Восстановлена первая компьютерная музыка, созданная Аланом Тьюрингом
Исследователи восстановили запись музыки 1951 года, сгенерированной на компьютере знаменитым ученым, взломавшим код «Энигмы».
Исследователи из Новой Зеландии заявляют, что они восстановили запись, полученную путем компьютерного генерирования в 1951 году на гигантском устройстве, созданном британским специалистом по теории вычислительных машин Аланом Тьюрингом (Alan Turing).
Данный звуковой артефакт, проложивший дорогу всевозможным синтезаторам и современной электронике, начинается достаточно консервативно — с мелодии Британского гимна.
Как утверждают исследователи из Университета Кентербери в Крайстчерче (Christchurch), Тьюринг, более известный в качестве создателя аппарата обработки данных, прообраза ЭВМ, взломавший с его помощью код нацистской «Энигмы» во время Второй Мировой войны, предстает перед нами как музыкальный новатор.
«Фундаментальные работы Алана Тьюринга конца 1940-х по превращению компьютера в музыкальный инструмент попросту проморгали», — говорят они.
Запись была сделана 65 лет назад в Великобритании специалистами выездной студии Би-Би-Си в Манчестерской лаборатории вычислительных машин.
Машина, занимавшая почти весь первый этаж лаборатории, могла генерировать три мелодии — «Боже, храни Королеву», «Бе Бе Черная овечка» и классику свинга In the Mood Глена Миллера.
Однако когда профессор Университета Кентербери Джек Коупленд (Jack Copeland) и композитор Джейсон Лонг (Jason Long) стали исследовать 12-дюймовый (30.5 cм) ацетатный диск с записью музыки, они услышали, что запись испорчена.
«Частоты на записи были отстроены некорректно. Можно сказать, в лучшем случае, эта запись дает примерное представление о том, как собственно звучал компьютер», — говорят они. Для того, чтобы восстановить запись, им пришлось поработать детективами электроники — подкорректировать скорость записи, компенсировать ее подрагивание, а также отфильтровать паразитные шумы.
«Это был прекрасный момент — наконец-то мы услышали, как звучал компьютер Тьюринга», — написали Коупленд и Лонг в блоге на сайте Британской библиотеки.
Запись содержит фрагменты мелодий, исполненных как будто на резковатых басовых трубках электронной волынки.
Также на записи слышны искажения, а когда музыка прерывается во время исполнения номера Глена Миллера, комментатор замечает: «Очевидно, машина не в настроении».
Программируя на компьютере свои первые ноты, Тьюринг не особенно заботился, как они складываются в мелодии.
Этим занялся школьный учитель Кристофер Стрейчи (Christopher Strachey), впоследствии известный своими собственными работами в области теории вычислительных машин. Стрейчи вспоминает, что когда Тьюринг послушал, как его машина играет музыку, его реакция была скупой: «Замечательно».
Тьюринг был специалистом по информатике, философом и криптологом, чья роль во взломе кода нацистской «Энигмы» была ключевой. Его преследовали в уголовном порядке по обвинению в гомосексуализме и приговорили к химической кастрации, что и отображено в оскароносном фильме «Игра в имитацию». Он покончил с собой в 1954 году в возрасте 41 года.
В 2013 году он был официально помилован Королевой Елизаветой II.
Источник: