В Кабмине уверяют, что знают как вывести украинцев из-за черты бедности
Фото: EPA/UPG
Правительство с опозданием на два месяца утвердило план мер по борьбе с бедностью на ближайшие два года. Он предусматривает снижение уровня безработицы, пересмотр социальных стандартов, проведение пенсионной реформы и многое другое. Впрочем, прописав десятки декларативных предложений о том, как увеличить занятость населения и повысить уровень жизни граждан, в Кабмине снова затянули с пересмотром размера прожиточного минимума и утверждением нового набора продуктов питания и товаров, необходимых для жизни граждан. Ныне действующий набор продуктов был утвержден еще 16 лет назад и поэтому, по мнению экспертов, требует скорейшего пересмотра.
За чертой относительной бедности в прошлом году находилось почти 25% украинцев. Не лучшим образом на платежеспособность граждан повлияло состояние в промышленности и война на востоке страны. Еще в марте текущего года правительство Арсения Яценюка приняло Стратегию преодоления бедности, дав Министерству социальной политики три месяца, чтобы разработать и согласовать с другими ведомствами план мер по ее реализации. Со сменой правительства процесс затянулся на пять месяцев. «В результате выполнения этой программы, уровень бедности по абсолютному критерию, с нашей точки зрения, в Украине будет снижен с 28% до 15% в 2020 году», — заявлял в марте Павел Розенко, возглавлявший тогда Минсоц.
План мер (имеется в распоряжении «Апостроф. Экономика»), который правительство приняло в понедельник, уместился на 47 страницах. Документ содержит 73 задания и определяет шаги по их достижению. Правда, сроки реализации этих мер достаточно размыты, вплоть до конца 2017 года. Причем в некоторых случаях сроки вообще не прописаны. Если вкратце – основные задания плана предусматривают увеличение занятого населения, в том числе, и среди бывших участников АТО. Несколько заданий, утвержденных Кабмином, предусматривают поддержку самозанятых лиц, особенно в сельской местности. В частности, на конец следующего года запланировано создание специализированных региональных фондов для обслуживания личных крестьянских и фермерских хозяйств. Для содействия трудоустройству молодежи предусмотрена компенсация работодателям по уплате Единого социального взноса. Впрочем, сроки реализации такого шага не указаны, очевидно, ввиду риска бюджетных потерь.
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
План мер по борьбе с бедностью в 2016-2017 гг
Фото: Апостроф
1 / 1
На областные власти, согласно плану мер, возлагается задача по созданию центров учета бездомных, домов ночного нахождения, центров реинтеграции, а также социальные отели для лиц, у которых нет крова. Впрочем, когда и за чей счет это будет делаться — не совсем ясно. Как следует из правительственного плана, на местах также должны обеспечить бездомных социальными услугами «с учетом их индивидуальных нужд».
Многие меры касаются пенсионной реформы. В частности, предусмотрено «создание условий для введения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единого принципа начисления пенсий». Хотя, как ранее писал «Апостроф. Экономика», министр социальной политики Андрей Рева считает, что время для введения накопительной пенсионной системы пока не настало. Притом, что в парламенте ранее был зарегистрирован правительственный законопроект о введении накопительной системы. Этим проектом предусмотрено, что внесение страховых взносов застрахованными лицами, которые не достигли пенсионного возраста, начнется с июля 2017 года. Напомним, сегодня в Украине пенсионная система работает по солидарному принципу, когда пенсии выплачиваются за счет Единого социального взноса работающих граждан.
Стоит отметить, что при подготовке плана мер по борьбе с бедностью разработчики в лице Минсоцполитики не учли ряд замечаний, поступивших от профсоюзов. К примеру, профсоюзы предлагали усовершенствовать механизм налогообложения доходов граждан, введя налог на богатство. Кроме того, поступило предложение повысить прожиточный минимум, приведя его размер к реальным ценам и потребностям населения.
Как отметил председатель Федерации профсоюзов Украины Григорий Осовой, набор товаров, на основании которого рассчитывается прожиточный минимум, уже давно устарел: «У нас на сегодняшний день действует набор продовольственных и непродовольственных товаров образца 2000 года, на основании которого определяется размер прожиточного минимума, а значит остальные социальные гарантии и социальные стандарты». По словам эксперта, общественная научно-экспертная комиссия уже пересмотрела набор товаров, и правительству осталось его только утвердить. В январе этого года Минэкономразвития внес список на рассмотрение Кабмина, но потом он был направлен на повторное согласование в связи со сменой правительства.
Доходы и расходы украинцев (грн)*
год |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Доходы |
3853,9 |
4144,5 |
4470,5 |
4563,3 |
5231,7 |
Расходы |
3458 |
3592,1 |
3820,3 |
4048,9 |
4952 |
*в среднем в месяц на одну семью
Источник: Госстат
На заседании Кабмина в понедельник представители профсоюзов снова подняли вопрос о пересмотре прожиточного минимума и утверждении нового продуктового набора. Кабмин в итоге принял решение «разработать и внести» новый перечень на рассмотрение правительства. Впрочем, конкретные сроки выполнения я этого решения так и не были указаны.
Рост социальных стандартов последние два года был несоизмерим с ростом цен. Как уже ранее писал «Апостроф», прожиточный минимум является точкой отсчета при индексации доходов граждан в случае инфляции. То есть, уровень зарплат повышают не на реально выросшие цены, а только в пределах прожиточного минимума. Причем это должны делать как госпредприятия и бюджетный сектор, так и частный бизнес. Но пока размер прожиточного минимума не приблизится к реальным потребностям украинцев, говорить о справедливой индексации не приходится. Профсоюзы предлагали правительству внести в план мер пункт, согласно которому индексацию следовало бы проводить на два размере прожиточных минимумов, а не на один, как сейчас. Впрочем, ни Минфин, ни Минсоц эти доводы не услышали. Без внимания также осталось предложение проводить индексацию в случае инфляции более 1%, а не 3%.
Источник: