Париж: путинские купола закрывают вид с Эйфелевой башни
Анаис Джинори (Anais Ginori)
В среду, 19 октября, состоится открытие Русского духовно-культурного центра во французской столице. Однако глава российского государства не посетит это мероприятие по причине дипломатического кризиса между странами из-за войны в Сирии и крайнего ухудшения отношений между Москвой и Западом.
В городском ландшафте Парижа появились пять позолоченных куполов в форме луковиц. Между Домом инвалидов и Эйфелевой башней скоро будет открыт новый Русский духовно-культурный центр, состоящий из начальной школы, выставочного пространства, зоны отдыха и, самое главное, кафедрального собора Святой Троицы. Храм возвышается на 37 метров. Когда об этой стройке только начинали говорить, бывший министр культуры Фредерик Миттеран (Frédéric Mitterrand) назвал храм Святым Владимиром.
Действительно, российский президент так пооощрял этот проект, осуществлял определенное давление, чтобы получить на него разрешение, и вложил в него более 170 миллионов евро.
Однако Путина на открытии центра не будет. По причине ухудшения дипломатических отношений с Парижем из-за войны в Сирии был отменен запланированный на среду визит российского президента во Францию. Это лишь очередной поворот событий в рамках этого многострадального строительства, начавшегося в 2007 году. В попытке восстановить отношения с Москвой Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) дает разрешение на продажу России территории площадью 4 тысячи квадратных метров в одном из самых престижных районов французской столицы. Однако кандидатура выбранного Москвой архитектора, испанца русского происхождения Мануэля Нунеса Яновского (Manuel Nunez Yanowsky) была отклонена Бертраном Деланоэ (Bertrand Delanoë), занимавшим в то время пост мэра города. «Чванливая пародия», — объясняет политик-социалист свой отказ. Между луковками и гигантским покрытием на крыше, символизирующем покров Богоматери, в городском ландшафте может пропасть Эйфелева башня. Что было бы совершенно неприемлемо для французских властей.
Путин не отступает и делает ставку на французского архитектора, друга России, Жана-Мишеля Уилмотта (Jean-Michel Wilmotte), работавшего над реорганизацией московских окраин. В новом проекте делаются некоторые ухищрения: высота куполов уменьшается, позолота становится матовой, менее броской, а стены сделаны из бургундского камня, типичного материала парижских зданий. Стиль становится менее претенциозным, за его основу берется Успенский собор в Москве. Мэр Анн Идальго (Anne Hidalgo) соглашается на проект, в том числе потому, что московский патриархат, пользующийся меньшим влиянием во французской столице по сравнению с константинопольским, вынужден собирать свою паству в своего рода гараже. За кулисами работают дипломаты. В конце концов Франсуа Олланд уступает, но сначала требует установить по периметру систему, блокирующую возможные системы для шпионажа. Секретные службы действительно предупредили Елисейский дворец о возможности менее официальных функций русского культурного центра, расположенного в двух шагах от правительственных зданий. Строительство возобновляется, но возникает новое непредвиденное препятствие.
Французское правосудие решает арестовать проект в рамках выигранного олигархом Михаилом Ходорковским у Москвы процесса. Очередной силовой юридический прием. Год назад суд дал окончательное разрешение. Путин наконец получает своего «Святого Владимира» в самом сердце Европы. Что поделать, если открытие состоится в один из наихудших моментов во взаимоотношениях между Москвой и Западом: неовизантийский стиль завоевал парижские горизонты.
Источник: