Российская сделка с Японией может стать реальностьюОстрова раздора
Леонид Бершидский
Похоже, что российский президент Владимир Путин проявил большую, чем когда-либо, готовность к достижению компромисса с Японией, который способен положить конец территориальному спору между двумя странами, возникшему после Второй мировой войны. Обе стороны с мая месяца делают пробные шаги в сторону примирения, и не исключено, что после многочисленных фальстартов может начаться работа по заключению соглашения.
Давая недавно интервью Bloomberg, Путин объяснил, почему Россия и Япония не пришли к согласию. «Речь идет о поиске решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя внакладе, ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей», — заявил он. Это очень трудный момент в переговорном процессе. Россия, где гордость за победу страны во Второй мировой войне является одной из основ национальной идентичности, будет вынуждена отказаться от небольшой части своей территории, дабы положить конец спору с Японией. Даже предшественник Путина Борис Ельцин, чье правительство отчаянно нуждалось в инвестициях, и который был на дружеской ноге с японским премьер-министром Рютаро Хасимото (Ryutaro Hashimoto), не мог заставить себя расстаться ни с одним из Южно-Курильских островов, права на которые заявил Советский Союз при капитуляции Японии в 1945 году.
Ближе всего к заключению соглашения СССР и Япония подошли в 1956 году, когда парламенты двух стран ратифицировали договоренность о возврате Японии острова Шикотан и маленького архипелага Хабомаи. В своем интервью Путин сказал, что Япония отказалась от выполнения этого соглашения, «а затем и Советский Союз как бы свел тоже на нет все договоренности в рамках этого договора». Но дело было не совсем так. Советский Союз пришел в ярость от договора об обороне, заключенного между Японией и США в 1960 году, и заявил Токио, что передаст острова лишь после того, как с японской территории будут полностью выведены все иностранные войска. Советы боялись американского военного присутствия на занимающих важное стратегическое положение Курильских островах, однако японцам была нужна защита от военной мощи СССР, Китая и Северной Кореи.
Следующий шанс на разрешение этого территориального спора появился в 1990-е годы при Ельцине. Но его к тому времени уже вовсю обвиняли в том, что он продался Западу. Кроме того, у него были отличные отношения с Германией при Гельмуте Коле, и эта страна проявляла готовность к увеличению инвестиций, к передаче технологий и к оказанию технической помощи в знак благодарности за то, что Россия согласилась на ее объединение. Ельцин также не был большим сторонником централизации, а российский Дальний Восток находится далеко от Москвы. Этот регион был во многом предоставлен самому себе, и ему приходилось в срочном порядке налаживать экономические отношения с Китаем и Японией.
Путину, занимающему более воинственные националистические позиции, было еще труднее обсуждать территориальные уступки. Кроме того, когда нефть и газ были дороги, у государства имелось много денег для капиталовложений на Дальнем Востоке, и оно могло не задумываться об угрозе отделения, ставшей идеей фикс для кремлевского правителя. При Путине стали, наконец, обращать внимание на государственную программу по развитию Курильских островов, чего не было при Ельцине из-за нехватки средств. На островах, где население составляет всего 20 000 человек, причем в первые 15 постсоветских лет оно постоянно уменьшалось, стали строить новые дома, дороги и современный аэропорт, что помогло обеспечить более надежное транспортное сообщение с материком. Поддержку со стороны правительства получило и рыболовство, являющееся на Курилах традиционным занятием. Казалось, что у России нет никаких причин возвращать эти острова, особенно в связи с тем, что на одном из них, острове Матуа, она собиралась создать крупную базу Тихоокеанского флота.
В эти расчеты внесли свои изменения падение нефтяных цен и попытки Запада изолировать Россию после конфликта с Украиной в 2014 году. Япония присоединилась к антироссийским санкциям, а переговоры об окончании спора остановились. Произошло это в тот самый момент, когда сделка была нужна России больше, чем когда бы то ни было.
Несмотря на нехватку бюджетных средств, Путин не желает отменять планы развития Дальнего Востока, о которых он говорил во время интервью Bloomberg. Поиск и освоение огромного богатства — полезных ископаемых этого региона, на долю которого приходится 30 процентов российских месторождений золота, и где имеются огромные запасы нефти и газа, требует совершенствования инфраструктуры, ускоренной подготовки инженерных кадров и улучшения условий жизни местного населения. Путин также хочет, чтобы дальневосточный регион стал новой базой для российской космической программы, и в этих целях под Хабаровском строится космодром. На реализацию государственной программы по развитию Курильских островов, рассчитанной до 2025 года, нужно 70 миллиардов рублей (1,1 миллиарда долларов), а это больше, чем получают гораздо более крупные регионы.
Отступление от планов даже не рассматривается. Путин уверен, что западные враги мечтают о развале России. За помощью Кремль обратился к Китаю. Но несмотря на готовность китайцев к сотрудничеству в обмен на доступ к дальневосточным ресурсам, укрепление отношений это дело весьма рискованное. Из-за конфронтации с Западом Китай стал единственным крупным партнером России в мире, и Москва опасается ползучей колонизации обширных и слабо заселенных дальневосточных территорий силами китайских рабочих и фермеров. Любая сделка с китайскими компаниями о сдаче в аренду земли в этом регионе местной прессой рассматривается как акт измены. России в этом регионе нужен еще один партнер, причем желательно богатый и технически развитый.
Правительство Синдзо Абэ почувствовало такую возможность и в мае приступило к переговорам с Путиным об увеличении японских инвестиций в обмен на решение курильской проблемы. Абэ предложил план сотрудничества в таких областях как энергетика, транспорт, сельское хозяйство, технологии, здравоохранение, городская инфраструктура, культура, а также малый и средний бизнес. Путин в ответ подчеркнул, что российские территории не продаются — но он с радостью активизировал дипломатические контакты. Правительство Абэ настолько воодушевилось, что недавно учредило новую министерскую должность по координации экономического сотрудничества с Россией. Этот пост в качестве дополнительной нагрузки Абэ отдал министру экономики Хиросигэ Сэко (Hiroshige Seko).
На встрече Путина с Абэ во Владивостоке никаких прорывов не было. Тем не менее, благодаря путинскому оппортунизму решение возможно. Советский Союз в свое время уже дал согласие на возвращение двух островов. Путина не будут считать предателем, если он постепенно вернется к соглашению 1956 года, возможно, через промежуточные договоренности типа совместной администрации.
Пока Кремль осторожничает, не желая ничего подписывать. Путин в интервью Bloomberg отметил, что для этого нужен такой же «высокий уровень доверия», какой существует в настоящее время между Россией и Китаем. И он явно обеспокоен прочными связями Японии с США. Ему нужны гарантии того, что Абэ не просто пытается сделать покупку, а предлагает стать стратегическим союзником России, в котором она очень сильно нуждается на Дальнем Востоке.
Содержание статьи может не отражать точку зрения редакции, компании Bloomberg LP и ее собственников.
Источник: