Прямолинейная дипломатия Путина в преддверии саммита G20
Нил Бакли (Neil Buckley)
Прошло уже три недели после того, как президент Владимир Путин обвинил Украину в попытке провести диверсионную операцию на территории аннексированного Россией Крымского полуострова, однако полномасштабного вторжения, которого все боялись, так и не произошло.
Между тем, г-н Путин сумел договориться о встречах один на один с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом в рамках саммита Большой двадцатки в Ханчжоу — и, возможно, он даже проведет «неформальную» встречу с президентом США Бараком Обамой. Вероятнее всего, именно такой и была его цель с самого начала.
Существуют и другие возможные причины для разжигания г-ном Путиным военной истерии в Киеве, сопровождающегося тревожным наращиванием военного потенциала России вдоль украинских границ. Эти действия могут быть отвлекающим маневром накануне парламентских выборов, намеченных на 18 сентября. Согласно результатам опросов, россияне постепенно теряют интерес к украинскому конфликту — и позволяют г-ну Путину в очередной раз выставить Россию «осажденной крепостью», защитить которую под силу только ему.
Между тем, гораздо более веской причиной, возможно, является стремление г-на Путина добиться смягчения западных санкций. На прошлой неделе экономические проблемы заставили премьер-министра России Дмитрия Медведева предупредить о том, что Москва не может позволить себе повысить пенсии на величину инфляции, что может спровоцировать серьезное недовольство среди пенсионеров, которые представляют собой очень важный пласт электората.
Эта необычно прямолинейная дипломатия г-на Путина в преддверие саммита Большой двадцатки включала в себя приказ провести на этой неделе проверки боеготовности российской армии в Южном, Западном и Центральном военных округах, а также министерствах финансов, промышленности и в Центробанке.
Однако эти шаги принесли г-ну Путину ценный приз — возможность встретиться с самыми влиятельными лидерами Запада, чтобы обсудить Украину в отсутствие президента Украины Петра Порошенко. Прежде западные лидеры отказывались это делать, поэтому текущая ситуация вызывает глубокое смятение в Киеве.
Хотя трехстороннего совещания, о котором ранее говорил Кремль, не будет, г-н Путин все же встретится с г-жой Меркель и г-ном Олландом по отдельности. Это даст ему возможность попытаться оказать на них некое давление — к примеру, убедить их пересмотреть условия Минского соглашения, подписанного полтора года назад, которое должно было вернуть мир на восток Украины, или выдвинуть свои собственные предложения, касающиеся нового мирного соглашения.
Западные санкции являются лишь одной из причин текущего экономического спада в России наряду с низкими мировыми ценами на энергоресурсы и давними структурными проблемами. Однако санкции выступают как своего рода катализатор для двух других факторов. Кроме того, санкции — это та проблема, которую Россия потенциально способна решить.
Проблема г-на Путина заключается в западных лидерах, которые продолжают настаивать на том, что санкции будут сняты только в случае полного выполнения условий Минского соглашения, однако в настоящий момент это невозможно. Г-н Путин обвиняет Киев в невыполнении обещания предоставить юго-востоку страны «особый статус», который позволит сепаратистским районам получить ограниченную автономию.
Киев утверждает, что Россия никогда полностью не выполняла условия Минского соглашения: она не обеспечила полное прекращение огня в Донбассе, не отвела орудия, не предоставила наблюдателям ОБСЕ полный доступ к этим районам и не выполнила полностью свои обязательства по обмену пленниками.
Кроме того, украинский парламент не может набрать двух третей голосов, необходимых для внесения в конституцию изменений, которые позволили бы предоставить сепаратистским регионам особый статус, а Россия не стала выводить своих военных оттуда и не вернула Киеву контроль над украинской границей.
В Минском соглашении — которое г-н Порошенко подписал, когда его войскам на востоке Украины угрожал полный разгром — прописано, что эти финальные шаги Россия должна сделать уже после того, как Украина внесет изменения в свою конституцию. В результате стороны оказались в тупике.
Дипломатические попытки разблокировать Минск, предпринятые несколько месяцев назад, провалились, несмотря на надежды, возникшие после обмена пленниками в мае, в ходе которого Москва освободила Надежду Савченко, ставшую настоящим героем на родине.
Какие варианты г-н Путин может предложить своим собеседникам в Китае, пока неясно. Учитывая то, что западные лидеры продолжают настаивать на том, что выполнение условий Минского соглашения — это единственный путь к миру, он может получить вежливый, но твердый отказ.
Однако военные маневры России последних нескольких недель ясно дали понять, что г-н Путин может по своему желанию менять степень напряженности конфликта на востоке Украины — и создавать предлоги для российского вторжения практически из ничего.
Хотя повторная эскалация конфликта в Донбассе может снова повлечь за собой серьезный риск того, что в какой-то момент ситуация выйдет из-под контроля, г-н Путин решил снова пойти на этот риск, как он уже делал прежде, когда в сентябре 2014 года он счел, что первое Минское соглашение ему не по вкусу. Поэтому г-же Меркель и г-ну Олланду необходимо помнить, что, если российский президент не получит то, чего он хочет, он может снова спровоцировать эскалацию конфликта на Украине.
Источник: