Фото: southfront.org МВФ медлит с предоставлением кредита Украине, но эксперты не видят в нем большой потребности
Когда МВФ выплатит Украине очередную сумму, какой она будет и так ли нам нужна помощь Фонда.
Существует еще несколько нерешенных технических вопросов в рамках принятых Украиной обязательств, которые мы вместе обсудили. Их необходимо решить, поскольку мы не можем иметь наполовину выполненную программу и надеяться, что она будет работать”, — заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в середине июля.
Фонд не включил в повестку дня своих июльских заседаний вопрос по траншу для Украины. Значит, обещанный министром финансов Украины Александром Данилюком летний транш перекочует на более поздний срок. Так что деньги будут позже и не в тех объемах, которые ожидались, пишет Анна Гончаренко в №29 журнала Корреспондент от 29 июля 2016 года.
Хроника пикирующего кредита
Первый транш в рамках кредитной программы МВФ на сумму $ 17,5 млрд Украина получила в марте прошлого года. Тогда фонд перечислил $ 5 млрд. Год назад, в августе 2015-го, был второй транш — $ 1,7 млрд. В сентябре прошлого года ожидался и третий — $ 1,7 млрд.
Но прошел почти год, а программа не возобновилась. МВФ указывал на политический кризис и дожидался переформатирования правительства. В мае к нам приехала миссия МВФ и транша ждали в июле, после заседания совета директоров МВФ.
Министр финансов Данилюк и глава НБУ Валерия Гонтарева говорили, что в сроки уложимся, но не сложилось ни с ними, ни с суммой.
“Предварительно планировалось $ 1,7 млрд, но стоит учесть, что из-за политической нестабильности сотрудничество было заморожено, и был практически потерян целый год”, — объяснял министр финансов.
Сколько получим, озвучила уже Гонтарева. “Транш, который ожидаем получить, — в размере $ 1 млрд”, — сказала она.
“Когда появилась информация о том, что в июле мы рассчитывали получить не $ 1,7 млрд, а $ 1 млрд, это выглядело как технический вопрос, — говорит глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. — Большую сумму могли заложить в следующий транш, который могли дать до конца года. Тогда выше потребность в валюте, идут платежи по обслуживанию долга. Но сейчас, когда летний транш вообще отсрочен, это вопрос к качеству работы новоназначенного правительства”.
Писать не переписать
Не так давно министр финансов рассчитывал на три транша до конца года, которые разом потянули бы на $ 4,3 млрд. Смещение сроков и изменение суммы Данилюк называет вопросом технического характера.
“Отсрочка следующего транша, который Украина ждала в июле, логично назвать не просто технической проблемой, как это хочет подать наше правительство.
Это, скорее, содержательная проблема, — не соглашается с министром Новак. — Я думаю, что, после того как МВФ увидел бюджетную резолюцию на 2017 год, которую подало правительство, в Фонде взяли паузу. В этой бюджетной резолюции, во-первых, заложено несколько странных вещей, а во-вторых, некоторые показатели несовместимы.
В частности, удивительно, почему в бюджете на следующий год правительство закладывает продолжение довольно глубокой девальвации гривни — с нынешних 24 грн с небольшим до 27 грн с небольшим за $ 1. Девальвация больше 12% от сегодняшнего курса. При этом другой показатель в резолюции противоречит ей — правительство хочет удержать инфляцию на уровне 8%. Но девальвация тянет за собой цепную реакцию — сначала повышение цен на импортные товары и услуги, а потом и на отечественные. Увидев такую резолюцию, МВФ, видимо, захотел ознакомиться с более официальным документом — проектом бюджета на 2017 год, который правительство должно было бы подать в сентябре. Было бы логичным дожидаться именно этого финансового документа. На основании проекта там будут принимать решение”.
Экономист Виктор Лисицкий, в свою очередь, озвучивает и другую версию отсрочки. Чтобы ее понять, он призывается обратить внимание на сами принципы работы МВФ.
“МВФ, в отличие от многих других структур, но так же, как Всемирный банк и ЕБРР, работает на сверхпрозрачных условиях, — объясняет эксперт. — У Фонда опыт колоссальный, статистика не просто богатая, покрывающая процессы с 1947 года, но еще и детальная и совершенствующаяся. Поэтому когда МВФ оказывает помощь, то понимает, что происходит, и обращает внимание на общие экономические тенденции не только в самой стране, но и в странах-партнерах. Почему МВФ уже несколько раз отложил выдачу нам транша? Да ведь это кредиты, пусть и под небольшие проценты. Их нужно возвращать. Фонд видит, что у нас предполагаемая год назад траектория движения была нехорошей. Сейчас, пусть все и не так идеально, но лучше, чем предполагалось. Поэтому он дает понять, что нам деньги не нужны”.
Плохо, но не смертельно
Лисицкий отмечает, что уже несколько месяцев подряд наблюдается стабилизация гривни. “В целом ситуация в экономике дрянная, но стабилизационные процессы идут, — говорит он. — Гонтарева и Данилюк будут просить денег у МВФ. Но зачем? Выросли валютные резервы, есть приток валюты, поступления в местные бюджеты выросли, это фиксируется казначейством”.
Цифры говорят в пользу этой теории. По состоянию на начало июля, резервы Украины составляли $ 13,988 млрд, то есть выросли за год на 36,3%. Министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко констатировал, что за полгода в местные бюджеты поступило 65 млрд грн, а это на 48,5% больше, чем годом ранее.
Объем иностранной валюты, которую продает население, тоже увеличивается. В НБУ подсчитали, что в 2015-м украинцы продали на $ 1,55 млрд больше, чем купили. В 2016 году объемы продаж тоже росли все первые месяцы, и в июне украинцы продали валюты почти на $ 380 млн больше, чем купили.
Новак подтверждает, что, хотя расти экономика и не начала, ситуация стабилизировалась. Внешнеторговый и платежный балансы положительные, государственный долг реструктуризирован, а часть его списана. Поэтому эксперт призывает не впадать в панику из-за задержки транша и не ожидать падения гривни.
“Ее можно сейчас девальвировать только искусственно, — говорит Новак. — Если не будет неимоверной эскалации на востоке, то экономическая и финансовая ситуации стабилизированы. Ну а кроме МВФ у нас есть расширенная программа с Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком. Правительства многих стран предоставляют нам как безвозвратную помощь, так и кредиты, в том числе на бюджетные проблемы и отдельные программы. То есть Украина получает валютные ресурсы из разных источников”.
Эксперт указывает на то, что сейчас важно разумно распоряжаться уже имеющейся помощью. Однако от НБУ и правительства, которое закладывает в бюджетную резолюцию противоречивые данные, он логики и рациональности не ждет.
***
Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 29 июля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.
Источник: