Верховной раде так и не удалось проголосовать за пакет законопроектов, от которых зависит получение очередного транша МВФ
Фото: УНИАН
За неделю до заседания совета директоров Международного валютного фонда, на котором, как ожидается, должно быть утверждено решение о выделении Украине очередного кредитного транша, Верховная рада так и не приняла пакет законопроектов, на которых настаивает фонд. Если в ближайшие дни ситуация не изменится и парламентские фракции не смогут найти общий язык, есть риск, что программу расширенного финансирования «притормозят», как и в прошлом году. Это не сулит ничего хорошего Украине, учитывая, что финансовая помощь из других источников напрямую связана с решением МВФ.
На этой неделе премьер-министр Владимир Гройсман подтвердил, что фактически все вопросы, которые были в плоскости «правительство — МВФ», уже сняты. Премьер дал понять, что теперь дело за парламентом. «Я ее (работу, — ред.) оцениваю как очень оптимистическую. Фактически мы поснимали все вопросы, которые были в плоскости «правительство — МВФ». Я считаю, что сейчас эта работа является достаточно конструктивной», — заявил премьер.
Но Верховная рада до сих пор не приняла ряд законопроектов, от которых зависит дальнейшее кредитование Украины Международным валютным фондом (МВФ).
Как стало известно «Апостроф. Экономика», до ближайшего заседания совета директоров МВФ, запланированного на середину июля, парламенту нужно принять как минимум девять законопроектов (см. таблицу). Причем первые пять документов из списка являются наиболее важными и приоритетными. Но, судя по последним событиям в Верховной раде, депутаты могут не добраться до их рассмотрения. Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко в пятницу заявила, что их фракция будет продолжать блокировать президиум Верховной рады до тех пор, пока власти не выйдут на переговоры по поводу тарифов на газ, тепло, холодную и горячую воду и электроэнергию.
Как объяснил «Апостроф. Экономика» источник в Министерстве финансов, принятие законопроектов само по себе не является условием для получения транша, но это может послужить важным сигналом для МВФ, подтверждающим готовность украинских властей к проведению реальных реформ. И следовательно это будет иметь положительный эффект, когда совет директоров МВФ будет принимать решение о размере следующего транша. С другой стороны, провал голосования по этим проектам или вообще не внесение их в повестку дня в ближайшее время будет свидетельствовать о неспособности власти действовать решительно и согласованно.
Нужно понимать, что если парламент провалит работу по законопроектам, о которых было договорено с фондом, он рискует заблокировать выделение последующих траншей кредита МВФ.
«Апостроф. Экономика» уже писал, что до конца года в правительстве рассчитывали получить от МВФ около $4,3 млрд. Очередной транш — третий по программе расширенного финансирования, ожидался в размере $1,7 млрд. Но, как недавно подтвердила глава НБУ Валерия Гонтарева, сейчас украинская сторона рассчитывает на получение $1 млрд.
Более того, если Рада не примет необходимые законы, весьма вероятно повторение прошлогодней ситуации, когда, не увидев продвижения реформ, МВФ приостановил кредитование.
Напомним, открытая в марте 2015 года четырехлетняя программа EFF объемом $17,11 млрд с первым траншем в $5 млрд предполагала ежеквартальный пересмотр программы, выделение в 2015 году еще трех траншей по $1,63 млрд и уменьшение квартальных траншей в 2016-2018 годах до $0,61 млрд. Однако в прошлом году Украина смогла получить только первые два транша в общем объеме около $6,7 млрд, из которых $2,7 млрд были направлены для поддержки госбюджета, остальное — в золотовалютные резервы.
Законопроекты из «пакета МВФ»
№ |
название законопроекта | статус |
4516 |
Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно минимизации влияния на администрирование поступлений в бюджет |
принят за основу (07.07.2016) |
4536 | Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» относительно некоторых объектов сельскохозяйственной и транспортной отраслей | не внесен в повестку (07.07.2016) |
3769 | Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения электронного приказного производства в гражданском и хозяйственном судопроизводстве | не прошел первое чтение (19.05.2016) |
3768 | Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения системы автоматизированного ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве | направлен на повторное первое чтение (19.05.2016) |
3498 | Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно регулируемых рынков и деривативов) | принят за основу (31.03.2016) |
4777 | Проект Закона о внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно уполномоченного экономического оператора и упрощений таможенных формальностей | не рассматривался |
4776 | Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей налогообложения операций по ввозу на таможенную территорию Украины товаров уполномоченными экономическими операторами | не рассматривался |
4591 | Проект Закона об Учреждении бизнес-омбудсмена | принят за основу (31.05.2016) |
2413а | Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг | принят за основу (07.07.2016) |
(выделены 5 основных законопроектов)
На заседании в четверг парламентарии рассмотрели лишь несколько из этих законопроектов. В частности, за основу был принят проект закон о минимизации влияния на администрирование поступлений в бюджет. Как объяснил заместитель министра финансов Сергей Марченко, этот документ предусматривает уменьшение количества процедур согласования в работе Государственной фискальной службы (ГФС), а также сокращение процедуры административного обжалования решений контролирующих органов. Согласно документу, предусмотрена одноуровневая система обжалования — через центральный аппарат ГФС.
По мнению главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, обжалования нельзя переносить исключительно на один уровень. «Это приведет к коллапсу и к невозможности рассмотрения жалоб оперативно именно теми подразделениями, которые есть на местах. Это касается таможни», — заявила депутат, отметив, что документ нужно будет доработать ко второму чтению.
Достаточно много споров развернулось вокруг еще одного законопроекта из «пакета МВФ» — №3498, принятого за основу еще в марте.
По словам замглавы НБУ Владислава Рашкована, этот документ необходимо принять для хеджирования валютных рисков, в том числе, бизнесом. Но в четверг участники фондового рынка призвали депутатов отклонить этот законопроект. Профессиональная ассоциация участников рынка капитала и деривативов, Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса, Ассоциация украинских фондовых торговцев, а также фондовые площадки «Украинская биржа», ПФТС и «Перспектива» заявили, что во время подготовки законопроекта ко второму чтению в него был внесен ряд предложений, которые не обсуждались с бизнесом и могут негативно отразиться на рынке капитала. Главная претензия в том, что предусмотренное законопроектом усиление независимости Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) и расширение ее полномочий предполагает отмену обязательного согласования актов регулятора с другими госорганами, в том числе с Министерством юстиции и Государственной регуляторной службой, а также отмену необходимости государственной регистрации нормативно-правовых актов в Минюсте.
Источник: