Фото: EPA/PNG
Социальная и экономическая обстановка в так называемой «Луганской народной республике» (ЛНР) стремительно ухудшается. На частных и «государственных» предприятиях незаконной «республики» в настоящее время фиксируются массовые невыплаты заработной платы. Трудности возникли и с выплатой пенсий. Усиливается и давление на бизнес. На отсутствие порядка и экономический хаос население пока реагирует массовым выездом за пределы ЛНР, преимущественно в Россию. Усиливающиеся проблемы уже привели к слухам, что Россия собирается отказаться от поддержки ЛНР. Одновременно ухудшились отношения и с «властями» соседней ДНР, которые считают, что главари ЛНР «дискредитируют идею «народных республик». В такой ситуации главари ЛНР идут на беспрецедентные шаги, согласившись реструктуризировать жителям долги за воду с рассрочкой платежа до двух лет и даже легализовать несанкционированные подключения к системам водоснабжения. Ходят слухи и о намерениях на полгода снизить налоговую нагрузку на мелкий и средний бизнес.
Ад на блокпостах
Одной из ключевых проблем для жителей так называемой ЛНР в настоящее время является отсутствие собственного транспортного перехода с контролируемой Украиной частью Луганской области. Единственный действующий переход в Станице Луганской является исключительно пешеходным, а из-за массового наплыва людей со всей «республики» его пропускная способность резко снижается. В зимнее время, и без того занимающий часы переход, становится непростым испытанием, особенно для пенсионеров. Второй переход между ЛНР и Луганской областью – «Золотое», несмотря на анонсированное еще весной открытие, толком так и не заработал. Вернее, проработал всего один день – 31 марта, после чего его со своей стороны заблокировали вооруженные боевики. Теперь ожидается, что переход заработает 23 ноября.
В такой ситуации жители ЛНР вынуждены использовать для проезда на территорию Украины пункты пропуска, расположенные на территории, подконтрольной ДНР. В первую очередь, это пункт пропуска «Майорск». Однако там жители ЛНР в последнее время стали замечать своеобразное отношение со стороны боевиков ДНР, дежурящих на блокпостах. «В начале ноября со стороны сепаратистов начали звучать странные заявления в наш адрес, почти угрозы. Когда мы проходили ДНРовский блокпост, к нам прицепились донецкие боевики, которые стали говорить нам, что раз мы из ЛНР, то нам следует «валить» в эту самую ЛНР. То, что там нормально не работают пункты пропуска, они назвали «нашими проблемами», — рассказала автору жительница Луганска Елена К.
Подобные заявления со стороны представителей ДНР подтверждают и другие жители неконтролируемой украинскими властями части Луганской области. «Мы ехали в автомобиле нашего предприятия в Краматорск. Нужно было купить разную мелочь для офиса и заодно снять деньги с банкоматов для себя и своих коллег. На посту ДНР нас остановили и заявили, что в Украину не выпустят, поскольку у нас на автомобиле стоят украинские регистрационные номера. На наши удивленные вопросы, они заявили, что у них, якобы, есть приказ не выпускать из ДНР автомобили с украинской регистрацией. А вот если бы у нас были номера ДНР или ЛНР, то мы бы проехали без проблем», — рассказала жительница Луганска Алла В. «Но с такими номерами нас бы не пропустила уже Украина. В общем, пришлось разворачиваться и ехать домой», — добавила она.
Хотя номера собственного образца были введены в ДНР в мае 2015 года, а в ЛНР — в сентябре того же года, массового применения они не получили. Люди не торопятся их ставить, опасаясь, стать «не въездными» не только в Украину, но и в Россию. Номера местного образца используют в основном боевики и чиновники незаконных «республик», которые все равно в Украину не собираются.
По словам собеседника «Апострофа», к подобным действиям «власти» ДНР прибегают, как правило, когда хотят показать луганчанам «их место». «Мне приходилось на блокпостах разговаривать с ДНРовцами. Они к нам настроены очень критично, если не сказать с раздражением. Они считают нас постоянным источником хаоса, который дискредитирует всю идею «народных республик», — рассказал «Апострофу» один из водителей, регулярно совершающих рейсы из Луганска в Киев.
А один из местных предпринимателей пожаловался на то, что, несмотря на незначительную территорию обеих «республик» они даже не предпринимают попыток для интеграции. «Это додуматься только, между ДНР и ЛНР весной 2015 года в районе Дебальцево заработала таможня, которая требует уплаты на грузы, которые ввозятся из Украины через ДНР в ЛНР. Две карликовых республики, с трудом выживающих, обкладывают друг друга пошлинами и еще изображают из себя государства», — рассказал он.
В последнее время ужесточились правила досмотра не только на украинских блокпостах, но и на блокпостах сепаратистов. «Досмотры стали жестче. Раньше могли посмотреть сумки бегло или вообще не смотреть. Сейчас заставляют все вытаскивать. Бывают случаи, когда требуют взятку за то, что бы просмотр прошел «мягко» и ничего не изъяли», — рассказал «Апострофу» один из жителей Перевальского района, переехавший в Киев.
Денег нет
Октябрь и ноябрь в ЛНР проходят под знаком массовых невыплат пенсий и зарплат. При этом подобная ситуация наблюдается как на частных, так и на «государственных» предприятиях. Задержки составляют от нескольких месяцев до нескольких недель и присутствуют даже в «силовых структурах» ЛНР. Подобная ситуация вызвала мощную волну слухов, что Россия постепенно прекращает финансирование обеих «республик» и уже в 2017 году им придется «вертеться самим». «У нас говорят, что в администрацию ЛНР зачастили проверяющие из России, которые поставили условие, что деньги будут поступать в «республику» только когда Плотницкий (главарь ЛНР Игорь Плотницкий – «Апостроф») и компания отчитаются за каждую копейку, полученную в этом году. Россияне им якобы говорят, что халява закончилась и пора самим начинать зарабатывать», — рассказал «Апострофу» житель Луганска, связанный в «административными структурами» ЛНР.
Однако настоящая паника возникла в связи с тем, что на Алчевском металлургическом комбинате — крупнейшем работодателе региона, возникли серьезные задержки по выплатам зарплаты. Само предприятие фактически остановлено, а в следующем году на нем произойдут сокращения. «Говорят, что в 2017 году завод остановят полностью и начнут резать на металлолом. Российские собственники (часть акций предприятия принадлежат российским бизнесменам. — «Апостроф») не очень хотят вкладываться предприятие, которое находится в «серой зоне» и не может эффективно работать», — рассказал «Апострофу» один из работников завода. По его словам, если такой сценарий действительно будет реализован, то Алчевск, который пока выглядит относительно благополучным на фоне остальных городов ЛНР, быстро превратится в депрессивный город-призрак.
Бег обреченных
Из-за хаоса в экономике и отсутствия перспектив, местное население вынуждено массово уезжать с территории, подконтрольной ЛНР. При этом изменились направления потока миграции. Если в 2014 – 2015 годах население выезжало жить и работать преимущественно в Украину, то теперь самым популярным направлением стала Россия. По словам местных жителей, бывших жителей ЛНР сейчас можно встретить от Владивостока до Мурманска, многие перебрались в Краснодарский край, Ростов-на-Дону, Сибирь, московский регион. «Молодежи стало очень мало в городах, все кто может, уезжают. Часто работают в России вахтовым методом, уезжая на несколько месяцев туда, где и сами россияне не очень-то работать хотят», — рассказал «Апострофу» водитель-перевозчик, работающий на маршруте «Луганск-Киев».
В такой ситуации власти ЛНР пошли на беспрецедентные шаги, согласившись реструктурировать жителям долги за воду с рассрочкой платежа до двух лет, а также легализовать несанкционированные подключения к системам водоснабжения. Ходят слухи и о намерении местных властей на полгода снизить налоговую нагрузку на мелкий и средний бизнес. Однако насколько эти меры позволят выправить ситуацию в ЛНР, говорить сложно.
Источник: