Угроза торговой войны Германии и СШАПрезидент Трамп
Стефан Лоэ (Stéphane Lauer) и Томас Видер (Thomas Wieder)
В длинном интервью Дональда Трампа газетам Bild и The Times внимание Германии особенно привлек отрывок, в котором тот грозит обложить 35% налогом импорт в США собранных в Мексике BMW. Всего через несколько минут после публикации беседы вечером 15 января главные страницы большинства немецких информационных сайтов пестрели записями об «угрозах» избранного президента США в отношении местного автопрома, а не других тезисах интервью.
Кроме того, этот момент вызвал и первую реакцию со стороны правительства страны. В понедельник министр экономики Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) поделился с Bild сомнениями по поводу способности президента США реализовать свои протекционистские планы на практике. «Я жду ответа республиканского большинства в Конгрессе. Его члены хотят совершенно не того, что Дональд Трамп», — заявил он. Параллельно с этим он ответил на критику американского лидера о том, что в США больше немецких машин, чем американских в Германии. По его словам, все упирается в качество. Чтобы исправить ситуацию, «американцам нужно лучше делать машины», — считает Зигмар Габриэль.
Что касается немецкого автопрома, угрозы Трампа нацелены на совершенно конкретные проекты. Помимо заводов в США, чья производительность выросла в четыре раза за последние семь лет (до 850 тысяч машин в год), три главных автопроизводителя (BMW, Mercedes и Volkswagen) решили сделать из Мексики тыловую базу для своего экспорта. BMW, например, ведет строительство завода в Сан-Луис-Потоси, открытие которого запланировано на 2019 год. Он должен будет обеспечить сборку BMW 3, чтобы увеличить производство этой модели, которая уже выпускается в Германии и Китае, но не в США.
То же самое относится и к Daimler, чей будущий завод в Агуаскальентес (строится в партнерстве с Renault-Nissan) должен с 2018 года начать выпуск компактного автомобиля премиум-класса. Наконец, Volkswagen сформировал в мексиканском штате Пуэбла производственную базу еще с 1960-х годов, а в сентябре 2016 года компания открыла завод Audi для сборки Q5, которые предназначены для экспорта, прежде всего, в США.
«Пуля в ногу»
В BMW решили сдержано отреагировать на заявления Трампа. В понедельник президент компании Петер Шварценбауэр (Peter Schwarzenbauer) заявил, что слова президента США не отразятся на проекте открытия завода в Мексике в 2019 году. В Daimler же отказались комментировать угрозы Трампа. Президент немецкого Союза автомобильной промышленности Маттиас Виссманн (Matthias Wissmann) в свою очередь подчеркнул, что принимает его слова всерьез, но добавил, как и Габриэль, что сомневается насчет их реализации американской администрацией, ведь Конгресс, безусловно, выскажется по этому поводу.
«В долгосрочной перспективе США пустили бы себе пулю в ногу, если бы ввели таможенные пошлины и прочие торговые барьеры», — отмечается в его пресс-релизе.
Тот факт, что в первом интервью европейской прессе Трамп проиллюстрировал свои протекционистскую стратегию на примере немецкого автопрома, явно не был случайностью. В последние годы Германия играет ключевую роль на переговорах о свободной торговле между ЕС и США (трансатлантическое партнерство). Нынешние угрозы Трампа в адрес экспорта немецких машин касаются не просто одной отрасли: он выбрал своей целью символ экономической мощи Германии. И в такой перспективе угроза носит в той же степени политический, что и экономический характер.
Угроза торговой войны со страной континентальной Европы, которая воплощает в себе исторический союз с США вокруг ценностей свободной торговли (это подчеркнул Барак Обама в ходе последнего визита в Берлин 17 ноября 2016 года) означает для немцев следующий посыл: «Отныне вы больше не являетесь привилегированным партнером США в Европе».
Источник: