«Тайип-аби» в прошлом: напряженность вокруг Гюлена на постсоветском пространствеПопытка переворота в Турции
Хакан Аксай (Hakan Aksay)
«Выпад Эрдогана в отношении Путина по поводу школ Гюлена (Gülen)»
Это заголовок одной новости из моего архива.
О чем вы подумали, прочтя его?
Вы, наверняка, посчитали, что Эрдоган «резко выступил» против Путина, потребовав закрытия школ Гюлена (правда, мы знаем, что тогда Эрдоган был не в состоянии бросить вызов Путину, но это отдельный вопрос).
А мысль здесь следующая: Эрдоган набросился на Путина с тем, чтобы «школы Гюлена НЕ были закрыты», то есть дал понять это.
В свое время…
Путин, выходец из разведки, вставший во главе России в конце 1999 года, был обеспокоен организациями и школами, принадлежавшими Джамаату Гюлена. Через некоторое время такие школы в республиках Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Якутия, Карачаево-Черкесия, а также в Астрахани были закрыты. Затем и другие. Сотрудники многих школ были депортированы. В российской прессе много писали о «связях этих школ с США», о том, что некоторые турки и американцы, работавшие в этих учреждениях, — «агенты ЦРУ», что в этих школах «готовят террористов», «прививают пантюркизм» и «растят кадры для религиозных организаций».
(Через несколько лет газета Yeni Akit напишет: «Структуру параллельного государства впервые раскрыла Россия, в 2000 году»; Yeni Akit, 10 мая 2015 года).
Около восьми лет назад в статье BBC сообщалось, что в России и тюркоязычных республиках находится 236 школ, связанных с гюленистами, и 500 их общежитий.
В то время президент Гюль (Gül) и премьер-министр Эрдоган неоднократно предупреждали и просили Москву препятствовать закрытию этих школ. Хотя из-за такого рода инициатив организации Гюлена вызывали недовольство группы ястребов-разведчиков в России, в целом им удавалось сохранять свое присутствие и укреплять свою силу.
Гюлен — на повестке дня саммита Путина и Эрдогана
В статье от 13 августа 2013 года под заголовком «Россия, Движение Гюлена и Эрдоган» в газете Sabah Расим Озан Кютахьялы (Rasim Ozan Kütahyalı) констатировал: «Два важнейших игрока новой Турции: Тайип Эрдоган и Фетхуллах Гюлен (Fethullah Gülen)», — и писал следующее:
«Движение Гюлена, которое, вложив много труда, открыло школы в российском хинтерланде, очень испугалось этой грязной операции и пострадало от нее. Цель российской разведки заключалась в том, чтобы воспользоваться прохладными отношениями между правительством Эрдогана и Движением Гюлена (…) в последнее время и получить от Эрдогана одобрение того, что „от Гюлена исходит опасность“. (…) Они обнаружили перед собой Эрдогана. И так происходит каждый раз, когда кто-то хочет нанести хоть малейший вред присутствию Гюлена за границей. Вне всякого сомнения, турецкие школы, связанные с Движением Гюлена, — источник гордости этой страны».
После 17-25 декабря 2013 года (коррупционный скандал «Большая взятка», в котором оказались замешаны четыре министра и сын Реджепа Эрдогана — прим. пер.) ситуация радикально изменилась. Анкара на этот раз попросила Москву препятствовать любой деятельности гюленистов. Но российское руководство не приняло активных мер против Джамаата.
Вполне возможно, что одним из пунктов повестки дня саммита Путина и Эрдогана, который состоится через четыре дня в Санкт-Петербурге, станет этот же вопрос. Эрдоган повторит свое требование. Более того, он попытается получить у русских разведданные, связанные с Движением Гюлена. В любом случае после саммита гюленистам будет сложнее работать в России, чем прежде.
Потому что и Россия, и Турция готовятся к крупному маневру, чтобы сблизиться друг с другом и извлечь друг от друга выгоду. Похоже, что в этом процессе гюленисты, курды, Крым и еще многие другие потенциальные предметы спора легко отойдут на второй план.
Лидер, говоривший «Тайип-аби», «неблагодарен»?
После 17-25 декабря и особенно после попытки переворота Турция объявила международную мобилизацию для закрытия всех «школ террористической организации FETÖ Фетхуллаха Гюлена» в мире.
По одним оценкам, в 150 странах мира, по другим — в 170, существуют тысячи (в разных источниках приводятся цифры в две, три тысячи) школ, лицеев, университетов Джамаата.
Есть государства, которые сразу же после призыва Турции сделали шаги (или, по крайней мере, видимость таких шагов) в направлении закрытия этих школ: например, Азербайджан, Иордания, Сомали, Турецкая Республика Северного Кипра.
Большинство хранят молчание и пытаются «управлять» ситуацией.
А кто-то не воздерживается от отрицательного ответа Анкаре: например, Кения, Нигерия, Индонезия, Киргизия.
Киргизия — это, конечно, совершенно отдельная и потрясшая Анкару история.
Начнем с того, что это «тюркоязычная» страна. Более того, страна очень маленькая (население — всего шесть миллионов), со слабой экономикой. Она неоднократно получала от Турции помощь и кредиты. Кроме того, разве президент Алмазбек Атамбаев, знающий турецкий язык, до недавнего времени не обращался к Эрдогану «Тайип-аби» (стяженная форма от «старший брат», учтивое обращение к старшему по возрасту мужчине — прим. пер.)?
Предупреждения министра иностранных дел Чавушоглу (Çavuşoğlu) о том, что в Киргизии могут произойти теракты и даже переворот, наткнулись на угрозу: «Если вы не измените ваш подход к ним (членам FETÖ — прим. авт.), мы изменим наш подход к вам». После негативной реакции киргизского МИД последовала резкая реакция Атамбаева:
«Предупреждение о перевороте — абсурд! Раз уж они такие умные, то почему не предвидели переворот в своей стране? Пусть никто не пытается нас пугать! Мы независимая страна, и сами решим, что нам нужно».
Отрицательный ответ министерства образования Казахстана на пришедший из Турции призыв о «немедленном закрытии школ FETÖ» тоже не понравился турецкому руководству. Это же министерство в апреле 2014 года заявило, что турецко-казахские лицеи не будут закрыты, потому что они находятся под эгидой казахстанского государства, в рамках структуры, финансируемой из местного бюджета. Также был дан сигнал: «Турецкое руководство не обладает правом голоса в этих школах». Ожидается, что этот вопрос будет обсуждаться с президентом Нурсултаном Назарбаевым, который сегодня посетит Анкару.
Постсоветские республики имеют стратегическое значение
В международной организационной схеме Джамаата Гюлена (или Движения Хизмет) бывшие советские республики обладают большим значением. В этом регионе Джамаат создал не только школы, но и ассоциации предпринимателей, культурные общества, медиаорганизации, мозговые центры. Одни из них были закрыты, в других — сменилось руководство, и управление в свои руки взяли граждане той страны, в которой они находятся; а часть из этих образований сохраняет свое присутствие в том же виде.
Сегодня из-за жесткой позиции Турции в отношении гюленистов в некоторых странах — от России до Грузии, от Азербайджана до Таджикистана — наблюдается напряженность в той или иной мере.
Мы можем сказать, что в Узбекистане и Туркмении другая ситуация. Потому что позиция по отношению к гюленовским структурам и школам там и так жесткая.
В Узбекистане было создано 65 турецких школ. Но в 1999 году, когда отношения Ташкента и Анкары испортились (кризис создало проживание оппозиционного лидера Мухаммада Салиха (Muhammed Salih) в Турции), узбекское правительство в течение нескольких дней закрыло школы и депортировало их сотрудников.
Беспокойство, возникшее в Туркмении, — пусть и не в такой резкой форме, как в Узбекистане, — привело к похожим последствиям. В 2011 году в связи с «растущей угрозой нурсизма» (идеологическое движение, распространяющее идеи богослова Саида Нурси, а в версии Фетхуллаха Гюлена — ислама и пантюркизма — прим. пер.) была прекращена деятельность 14 туркменско-турецких школ, действовавших с 1992 года.
А руководство Таджикистана в январе 2015 года заявило об изменении структуры шести таджикско-турецких лицеев, созданных в рамках подписанного в 1994 году соглашения. Но в связи с тем, что компания «Шалола», выступающая главным источником финансирования этих школ, продолжила свою деятельность, Анкара не была в полной мере удовлетворена принятым решением.
Азербайджан в 2014 году под давлением Эрдогана закрыл 11 лицеев. Но то, что через месяц эти лицеи были снова открыты под другими названиями и привязаны к нефтяной компании SOCAR, многие комментируют как «хитрость». А недавно Баку прекратил работу Университета «Кавказ», связанного с Джамаатом, и телеканала ANS, вещание которого в ходе попытки переворота не осталось без внимания.
В Киргизии и Казахстане все иначе
Киргизия — одна из первых стран, где структура Гюлена стала самой успешной и распространенной. Киргизско-турецкие школы, организованные под названием «Себат», существуют с 1992 года.
По мнению некоторых экспертов, школы, связанные с Джамаатом Гюлена, — остов сегодняшней киргизской системы образования. 16 лицеев, две международные школы, один университет (Ататюрк — Алатоо) ежегодно выпускают около 11 тысяч человек.
Подчеркивается, что примерно половина тех, кто находится у власти в Киргизии и представляет приближенные к власти социальные группы (из разных партий и родов), за последние 15 лет получили образование в гюленовских школах. Добавим к этому тот факт, что сегодня в этих школах учатся дети практически всех политиков, бизнесменов и представителей культурного мира.
А связанные с Джамаатом школы в Казахстане, получившие распространение с 1993 года, в 1997 году были собраны под эгидой Казахско-Турецкого образовательного фонда (KATEV). KATEV постепенно превратился в комплексную структуру, объединяющую 29 лицеев, один университет (Университет имени Сулеймана Демиреля), один колледж, одну начальную школу и одну среднюю школу.
Одна четвертая современной казахстанской элиты — лица, окончившие эти учебные заведения; каждый пятый казахстанский госслужащий до 40 лет закончил одну из гюленовских школ; 85% детей элитарных кругов страны сегодня учатся в этих школах. Если учесть все это, позиция казахстанского правительства может стать более понятна.
Кто-то может спросить: «Почему вас обманули»
Очевидно, эта тема еще долго будет оставаться на повестке дня. Возможно, также потребуется пересмотреть позицию и манеру Анкары.
Дело в том, что сегодня ты называешь «террористическими гнездами» и требуешь закрыть школы, с которых еще вчера пылинки сдувал, всеми силами поддерживал, посещал на уровне первых лиц государства, ждал вклада и со стороны руководства соответствующих стран.
Внутри страны тебе, может быть, несложно говорить это, ну а как быть с другими государствами, которые далеки от того, что происходит в Турции?
Что будут думать народы тех стран, где школы, которые ты требуешь закрыть, окрепли фактически «в рамках государственной политики и при официальной поддержке»? Разве они не будут давить на свои власти: «Если это террористы, то почему же этого не выяснили раньше и не поняли, почему им с самого начала не помешали?»
Внутри страны просто… Ты говоришь: «Если человек — член FETÖ, он должен ответить по закону», — и сажаешь его в тюрьму. А там, где возникает твоя собственная ответственность, ты говоришь: «Да простит меня господь, мой народ», — и закрываешь эту тему.
Но ведь ты не можешь предложить эту же формулу всем странам мира!..
Турция — не весь мир!..
Источник: