Самая «дешевая» коммуналка в городах-спутках АЭС. Фото: images.aif.ru
|
Почему украинцы платят по разным тарифам за «коммуналку»: кому повезло больше и что делать
В некоторых городах Украины наложили мораторий на повышение «коммуналки», а в Нацкомиссии говорят об уголовной ответственности
Украинцам уже через несколько месяцев придется платить за отопление по новым тарифам. В этом году подорожало все: холодная и горячая вода, электроэнергия и отопление. Для каждого поставщика услуг Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), установила свой тариф на «коммуналку». К, примеру, отопление квартиры 30 квадратных метров без счетчика для клиентов «Киевэнерго» обойдется в 989 гривен, в то же время жителям Южноукраинска за отопление такой же квартиры придется заплатить всего 141 гривну. Сайт «Сегодня.ua» выяснял, почему счета для украинцев в разных регионах отличаются в несколько раз, и как местная власть может повлиять на тарифы.
Кто устанавливает тарифы и от чего это зависит
С 2014-го года местная власть устанавливает только два тарифа: на содержание дома и придомовой территории и вывоз мусора. В то же время НКРЭКУ определяет, сколько украинцам нужно платить за электроэнергию, холодную и горячую воду, отопление. Предприятия отправляют в Нацкомиссию свои подсчеты, в которых указывают, сколько денег тратят на производство энергии, подогрев воды, транспортировку, заработные платы, налоги и т.д. В НКРЭКУ анализируют информацию, а после для каждого поставщика определяют тариф.
К примеру, «Киевэнерго» для генерации тепла и подогрева воды используют газ. В этом году «голубое топливо» для них подорожало в несколько раз (с 3 до 6,8 грн за кубометр). Согласно их подсчетам, на производство 1 Гкал тепла предприятие тратит 1138,56 гривен. Кроме того, в тариф заложены зарплаты, проверка и ремонт счетчиков, услуги банка, налоги, прибыль. В результате за каждый Гкал киевлянам приходится платить 1416,9 гривен, для тех, кто не установил тепловой счетчик – 32,9 гривен за каждый квадратный метр отапливаемой площади.
В городе-спутнике Южно-Украинской АЭС тепло производят с помощью атомной энергетики. Стоимость производства одного Гкал тепла – всего 163 гривны, то есть в 7 раз дешевле, чем у «Киеэнерго». Конечный тариф (с учетом всех дополнительных расходов) для жителей Южноукраинска – 202 гривны за Гкал и 4,91 гривны за квадратный метр.
Таким образом, чтобы отопить трехкомнатную квартиру площадью 70 квадратных метров в Киеве придется потратить 2303 гривны, а в Южноукраинске – всего 343 гривны. Самое дешевое тепло и горячая вода в городах возле атомных станций.
Тарифы на горячую воду и отопление в некоторых городах Украины:
Стоимость электроэнергии для всей страны одинаковая – 57 копеек при потреблении до 100 кВт*час.ь До апреля прошлого года семья, которая потребляет 150 кВт*час электроэнергии в месяц, покупала 100 кВт*час по цене за киловатт 45,6 копеек, еще 50 кВт по цене 78,9 копейки за киловатт (тариф «Киевэнерго» с сентября 2014-го по февраль 2015-го). В сентябре прошлого года тариф утвердили на уровне 78,9 копеек при потреблении свыше 100 кВт и 45,6 копеек при потреблении до 100 кВт, а в марте – до 99 и 57 копеек соответственно.
Компании, которые занимаются водоснабжением, также подали в НКРЭКУ обоснования для повышения тарифов на холодную воду. Так, «Киевводоканал» попросил вместо 10,2 грн за кубометр продавать воду по 13,43 грн. С просьбой комиссия согласилась – вода подорожала на 23%. К слову, в каждом городе действует свой тариф на водоснабжение.
Местные власти вводят мораторий: что это такое и как сработает
7 июля Киевсовет запретил всем структурам и подразделениям коммунальных предприятий начислять плату за жилищно-коммунальные услуги по новым, повышенным тарифам. Также депутаты запретили начислять по расчетам с 1 июля и взыскание с населения столицы пени за несвоевременное внесение платы за ЖКУ.
Вслед за столицей 13 июля Днепропетровский городской совет по инициативе мэра Бориса Филатова принял такой же мораторий. При этом Филатов отметил, что это решение – скорее политическое, так как местная власть может влиять только на тарифы на вызов мусора и содержание домов.
«Наши коллеги – депутаты Киевсовета – приняли соответствующее политическое решение. Ситуация такова, что городские власти могут минимально влиять на формирование тарифов на квартплату, вывоз мусора. Остальные тарифы непрозрачно формирует НКРЭКУ», – отметил мэр.
Фото: архив
Примеру своих коллег последовали депутаты Житомирского городского совета, на очереди – Запорожье, Одесса, Ровно и Ужгород. Глава НКРЭКУ данную ситуацию назвал «эпидемией» и отметил, что комиссия выступает категорически против действительно непрозрачного механизма разницы в тарифах.
«Ответственность за занижение тарифов, что приводит к полному разрушению сетей и предоставления некачественных услуг, будет на мэре и руководителей коммунальных предприятий», – говорит Дмитрий Вовк.
«Ответственность за занижение тарифов, что приводит к полному разрушению сетей и предоставления некачественных услуг, будет на мэре и руководителей коммунальных предприятий»
Начальник управления развития ЖКХ КГГА Вера Радченко отмечает, на данный момент неизвестно, как предприятия будут выполнять решения городских советов, учитывая, что они являются лицензиатами НКРЭКУ и по закону могут выполнять только их распоряжения.
В одном из теплокоммунэнерго «Сегодня.ua» пояснили: «Мы руководствуемся распоряжениями НКРЭКУ, они разъяснили, что заявления городских советов – политическая акция, которая несет популистский, а не экономический характер и приведет к штрафным санкциям». То есть по факту, мораторий городских советов предприятие будет игнорировать.
Как местная власть может влиять на суммы в платежках
Премьер-министр Владимир Гройсман в ответ на моратории заявил: власть на местах может компенсировать тарифы за счет собственных средств, направив на это бюджет развития города. К слову, местная власть тратит бюджет развития на свое усмотрение: приобретение городского транспорта, школьных автобусов, компьютеризацию и ремонт школ, выполнение инвестиционных программ, строительство и капительный ремонт объектов.
«Если какой-либо городской совет считает, что может компенсировать этот тариф, то он может это делать из своего собственного бюджета. Вследствие децентрализации в Украине, в городах на 40-50% средств больше, чем было когда-либо», – прокомментировал Владимир Гройсман.
«Если какой-либо городской совет считает, что может компенсировать этот тариф, то он может это делать из своего собственного бюджета»
К слову, в 2016-м году на субсидии из государственного бюджета выделили больше 40 миллиардов гривен. «Скидку» на коммуналку получат 7 миллионов семей, а это почти каждый третий украинец. Если городская власть будет компенсировать тарифы за счет своего бюджета, фактически, вместо того, чтобы ремонтировать школы и дороги, деньги потратят на компенсацию тарифов тем, кому не положена субсидия из-за высокого дохода.
Сам по себе мораторий городского совета, как отмечает Гройсман, не действует. «Не нужно принимать никаких решений с точки зрения городских советов, потому что они не действуют. Насколько я понимаю, они приняли решение, чтобы не повышать цену на тепло до 1 октября, но отопительный сезон начинается с 15 октября, и я думаю, что здесь не совсем честная позиция», – добавил премьер.
«Не нужно принимать никаких решений с точки зрения городских советов, потому что они не действуют»
В НКРЭКУ уверены: до 70% счетов за коммуналку зависит от органа местного самоуправления – мэра, его профильных заместителей, депутатов. Городская власть может устанавливать тепловые счетчики на дома, менять стеклопакеты, утеплять стены и фундамент. В Национальном экологическом центре Украины подсчитали, внедрив все мероприятия по энергосбережению, платить за тепло можно на 50-70% меньше.
Правда, как говорят эксперты, платить меньше смогут только те, кто действительно начал экономить и до отопительного сезона утеплил свое жилье. Любая украинская семья (или ОСМД) может обратиться в один из трех банков («Ощадбанк», «Укрэксимбанка» или «Укргазбанк») с просьбой предоставить кредит на мероприятия по повышению энергоэффективности: купить не газовый котел, установить новые окна или утеплить стены. Часть кредита (от 40% до 70%) компенсирует государство, а вторую часть можно погашать в течение 3-х лет. В 2016-м году на такие кредиты планируют потратить около 8 миллиардов гривен. В некоторых городах еще 10-30% кредита погашают за счет бюджета города.
Фото: strport.ru
«Пока что горожане боятся брать кредит. Один кредит взяли на замену окон через «Ощадбанк» – программа «Ощадный дом». 40% государство компенсирует и 10% – городской бюджет. Мы уже заложили (расходы в бюджет, – Авт.) – и стимулируем таким образом. Сейчас у нас одно ОСМД (самое первое, которое с 2000-го года) разработало на 300 тыс. гривен большой комплексный проект реконструкции систем отопления. Они возьмут кредит. 140 компенсирует государство, свои 30 тыс. мы тоже заплатим», – рассказывает мэр Горишних Плавней Дмитрий Быков.
Подобные программы, как рассказала Вера Радченко, действуют и в Киеве. Правда, в столице утеплить жилье за счет города могут только ОСМД и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК).
«Действует несколько программ, но пока они действуют только для домов, где созданы ОСМД или работают ЖСК. Для них есть программы поддержки. 40% возмещает государство. Люди получают возмещения тела кредита 30% от города. Те, кто уже получил кредиты, могут получить возмещение кредита», – поясняет начальник управления развития ЖКХ КГГА.
Чтобы полностью утеплить типичную многоэтажку в Киеве, установить счетчики и заменить окна, необходимо потратить до 8 млн гривен. В столице на 13 домов выделили всего 5 млн – денег хватило на замену окон в местах общего пользования и утепление фасадов. Кроме того, киевляне за счет «Киеэнерго» могут установить домовые счетчики тепла. Как показывает практика, по счетчику платят на 30% меньше, чем без него.
Подробнее о том, как правильно экономить на «коммуналке», читайте здесь.
Источник: