Разозлит ли Москву визит Лукашенко в Баку?
Азербайджанская нефть не способна заменить Белоруссии российскую.
Александр Класковский
Визит Александра Лукашенко в Азербайджан многие СМИ подают в связке с тем, что недавно белорусский президент явно без триумфа вернулся из Москвы. Мол, теперь вот отправился искать альтернативу российской нефти. Да, предполагалось, что 22 ноября с глазу на глаз с Владимиром Путиным Лукашенко попытается развязать нефтегазовый конфликт. Судя по гробовому молчанию сторон постфактум, не срослось. Но визит в Баку был запланирован задолго до того. Так что видеть в нем импульсивный вызов Москве не стоит. Да и в принципе с азербайджанской нефтью не все так просто. Хотя один танкер с ней по осени, в разгар нефтегазовой войны с Москвой, был заказан.
Нефтяная альтернатива: нужно «всего лишь» 283 танкера в год
Ту партию нефти объемом 84,7 тысячи тонн доставили через грузинский порт Супса в Одессу, затем цистернами по железной дороге через Украину привезли на Мозырский НПЗ в конце октября. Заводу-гиганту это на один зуб (два с половиной дня работы). До последнего конфликта с Москвой два белорусских НПЗ, в Мозыре и Новополоцке, перерабатывали в месяц до 1,9 миллиона тонн. В нынешнем году белорусская сторона рассчитывала получить из России 24 миллиона тонн нефти, это было бы под завязку. Но поскольку с третьего квартала Москва в наказание за газовую недоплату резко снизила поставки, то сейчас переработка на Мозырском НПЗ и «Нафтане» упала почти вдвое.
Чтобы полностью заменить российскую нефть, Белоруссии нужно заказывать 283 таких танкера в год. И даже чтобы компенсировать нынешнюю недопоставку из России, понадобились бы десятки танкеров. Нереально. К тому же доставка таким путем влетает в копеечку. Ее можно было бы удешевить, задействовав украинскую трубу Одесса — Броды, но это в два дня не решается и вообще имеет смысл только при больших объемах. Во всяком случае, предыдущий опыт прокачки каспийской нефти по маршруту Одесса — Броды был недолгим и не особо удачным. Сначала Минск, который тогда, в 2010-м, тоже был в жестокой ссоре с Москвой, договорился с Киевом на большие объемы (по 4 миллиона тонн в год для начала). Однако вскоре после того как белорусское руководство помирилось с Москвой и подписало с российскими компаниями выгодное нефтяное соглашение, альтернативу свернули.
С какой стати Алиев будет давать скидку?
Главная же закавыка не в стоимости логистики, а в цене самой нефти. Рассматривать азербайджанскую нефть как альтернативу российской в нашем случае нельзя, считает Александр Автушко-Сикорский, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, зарегистрирован в Вильнюсе). «Прибыльность российской нефти для Белоруссии обусловлена скидкой в сравнении с мировой ценой на нефть — за эту скидку мы платим политической лояльностью. Я не вижу причин, по которым Азербайджан стал бы предоставлять Белоруссии скидку на свою нефть», — заявил Автушко-Сикорский в комментарии для Naviny.by. По его словам, «в итоге азербайджанская нефть может поступать к нам только на переработку на давальческой основе. Прибыль от этого будет, но ни в какое сравнение с нефтяной рентой из России это не идет».
Лукашенко на переговорах с коллегой Ильхамом Алиевым в Баку 28 ноября как раз и сделал предложение насчет давальческих поставок. В целом же гость говорил о нефтяном партнерстве весьма осторожно, словно опасался кого-то разозлить. И даже подчеркнул, что это не главное в отношениях и переговорах между Белоруссией и Азербайджаном. В подписанных в тот же день двусторонних документах акцента на нефтяных вопросах, судя по официальным отчетам, тоже нет.
Что осталось за кадром?
Впрочем, сами понимаете, не все, о чем президенты толкуют между собой, выносится на широкую публику, по крайней мере до урочного часа. Поначалу оставалось загадкой, где Лукашенко летом 2010 года срочно нашел серьезную сумму, когда Москва прижала с газовым долгом. Потом белорусский лидер сам выдал тайну: «Я обратился к Ильхаму Алиеву, и он мне в течение суток, даже меньше суток, одолжил 200 миллионов долларов, из которых 187 миллионов мы заплатили Газпрому». Сейчас Минску тоже нужны деньги, но и у Алиева из-за падения цен на нефть не лучшие времена. Впрочем, 200 миллионов в случае крайней нужды для белорусского друга (похоже, два президента действительно ощущают себя родственными душами), надо думать, и сегодня найдется.
В свою очередь, и азербайджанский лидер может попросить о некоторых деликатных вещах. Одна из деликатных сфер сотрудничества Минска с Баку — военно-техническая. В условиях застарелого противостояния с Арменией из-за Нагорного Карабаха Азербайджан не жалеет денег для укрепления мощи своей армии. На автозаводе в Гяндже ведется сборка военных автомобилей МАЗ и МЗКТ, которые служат, в частности, платформами для систем ПВО, сообщил в комментарии для Naviny.by белорусский военный эксперт Александр Алесин. По его словам, Азербайджану также интересны белорусские средства ПВО и радиоэлектронной борьбы. К тому же, полагает аналитик, «сейчас, когда Армения получила оперативно-тактические комплексы «Искандер», Алиев может быть заинтересован купить белорусские реактивные системы залпового огня «Полонез». Алесин предполагает, что по поводу поставки «Полонезов» Азербайджану Лукашенко мог консультироваться в Москве с Путиным. Так что и здесь не стоит искать некоего вызова Кремлю.
Ныне в Баку Лукашенко не только избегал задиристой риторики, но и подчеркнул: «Мы никому не вредим нашим сотрудничеством». И эту показную кротость можно трактовать как симптом того, что белорусский руководитель четко держит в голове: главные вопросы выживания национальной экономики все равно предстоит утрясать с Москвой.
Источник: