1- 4 классам станет проще учиться.
|
Учеба для младших школьников станет легче
Малышей станут учить понимать, не зубрить и применять в жизни
Жалобы родителей, что ребенка с первых классов загружают информацией, которая слишком сложна или вряд ли когда-то пригодится, были услышаны в МОН. Под руководством ведомства на платформе EdEra закипела работа по разгрузке программы для начальной школы, и за 2 месяца энтузиасты сделали выводы, которые легли в основу новых учебных планов для учеников 1—4 классов — они будут учиться по ним уже с 1 сентября. Как именно хотят разгрузить младших школьников, рассказали учителя и модераторы платформы.
УКРАИНСКИЙ: ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ПРОЩЕ
Разгрузка коснулась в первую очередь тех тем и заданий, которые признали сложными, слишком объемными или неэффективными. Например, для первоклассников такие темы, как «Умовне позначення слів», «Спосіб умовного позначення речень», «Складання речень за поданою графічною схемою» заменили практическим знакомством с предложениями и их составлением. «Кроме этого, они должны будут уметь делать звуковой анализ простых по составу слов, таких как «сир», «тато» и т. д., — объясняет учитель начальных классов Маргарита Калюжная. — Второклассников освободили от сочинений, а объем устного высказывания уменьшили с 40 до 20 слов». Также перенесены в третий класс темы ударных и безударных гласных. Не столь важным становится качество рукописного письма и не фиксируется количество часов на каждую тему. «Есть темы, которые класс воспринимает легче, есть те, что сложнее, — объясняет учитель начальных классов Ольга Третьяк. — Это зависит от настроения ребят и даже от того, каким по счету стоит урок украинского». В третьих классах детям нужно будет знать состав слов, подбирать однокоренные слова, обращаться с падежами, но многие темы по частям речи перенесли в четвертый.
ЧТЕНИЕ. Прежде всего, исчезнет проверка скорости чтения с секундомером. Также в процессе обсуждения все согласились с тем, что программа устарела морально и детям не интересна. Среди предложений было ввести в программу современных детских писателей. А дети будут оценивать не то, позитивный или негативный тот или иной персонаж (т. е. не навешивать ярлыки), а оценивать его поступки.
МАТЕМАТИКА: БЕЗ ЛИШНЕЙ ЗУБРЕЖКИ
В обновленной программе произошло смещение акцентов с знания на понимание. Так, теперь ученики 1 и 2 классов не должны будут зубрить таблицы сложения и вычитания (в пределах 10 и 20), умножения и деления. «Если ребенок не понимает сути этих математических действий, то в требовании знать таблицы нет никакого смысла», — объяснили модераторы новой программы. Молодые учителя уже высказываются на форумах, что для пожилых учителей отмена зубрежки будет шоком. В МОН ожидают, что поначалу будут тихие протесты с тайным задаванием учить таблицы наизусть». Однако в ведомстве готовят рекомендации для таких учителей, тем более что запоминание таблиц наизусть смещено в третьи классы.
ИНФОРМАТИКА. «Уроки предлагается сделать интереснее без скучной информации — такой, как основные составляющие компьютера, история вычислительных устройств, файлы, папки и операции с окнами, — объяснили в МОН. — Также убрали много терминов, непонятных детям (гиперссылки и т. п.)».
АНГЛИЙСКИЙ: ПЕРЕНОСЫ
Многие нормы, которые предназначались для первоклассников, убрали, сократили или перенесли. Так, тему множественного числа с окончанием -s перенесли во второй класс. Говорить малышам теперь можно будет меньше: первоклассникам не 3—4 предложения, как раньше, а 2—3, второклассникам — не 4—5 предложений (реплик), а 3—4, а письменные сообщения должны состоять не из 4—5 предложений, а из 2—3. Второклассники не будут учить названия месяцев и дней недели (их изучение будет в 3-м классе), а третьеклассники — времена Past Simple, Future Simple (перенесли на 4-й). Из программы 4-го класса убрали тему «Дикі та свійські тварини». Кроме того, в пояснительной записке предложено много рекомендаций. В частности, по поводу использования не менее 10% времени на уроке для написания букв, широкого использования песен, стихотворений, видеоматериалов, введения тем «Еда», «В кафе», «В магазине», «На вокзале» и прочих, чтобы ребенок мог озвучить свои нужды в жизненных ситуациях, вести короткие диалоги и писать смс.
СПЕЦ. Программы английского языка для специализированных школ также упростили. Так, например, теперь первоклассникам не придется читать и понимать тексты объемом 100—150 печатных символов, уметь описывать (себя, друзей, предметы и т. п.) на 4—5 предложений. Во 2-х классах исключили темы «Предметы в классной комнате», «Школьные принадлежности», Past Simple перенесен в 3-й класс, уменьшены объемы говорения и чтения (и в 3-х, и 4-х классах), Present Perfect перенесен в 4-й класс, а Past Continuous вообще убрали из программы.
ФИЗКУЛЬТУРА, МУЗЫКА, ТВОРЧЕСТВО
В художественно-эстетическом цикле (искусство, труд, музыка и физкультура) больше всего нареканий со стороны специалистов касались лишней информации. В частности, предложено убрать из программы физкультуры разбор истории Олимпийских игр, годов их проведения и лозунгов, прописанных там ранее. Убраны также «лыжи и коньки» с точными указаниями, на каком плече дети должны носить лыжи, как проходить дистанции, подниматься по склонам, а также плавание и танцевальные шаги. Учителя физкультуры уточняют, что все это не запрещено, а исключено именно из обязательной программы. «Школы, где есть материально-техническая база, условия (бассейны и т. д.), подходит квалификация учителя (хореограф, тренер по плаванию), могут это оставить, — говорит учитель физкультуры из Харькова Ольга Дзюба, которая участвовала в обсуждениях разгрузки программы. — Но для альтернативы предлагается заострить внимание на физических качествах учеников, таких как пластика, мышечная выносливость, гармоничное развитие в целом. Последнее даст возможность найти альтернативу, например, бегу с секундомером».
ТВОРЧЕСТВО. На занятиях музыкой первоклассникам больше не придется разбираться, что такое «зерно интонации», а на уроках творчества — усваивать понятия о видах и жанрах искусства. Вместо них больше внимания уделят художественным техникам, хендмейду и т. д. В образовательном искусстве также станет больше практики по созданию пейзажей, меньше изучения их видов. Также введут уроки с видеопутешествиями вместо бесед.
Источник: