В конце ноября переговорщики в «нормандском формате» вновь сядут за круглый стол чтобы обсудить проекты «дорожных карт» по имплементации Минских соглашений
Фото: EPA/UPG
В конце ноября 2016 года должно состояться очередное заседание представителей стран-участниц «нормандского формата», на котором будут обсуждаться проекты «дорожных карт» по имплементации Минских соглашений. Высокопоставленный источник в дипломатических кругах в частной беседе рассказал «Апострофу» о процессе подготовки «дорожной карты». По его словам, сейчас сторонами готовятся четыре проекта документа: украинский, российский, франко-германский, а также вариант ОРДЛО. По имеющейся информации, наиболее вероятно, что в качестве компромиссного варианта будет утвержден франко-германский проект. Но это может случиться уже в новом 2017 году, поскольку между сторонами конфликта существуют слишком большие противоречия относительно трактовки и очередности выполнения Комплекса мер.
До конца этого месяца Украина, Россия, Германия, Франция, а также ОРДЛО должны будут представить свои рекомендации и соображения относительно выполнения политического компонента, разработки избирательного законодательства, модальности проведения выборов, развертывания полицейской миссии ОБСЕ в зоне конфликта, установления контроля над границей и других технических аспектов. Стоит отметить, что сейчас в Киеве, Москве и Берлине развернута закрытая экспертно-аналитическая работа с целью выработки предложений по наполнению и моделированию имплементации «дорожной карты».
Благодаря утечкам информации, циркулирующей в очень узких дипломатических кругах, стало известно о ключевых пунктах готовящегося меню по Донбассу, с которым переговорщики вновь сядут за круглый стол. По мнению источника «Апострофа», переговоры могут продвинуться пока что только относительно принятия избирательного законодательства и параллельного развертывания вооруженной миссии ОБСЕ. По остальным вопросам — пока что тупик, все ждут завершения выборов в США.
Российский проект
Кремль потребует от Киева принятия политических решений в части утверждения отдельного закона о выборах на Донбассе, а также амнистии. При этом российские переговорщики договариваются о том, чтобы Киев не согласовывал проект закона о выборах с самопровозглашенными властями ДНР/ЛНР, поскольку их не особо волнует смысловое наполнение этого документа. Для Кремля важно, чтобы процесс реинтеграции был запущен в украинском парламенте. Что касается изменений в Конституцию в части особого порядка местного самоуправления для ОРДЛО, то Москва понимает, что в нынешнем парламенте для Порошенко провести данное решение просто невозможно. Поэтому голосование по Конституции в Кремле готовы отложить на потом. В общем, с этим также согласны представители ФРГ и Франции.
Дальше идет компонент по безопасности. Российские дипломаты согласны на то, чтобы вооруженная миссия ОБСЕ с «легким стрелковым оружием» развернула свою деятельность на неподконтрольной территории Донбасса. Однако здесь есть важный момент. В конечном счете формировать и контролировать такой миротворческий контингент, созданный из числа лояльных партнеров, должна Москва.
Задача такой миссии – обучение и проведение тренингов для народной милиции, совместное патрулирование неконтролируемой части российско-украинской границы, обеспечение охраны порядка во время агитации и непосредственно на выборах. Если будет развернута такая миссия, то допускается возможность отвода тяжелого вооружения прямо на границу. Что касается освобождения Дебальцево, как того требует украинская сторона, россияне не согласны идти на уступки. Хотя в случае прогресса в ходе переговоров допускается возможность демилитаризации населенного пункта и его окрестностей под контролем ОБСЕ.
Отдельно прописывается допуск международных организаций и мониторинговых служб в зону конфликта, которые в первую очередь занимаются решением социально-гуманитарных вопросов. Полный контроль над границей Украина получает только после выборов, а также закрепления в Конституции особого порядка местного самоуправления для Донбасса.
Проект от ОРДЛО
В целом предложения ДНР/ЛНР практически ничем не отличаются от российского проекта «дорожной карты». При этом, по мнению источника, не исключено, что данный документ готовился российскими специалистами для проформы, чтобы отдельно подчеркнуть субъектность самопровозглашенных «республик» и представить их стороной конфликта, а себя (РФ) – как посредника и медиатора. В частности, ОРДЛО выступают против любых форматов развертывания миротворческих миссий. Охрану порядка должны обеспечивать отряды народной милиции. От Киева требуют сначала принятия политического компонента – изменений в Конституцию в части децентрализации власти во втором чтении, обязательного согласования с руководством ДНР/ЛНР отдельного закона о выборах, полной амнистии, запрета националистическим партиям принимать участие в выборах и так далее. Также параллельно с местными предлагается провести довыборы по вакантным мажоритарным округам в парламент. Только после проведения выборов Киев, согласно Минским соглашениям, начинает вести диалог о модальностях получения контроля над неконтролируемым участком российско-украинской границы.
Украинский проект
В целом позиции украинских переговорщиков достаточно понятны и предсказуемы. Сначала граница, потом выборы.
Украинская сторона требует обеспечения безопасности в зоне конфликта, вывода незаконных российских формирований, а также тяжелого вооружения. Освобождение Дебальцево и завершение развода сил в согласованных пунктах станут ключевыми пунктами переговорного меню украинской стороны. Также системно прорабатывается процесс установления контроля над границей с помощью вооруженной миссии ОБСЕ. При этом украинские переговорщики категорически выступают против того, чтобы российские представители принимали участие в вооруженной миссии ОБСЕ. В Киеве опасаются легализации российских наемников под соусом миротворцев на Донбассе.
После этого в Киеве согласны на амнистию для тех, кто не совершал военных преступлений и не нарушал права человека, принятие закона о выборах на Донбассе (судя по всему, это будет дополнение к уже существующему законодательству по местным выборам). Затем идет установление контроля над границей и в самом конце – проведение выборов.
Франко-германское видение
Берлин и Париж будут склонять Киев и Кремль остановиться на компромиссном варианте, который фрагментарно обсуждался еще на крайних переговорах в Берлине. Согласно франко-германскому проекту «дорожной карты», первоочередным заданием станет создание условий в зоне конфликта для проведения местных выборов. Киев должен будет принять закон о проведении местных выборов на Донбассе. По слухам, такой законопроект уже разработан украинской стороной.
Второй пункт – это безопасность. Будет продолжена работа по разведению сил по линии соприкосновения. И первым шагом по достижению реального режима верификации огня станет развертывание вооруженной миссии ОБСЕ. Ранее «Апостроф» уже писал о планах развернуть условно франко-германскую миссию, а также миссию под мандатом Кремля. Судя по всему, именно этот вариант будет активно обсуждаться на следующих переговорах. И пока это план-максимум для Франции и Германии, поскольку там понимают, что достичь консенсуса по другим вопросам (демилитаризация Дебальцево, мониторинг неконтролируемого участка границы, ведение агитации и заход в зону конфликта украинских партий, ЦИК и других институтов) пока что нереально.
Что касается контроля над границей, то это самый сложный вопрос, который стопорит все переговоры. Поэтому франко-германский формат будет предлагать Украине установить не контроль, а длительный мониторинг совместно с ОБСЕ над неконтролируемой частью границы до выборов. Только после выборов, на второй день, начнется процесс взятия границы под контроль Украины.
В Берлине считают, что это будет компромиссным вариантом для Кремля и Киева. В ключевых западных столицах готовятся к выборам, и это понимают в Киеве. Ведь их переговорные позиции достаточно сильны. Поэтому украинскому руководству выгодно тянуть время. В связи с этим, по словам источника, до конца этого года главные игроки надеются хотя бы согласовать модальности проведения выборов в части принятия избирательного законодательства и выработку консенсуса относительно путей достижения безопасности. Вместе с тем маловероятно, что «дорожная карта» в целом будет утверждена в этом году.
Источник: