В Москве открылась выставка известного немецкого скульптора Стефана Балкенхола. Свои работы он создает уже несколько десятилетий, но впервые выставляется в российской столице. Для тех, кто любит масштабные, но лаконичные формы по содержанию — это must visit.
В Московском музее современного искусства восьмого сентября открывается выставка известного немецкого скульптора Стефана Балкенхола.
Немецкий мастер впервые привез свои работы в Россию, несмотря на то, что творит он уже порядка 30 лет. Погрузиться в культуру создания скульптур из дерева в полный рост здесь можно основательно. Всего на выставке представлено около 60 скульптур, которые заняли весь второй этаж музея.
«МИР 24» встретился с легендарным творцом, чтобы узнать, почему именно сейчас он решил приехать в Россию, чем примечательны его работы, и что они в себе несут.
По словам куратора выставки Маттиаса Винцена, в Россию они приехали именно сейчас для того, чтобы показать важность тесных культурных связей между Россией и Германией, в том числе.
«Мы хотим показать важность обмена культурными связями. Искусство связывает всех нас в этом мире, важно это понимать. Мы заранее благодарны всем, кто придет на выставку. На этой выставке около 60 работ, которые Стефан создал за последние 15 лет», — сказал Винцен.
Кстати, в работах Балкенхола действительно присутствуют элементы русской культуры. Так, например, на одном из экспонатов можно обнаружить цитаты из романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» на немецком языке, а на другом — даже графические элементы с русским алфавитом.
КТО ТАКОЙ СТЕФАН БАЛКЕНХОЛ
Кажется, что Балкенхол хочет запутать зрителя. Одним он говорит, что его произведения не несут тайного смысла и решающую роль играет форма. Другим признается, что смысл все-таки присутствует, но раскрывать его он не хочет. Ведь недаром он скульптор, а не писатель или поэт.
В 80-е годы прошлого столетия Балкенхол пошел против сложившегося художественного направления. Пока другие художники создавали слабо узнаваемые аллегорические образы лирических героев, Стефан вышел за границы абстрактного минимализма. Главным героем для него стал обычный человек, который, не смотря на свою «неидеальность», все так же красив.
Основное направление – это создание скульптур из дерева и, соответственно, резьба по дереву. Однако определить на первый взгляд, из какого материала сделаны скульптуры не всегда просто.
В самом начале своего пути Балкенхол вдохновился греческой античностью, позже затрагивал культуру других европейских цивилизаций и даже ислама. Однако в изображении так и остался верен себе.
Сам Балкенхол сегодня человек семейный: у него есть жена, маленькая дочка, и еще пополнение в семье ожидается. Личную жизнь он старается не тиражировать, да и времени на это не так много. Скульптор работает с удивительной скоростью. На создание своих самых грандиозных работ у него уходит не больше месяца, несмотря на отсутствие ассистентов и помощников.
ПОЧЕМУ НУЖНО ИДТИ НА ВЫСТАВКУ И ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
Несмотря на то, что в Москву практически еженедельно привозят всевозможные выставки со всего мира, экспозиция Балкенхола действительно достойна посещения. Во–первых, заплатив за билет, вы увидите масштабную выставку, на осмотр которой может уйти несколько часов.
«Сферические люди (Женщина и мужчина)»
«Фигуры производят сильное впечатление, но они не зависят от конкретного контекста. Они не несут за собой содержательного посыла. Здесь вы видите два емких образа – мужчины и женщины. Вместе с тем, эти произведения не рассказывают какую-либо историю. Они не находятся в каком-то ситуативном контексте. Эти фигуры присутствуют сами по себе. Эти произведения ничего не утверждают, они задают вопросы, на которые мы должны ответить сами», — сказал Балкенхол.
Дорогая моя столицаТест: как хорошо вы знаете Москву?
Человеческое тело в полусфере – это парафраз учения Платона о людях и сферах божественного. Не случайно для покрытия полусферы был выбран золотой цвет, который, с одной стороны несет в себе символ нематериального и перекликается с темой средневековых икон, но, с другой стороны, вызывает явные ассоциации с богатством. По словам скульптора, в данном произведении уместны оба этих смысла.
«Красный свет может давать отсылку на что-то, например, красные губы, кровь. А золото имеет значимость само по себе, оно значит само себя. Сфера имеет символическое значение мироздания. С одной стороны мира снаружи нас и внутри нас», — добавил Балкенхол.
Если вдуматься, то мужчина и женщина, заключенные в полусферы — это две части идеальной фигуры. И только соединившись, они могут создать чем-то идеальным.
«Мироздание»
«Эта стена входит в мое произведение, состоящее из 5 частей, — «Мироздание». Оно было создано в 2013 году. Это произведение стало попыткой исследовать изображение с точки зрения изображения реальности. С другой стороны, меня интересовал ислам, в котором есть запрет на изображение, и поэтому там используется только орнамент. Здесь нужно упомянуть и иконотворчество, которое предполагает попытку бороться с изображением. А сама попытка бороться говорит о том, что у изображения есть огромная сила», — отметил скульптур.
Помимо скульптур у Балкенхола есть и смешанные работы. Например, сделав серию фотоснимков в Канаде, он использовал метод цифровой печати, а затем перенес изображения на древесину.
«Голова мужчины»
А вот об одном из самых заметных и интересных произведений на московской выставке Балкенхол решил промолчать.
«У меня была выставка в Цюрихе. Там было маленькое помещение, и я задался вопросом, как экспонировать там большой предмет. И я придумал специальную технику – смесь из эпоксидной смолы и опилок. И вся эта голова состоит из трех элементов. Таким образом, ее можно собрать и разобрать. Я не хочу подробно объяснять замысел этой работы, так как у произведения искусства должна оставаться тайна», — сказал он.
Если посмотреть на композицию, то перед нами может быть человек, который смотрит в музее на экспонат, или голова человека, который смотрит на экспонат. Но, кроме того, это может быть маленький человек, который видит себя большим или хочет быть большим. А может быть его мысли слишком велики? Оставляя за собой эти вопросы, немецкий творец дает нам простор для воображения, при этом как бы напоминая, что в его скульптуре все-таки не содержание определяет форму, а форма — содержание.
Екатерина Дегтерева
Подробнее в
сюжете Музеи и выставки
В Москве пройдет Международная культурная выставка «Здравствуй, Италия!»
Фестиваль экологически чистого искусства стартовал в Алматы
Источник: