Россия и социальный кризис
Хани Шади
За последние два дня появились результаты двух опросов общественного мнения по поводу социальной обстановки в стране. Первый был проведен «Всероссийским центром изучения общественного мнения», второй — «Левада-центром». Первый приводит следующие данные. 42% российских семей утверждает, что их финансовое положение значительно ухудшилось за последний год, среди них 40% жалуются на трудности на рынке труда. Что поражает в этом опросе, это то, что около половины опрошенных надеются на государственную поддержку. Но российское правительство не в состоянии обеспечить такую поддержку, так как расходы на социальные программы снижены примерно на 10%. В первую очередь это связано, конечно, со снижением мировых цен на нефть и газ. Известно, что доходы от экспорта этих природных ресурсов приносили до 50% доходов государственного бюджета. Согласно российским источникам, снижение цены на нефть на один доллар лишает российский бюджет 2,5 миллиарда долларов. Поэтому любые серьезные снижения цен сказываются на экономическом росте, размере ВВП, государственном бюджете, финансовом обеспечении правительственных социальных программ, а также на обменном курсе национально валюты. Российские эксперты признают, что политика диверсификации экономики и противостояния западным санкциям не дала ощутимых результатов.
В прошлом году Федеральная служба государственной статистики представила данные о том, что покупательная способность россиян упала на 9% на фоне роста цен на товары и услуги и снижения реальных доходов населения, рост которых последний раз наблюдался осенью 2014 года. В связи с этим Министерство экономического развития России прогнозирует сохранение этой тенденции до 2018 года. В соответствии с оценками бывшего министра финансов Алексея Кудрина реальные доходы граждан в 2016 году упадут примерно на 7%, а реальные заработные платы — на 10%. Эта тенденция также коснется номинальной заработной платы и пенсий. По разным данным, 40-45% семей — это семьи с несколькими пенсионерами, и пенсия является для них важной частью общего дохода. Пенсионные выплаты являются своего рода «подушкой безопасности» в случае утраты помощи от молодых членов семьи, а также тогда, когда есть сложности с устройством на работу. Таким образом, за счет более высокой инфляции получается, что правительство не повышает пенсии, что увеличивает риск роста бедности и ухудшения социального положения многих семей в России. Согласно официальной статистике, число бедных выросло на 3%, а число граждан, живущих за чертой бедности, достигло 23 миллионов, что составляет 16% от общей численности населения (143 миллиона человек). Эта цифра, конечно, меньше той, что была в 90-х годах прошлого века: тогда она равнялась 29% от общей численности населения. Ситуация осложняется еще и тем, что по неофициальным оценкам 55-60% населения живет на уровне прожиточного минимума.
Многие российские экономисты предупреждают, что социальный и экономический кризис может усугубиться в ближайшие годы, когда правительство будет не в состоянии тратить большие суммы на социальные программы и поддержку семей с низким уровнем дохода из-за снижения доходов от экспорта нефти и газа. Однако это не помешало российскому правительству предусмотреть в проекте бюджета на 2016 год военные расходы, в пять раз превышающие расходы на социальные программы. Экономисты говорят, что во время мирового экономического кризиса 2008 года правительство не допускало снижения реальных доходов уязвимых граждан, но теперь ситуация иная.
Второй опрос, проведенный «Левада-центром», показывает: 90% россиян уверены, что в стране существует расслоение между бедными и богатыми, из них 40% полагают, что оно сильно возросло. По официальным данным, разница в доходах бедных и богатых доходит до 16,8 раза. Этот показатель в 1,6 раза превышает предел, установленный Организацией объединенных наций. По неофициальным данным, приведенным в газете «Новые известия», этот разрыв может составлять 40-50 раз и даже больше, если принять во внимание доходы и прибыль так называемых олигархов. Поэтому некоторые описывают сложившуюся в России систему как «государственно-монополистический олигархический капитализм». Некоторые символы эпохи Ельцина сменились новыми, но слой олигархии сохранился и оказался полностью подчинен Кремлю. Союз олигархов и государственного сектора экономики в последние годы значительно вырос.
В таких социальных условиях, о которых свидетельствуют опросы общественного мнения, нет сомнения в том, что граждане «мечтают» об изменении текущего положения в ближайшие месяцы. Некоторые надеются, что изменения последуют после парламентских выборов в сентябре этого года, и больше внимания будет уделяться социальным аспектам. Однако в нынешних условиях, когда правительство не желает заставлять олигархов нести социальную ответственность, эти мечты оказываются недостижимыми.
Источник: