015 году составил менее 1,5% американского импорта. Бразильский импорт составляет 2,5% от общего объема экспорта США. Доля бразильских инвестиций в потоке всех прямых иностранных инвестиций в США составляет один процент. Из почти 5,5 триллиона прямых инвестиций США за рубеж на Бразилию приходится всего два процента.
Реорганизуя приоритеты, Бразилия должна пересмотреть стандарты своей международной государственной политики с Вашингтоном.
По таким вопросам, как борьба с организованной преступностью, безопасность и международное правовое сотрудничество, действия Бразилии не подчиняются никакой централизованной институциональной системе, которая обеспечивала бы стандартизированное, основополагающее или даже гармоническое взаимодействие между полицией, прокуратурой и судами.
Без согласованности в работе и какой-либо определяющей стратегии переговорная сила Бразилии оказывается раздробленной. Институциональная политика осуществляется на розничной основе.
Пока Бразилия не заставит Вашингтон задуматься о ее стратегических предпочтениях, добиться от американского истеблишмента большей утонченности в обращении с Бразилией будет трудно, даже при новом руководстве.
С другой стороны, чем дольше Соединенные Штаты будут открывать для себя потенциал Бразилии и осознавать, что наши взаимные стремления вполне сопоставимы, тем больше будет Бразилия расширять собственную систему альянсов, стремясь обрести признание у Пекина и Москвы, которого все никак не получит от американцев.
Отношения Бразилии с Россией и Китаем определяются в первую очередь бизнесом, тогда как с американцами они исторически строятся на принципах.
Бразилия находится на периферии внешнеполитической программы США. Протокольного внимания недостаточно. Пришло время обеим странам выйти из состояния взаимного бездействия.
Источник: