Путинское Urbi et orbi
Ян Кампбелл (Jan Campbell)
Уже 13-е по счету обращение Путина Urbi et orbi (лат. «к городу и миру», а в данном случае к Москве, России и миру) в форме ежегодного послания Федеральному Собранию в Кремле не соответствует папскому благословлению. Однако так же, как Urbi et orbi папы, это послание вызывает большой интерес у мировой общественности — не только потому, что его передают по радио и телевидению, но и из-за его содержания, формы и важности для событий во всем мире. Поэтому содержание 68-минутного выступления Путина будут часто цитировать и комментировать и в России, и реже — на Западе, где уже началась борьба с российской пропагандой. В статье я постараюсь акцентировать внимание на нескольких, из множества, аспектах, которые отражают другую, менее явную, часть послания. Но и ее нам следует знать и учитывать. Она касается нас всех в ЕС.
Напомню, что послание примерно на 80% было посвящено внутренним проблемам России. Многие ее проблемы известны западной общественности из СМИ и расцениваются как слабость и путь к окончательной победе над Россией. Я не буду о них упоминать. Я хочу подчеркнуть три вещи. Первое: речь президента Путина была созвучна идеям Алексея Федоровича Лосева (1893 —1988), одного из наиболее видных философов, филологов и культурологов 20 века. Второе: сегодня президент Путин впервые в своем послании упомянул о фундаментальной науке и целенаправленной поддержке молодых ученых и инженеров. Третье: речь стала примером контраста.
В послании президент Путин ставит задачи, касающиеся качества сельских школ в России, тогда как чешский премьер-министр Соботка рассуждает о проблеме низких зарплат чехов в чешских филиалах торговых компаний стран-членов ЕС. Это противопоставление иллюстрирует уровень региональных и местных лидеров и органов в России. В случае зарплат в ЧР речь идет о действиях транснациональных компаний, в которых трудно идентифицировать владельца. Борьба с такими разными неприятелями (региональные и местные лидеры и анонимные собственники корпораций) требует индивидуальной тактики и стратегии. Вероятно, поэтому в первых рядах не было видно стратегов и тактиков типа Чубайса, Сечина, Грефа, Кудрина и прочих.
О стратегии российской внешней политики в послании говорится мало, но ясно: Россия не ищет и никогда не искала врагов, однако не потерпит давления и будет сама решать свою судьбу. Мы не хотим конфронтаций — они нам не нужны. В отличие от ряда иностранных коллег, которые считают РФ врагом, мы не ищем неприятелей — нам нужны друзья. Однако мы не допустим пренебрежения нашими интересами… Приоритетом внешней политики было и остается укрепление сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза.
Поскольку со времен 43-й Мюнхенской конференции по безопасности, которая прошла в 2007 году, и на которой 10 февраля Путин произнес речь, сегодня уже ставшую легендарной, Евросоюз и США отвергают все предложения России, российская стратегия основывается на историческом опыте. А он доказывает, что роль силы в мире противоречий и нестабильности в политической и экономической системах постоянно увеличивается.
После завершения послания президент провел заседание Совета безопасности РФ, на котором, весьма вероятно, обсуждались вопросы и задачи, связанные с подписанной 30 ноября новой концепцией внешней политики РФ. Полный текст доступен на официальном интернет-портале правовой информации, поэтому я не будут вдаваться в подробности.
Однако стоит упомянуть, что РФ не признает экстерриториальные права США, противоречащие международному праву и Уставу ООН. Непризнание экстерриториальных прав США, по сути, означает, что Россия обозначила свои национальные интересы, учитывает вероятность усугубления конфликта между РФ и США и в то же время убеждена в дезинтеграции структур, служащих США и НАТО, например Международной торговой палаты и прочих. Россия дает понять миру, что безопасность —это прерогатива не только избранных (из числа невыбранных), но и нас всех. С подобной позицией и политикой можно стремиться к созданию интегрированной системы в Евразии, выстраивать сотрудничество с теми, кто не хочет или не может сотрудничать и функционировать в рамках ассиметричных отношений. В силе проецируется вера и наоборот.
Поэтому в контексте написанного идея господина советника Владимира Шпидлы, высказанная им на конференции сегодня, о том, что необходимо связать интересы ЧР с ядром ЕС, кажется ошибочной. Не только потому, что ЕС, и Европа как таковая, не един, но еще и потому, что трудно себе представить, как можно идентифицировать национальные интересы, если не идентифицирован и не закреплен, например в Конституции, сам народ. Я уже не говорю об одном из множества аспектов борьбы с российской пропагандой, о которой в послании также говорилось: игнорировать тот факт, что эра идеологии, основанной на предательстве традиционных интересов народа, больше невозможно.
Поиски виноватых в лице других не могут увенчаться успехом, если не признать и свою часть вины. Однако если в демократии разрешить работу только западных институтов типа: Института Гете, Британского Совета, Французского института или Итальянского института культуры, — но запретить «Русский мир», или Российский центр науки и культуры, или даже Институт Конфуция, то демократия докажет сама себе, что слабый может только злиться.
Но у раздраженного слабого нет здорового зерна. Он не может принести здоровые плоды, которые нужны больному. Ядро ЕС, которое позволило себе начать дискуссию о покупке, насколько мне известно, несуществующего гражданства ЕС британцами, которые хотят сохранить старую связь с ЕС, тоже относится к категории ошибок. В момент, когда в Италии за выход из ЕС открыто выступает 53% населения, во Франции — 47%, в ФРГ — 43%, в Испании — 39%, в Польше, где помимо президента короновали Иисуса Христа, — 38%, когда не только мир и технологии, но и приоритеты граждан-избирателей быстро и ежедневно меняются, мне вспоминается роман итальянского писателя Томази Джузеппе ди Лампедуза (1896 — 1957) «Леопард». Роман наводит на осознание необходимости постоянно меняться, чтобы нам самим не пришлось изменяться.
Вспоминая о чтении романа, который был издан после смерти автора в 1958 году, экранизирован Лукино Висконти (в главных ролях Берт Ланкастер, Клаудия Кардинале и Ален Делон) — фильм получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах в 1963 году — определение народного единства, данное президентом Путиным в послании (готовность работать для России, искренняя забота о ней, а ведь это основа единения) в связи с цитатой Алексея Федоровича Лосева кажется мне, если сравнивать с посланиями европейских элит, здоровым ядром здравого смысла.
Источник: