Правительство обсуждает проект совместного с Россией управления «северными территориями»Острова раздора
Шестнадцатого октября стало известно, что японское правительство обсуждает проект совместного с Россией управления «северными территориями» в качестве меры, которая поможет сдвинуть территориальную проблему с мертвой точки. Этот метод подразумевает совместный суверенитет над островами Кунашир и Итуруп, вопрос принадлежности которых вызывает разногласия. Токио полагает, что существует возможность сближения, при которой ни одной из сторон не придется отказываться от своих текущих позиций. Японские власти намерены подготовить различные проекты: решить, какие именно острова станут объектом совместного управления и какой из стран, а также в какой степени каждой стороне будут принадлежать административные права. После этого Токио планирует приступить к их детальному обсуждению с Россией.
Об этом сообщили различные источники в российско-японских правительственных кругах. Это предложение станет частью переговоров в соответствии с «новым подходом», предложенным премьер-министром Японии Синдзо Абэ в ходе майской встречи с президентом Путиным, которая прошла в Сочи. Японская сторона надеется приступить к обсуждению во время российско-японской встречи на высшем уровне, которая должна пройти 15 декабря в префектуре Ямагути. По всей видимости, правительство России имеет представление о намерениях японской стороны благодаря предыдущим межправительственным встречам. Есть информация о том, что Москва начала процесс постановки задач.
Если Россия и Япония смогут договориться о совместном управлении спорными территориями, это, безусловно, ускорит переговоры по мирному договору, не подписанному до сих пор.
Позиция японского правительства состоит в том, что мирный договор должен быть заключен после урегулирования проблемы принадлежности четырех северных островов. Тем не менее Японии придется пойти на определенный компромисс для того, чтобы найти точки соприкосновения с российской стороной, которая хочет передать только острова Хабомаи и Шикотан в соответствии с Советско-японской декларацией 1956 года.
По словам правительственного источника, проект совместного управления учитывает желание президента Путина, который предложил способ урегулирования на основе принципа «хикивакэ». При этом проект также предполагает компромиссы и с российской стороны, которая контролирует четыре острова. Эксперты полагают, что администрация Путина будет принимать решение о том, насколько сообразно принять японское предложение, с учетом развития экономического сотрудничества с Японией, на которое Москва возлагает большие надежды.
Совместное управление предполагает межгосударственное соглашение о совместном суверенитете над определенными территориями и населением. Например, перед тем как в 1980 году Вануату обрела независимость, ей совместно управляли Великобритания и Франция.
В случае если будет достигнуто соглашение о совместном управлении, японское правительство хочет, чтобы Россия передала острова Хабомаи и Шикотан, а Кунашир и Итуруп находились под общим суверенитетом. Также Япония готовит предложение, по которому страны будут совместно управлять Хабомаем, Шикотаном и Кунаширом, если ей будет гарантированы существенные административные права.
В ходе консультаций с Россией будут определены конкретные острова, а также границы административных прав, однако существует возможность, что Россия потребует административные права на все четыре острова.
В настоящее время на «северных территориях» проживает примерно 17 тысяч россиян. Японцев среди жителей нет. В случае если будет введена система совместного управления, в первую очередь будет гарантирована свобода передвижений японцам-коренным жителям островов. Контролировать этот процесс будут японские чиновники, которые будут постоянно находиться на «северных территориях».
Тем не менее предстоит решить много вопросов: они касаются экономической деятельности японцев на островах, полицейских сил, судопроизводства и так далее. Также необходимо определиться с тем, применять ли законы своей страны только для своих граждан или использовать общее законодательство.
Кроме того, еще одна из проблем заключается в том, станут ли США считать территории, находящиеся под общим суверенитетом, предметом японо-американского оборонного соглашения. Многие эксперты полагают, что даже если будет достигнуто соглашение на высшем уровне, на детальные консультации и подготовку соответствующего законодательства уйдут годы.
При этом японские власти не намерены придерживаться предложения, которое администрация Мори сделала в начале 2000-х годов. Тогда Токио предложил вернуть острова Хабомаи и Шикотан и одновременно вести обсуждение проблемы принадлежности Кунашира и Итурупа. Есть опасность, что это может привести к ухудшению российско-японских отношений, а также к тому, что территориальная проблема действительно будет урегулирована при помощи возврата только двух островов. Российская сторона также не хочет действовать в соответствии со старыми подходами. Дело в том, что предложение о совместном управлении может одним махом урегулировать проблему принадлежности четырех островов.
Совместное управление: в соответствии с международным правом государство обладает исключительным суверенитетом над собственными территориями, и обычно другие страны не могут одновременно обладать суверенитетом над теми же территориями. Что касается совместного управления, то страны заключают соглашение, исходя из особых исторических или других причин.
В 1980 году Вануату получила независимость, однако до этого она находилась под общим суверенитетом Великобритании и Франции.
Источник: